Top.Mail.Ru
«Роман за лето» — ежегодная летняя активность. Каждые 2 недели мы будем публиковать задания и полезные материалы для авторов Литрес Самиздат.

С нас — поддержка и заряд мотивации.
С вас — удовольствие от процесса!

Творческий марафон

/
/
Марафон «Роман за лето»
#роман_за_лето25

Кому подходит марафон

Участвовать могут все: и начинающие, и опытные авторы.
Тем, кто пишет новую книгу
Выбор идеи, проработка сюжета и персонажей, написание и публикация — будем вместе на каждом этапе.
Тем, кто хочет вернуться к заброшенному произведению
Разберём причины ступора и поможем вдохнуть новую жизнь в неоконченные истории.
Всем, кто хочет провести лето ярко и продуктивно
Марафон вдохновит вас на покорение новых творческих вершин.

Условия

Быть автором Литрес Самиздат и подписаться на наши соцсети.
Заполнить анкету
Чат для участников марафона, эксклюзивные материалы, возможность стать победителем и получить призы — всё это доступно только после заполнения анкеты. Она была открыта до 13 июля включительно. Сейчас мы не принимаем новых участников, но вы можете следить за новыми заданиями в соцсетях Литрес Самиздат и выполнять задания ради себя.
Делать репосты заданий и полезных материалов в своих соцсетях с хештегом #роман_за_лето25 на протяжении марафона.
Публиковать сделанные задания в соцсетях с хештегом #роман_за_лето25 и ссылками на соцсети Литрес Самиздат.
Главное условие для самых смелых — опубликовать книгу в Литрес до 14.09 включительно. Цена для читателей — от 199 руб.

Призы

Мы не будем оценивать тексты, ведь главная задача марафона — раскрыть ваш творческий потенциал, замотивировать на написание и публикацию произведений.
  • Критерии выбора победителей
    • Подписка на наши соцсети
    • Ваша активность: количество репостов заданий, полезных материалов и отчётов с хештегом #роман_за_лето25 и ссылками на наши соцсети
    • Опубликованная книга в Литрес до 14.09 вкл. Цена — от 199 рублей
  • Всем участникам
  • Тем, кто написал новую книгу
    Выберем 3 победителей и подарим:

    • фирменный зонт
    • диффузор
    • открытку с QR-кодом на опубликованную книгу
  • Тем, кто дописал заброшенную
    Выберем 3 победителей и подарим:

    • свечу
    • фирменный стакан
    • открытку с QR-кодом на опубликованную книгу

Задания

Раз в 2 недели мы будем публиковать здесь задания и советы от авторов и экспертов.

13.06 Рефлексия

Наталья Керре
Автор книг, психолог, блогер, член жюри конкурса «Книготерапия»
Авторам, которые пишут новую книгу
  • Какую основную идею вы хотите донести? Сформулируйте в одной фразе.
  • Почему именно ваша книга имеет право родиться? Для чего она нужна здесь и сейчас?

Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению
  • Вспомните, какие эмоции вы испытывали, когда родился замысел вашей книги. Попробуйте воспроизвести их, используя внешние обстоятельства: музыку, общение с определёнными людьми, возможно, фильмы или место.
  • Представьте, что вы почувствуете, когда ваша книга будет готова. Полностью погрузитесь в эти приятные эмоции.

Совет
Основная цель писательства — самовыражение. Вами должно двигать желание создавать, а не поиск популярности. Сосредоточьтесь на своём замысле, а не на страхах о том, что-то, что вы делаете, никому не нужно. Всё остальное со временем приложится — ведь чтобы книга была прочитана, её нужно сначала написать. Не относитесь к тому, что вы делаете, слишком серьёзно. Худшие книги пишутся с серьёзными лицами и целью создать шедевр. Чем ближе вы будете по состоянию к играющему ребёнку, тем лучше результат.

16.06 Задание 1. Первые шаги по работе с книгой

Александра Шервинская
Автор приключенческого и юмористического фэнтези, историй в жанре мистики и городского фэнтези
Авторам, которые пишут новую книгу
1. Решите, в каком жанре вы будете работать. Старайтесь выбрать тот, который действительно вам по душе, иначе работать будет очень сложно.
2. Определитесь с примерным размером вашего будущего произведения (исходя из реального количества знаков, которые вы можете писать за день).
3. Определите ключевые точки будущего романа, пока в общих чертах: с чего начнётся ваше произведение и чем закончится.
4. Заведите таблицу, в которой ежедневно отмечайте количество написанных знаков, даже если это совсем небольшое число. Исходя из примерных 3000 в день можно отмечать дни разными цветами: норма, больше, меньше, вообще ничего. Делитесь своими достижениями в соцсетях.
Лира Алая
Автор юмористического, приключенческого и романтического фэнтези
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению
1. Вспомните, почему вы начали писать эту книгу и почему бросили. Попробуйте устранить то, что мешает, и вернуть себе интерес к истории.
2. Перечитайте начало. Не правьте, отметьте, что вдохновляет, а что отталкивает.
3. Продумайте план работы над книгой.  Переписать всё, убрать слабые сцены или ничего не менять, продолжив с того места, на котором остановились?
4. Начните! Не торопитесь, напишите одно или два предложения в первый день, а на следующий — один абзац. Рано или поздно вы вернётесь к своей норме знаков.

25.06 Советы и полезные материалы

Александра Шервинская
Автор приключенческого и юмористического фэнтези, историй в жанре мистики и городского фэнтези
Авторам, которые пишут новую книгу

Многие авторы, не только начинающие, но и опытные, часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Как наиболее рационально выстроить свой график, чтобы не смотреть на монитор с круглыми от ужаса глазами, понимая, что дедлайн уже завтра?

Понятно, что каждый рано или поздно находит свой ритм. Можно поставить себе цель: определённое количество знаков в день, несмотря ни на что. Пусть оно будет небольшим: хоть три тысячи, хоть полторы, да даже один небольшой абзац. Но ежедневно! Тогда, когда есть возможность: утром, в обеденный перерыв, вечером, ночью (если вы сова).

Сложно? А творчество — это всегда непросто. У меня норма — не меньше восьми тысяч в день. Желательно больше, но это зависит от обстоятельств. Если я знаю, что завтра точно не смогу, то стараюсь написать впрок, чтобы по возможности уменьшить завтрашнюю норму. Такой подход дисциплинирует и помогает не забрасывать текст.
Лира Алая
Автор юмористического, приключенческого и романтического фэнтези
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

  1. Вдохновляйте себя наградами. Составьте таблицу с маленькими поощрениями за каждый фиксированный объём текста. Записывайте свои успехи в дневник или электронную таблицу и радуйтесь прогрессу.
  2. Пишите не по порядку. Начните с той сцены, которую вам больше всего хочется написать, даже если она запланирована в финале. Очень важно снова войти в поток.
  3. Смените точку зрения. Если никак не получается продолжить, то напишите от лица другого героя или от самого автора.
  4. Отпустите перфекционизм. Разрешите себе писать черновик, которому далеко до идеала. Потом всегда будет возможность отредактировать.
  5. Поищите вдохновение. Послушайте музыку, которая соответствует атмосфере вашей книги, подберите визуальные образы героев или же устройте себе пешую прогулку, обдумывая сюжет книги.

30.06 Задание 2. Герои произведения

Адриана Дари
Автор приключенческого и романтического фэнтези
Авторам, которые пишут новую книгу

  1. Подумайте, какое самое яркое событие произошло в прошлом героя. Может, даже в детстве. Как оно повлияло на его видение мира?
  2. Придумайте, как герой будет реагировать на опасные ситуации. Замирать? Злиться? Действовать?
Лина Коваль
Автор современных любовных романов и молодёжной прозы
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

  1. Вспомните, какие качества главных героев вдохновили вас написать о них. Создайте актуальные портреты: как герои выглядят, чем занимаются, в чём их сила, какие у них страхи? А как это может повлиять на ваш сюжет?
  2. Распишите путь каждого героя от точки, А (первой главы) до точки В (эпилога), учитывая взлёты и падения.
  3. Особое внимание уделите второстепенным персонажам. Пусть они будут яркими и запоминающимися. Одарите их интересной внешностью / необычной речью / редким именем и др. Подумайте, как они повлияют на трансформацию главных героев.

09.07 Советы и полезные материалы

Адриана Дари
Автор приключенческого и романтического фэнтези
Авторам, которые пишут новую книгу

1) Помните, что персонажи — это не картонные декорации, это такие же живые люди, как мы с вами. У них есть то, что их пугает, то, что радует и то, что злит до зубовного скрежета. Найдите для ваших героев такие пунктики, и это сразу оживит их.
2) У героев всегда есть прошлое, то, что повлияло на становление их личности, то, что привело к  точке «А» в начале книги.
Придумайте, о чем может вспомнить герой в тех или иных сценах.
3) Второстепенные персонажи не существуют сами по себе, они всегда «подсвечивают» те или иные черты главных героев или события.
Подумайте, если выкинуть персонажа из повествования, потеряет ли что-то история? Нет? Тогда вы на правильном пути!
4) Персонажи не остаются статичными на протяжении сюжета. Они меняются под воздействием событий, общения. Посмотрите на перспективу: как изменит персонаж свое поведение/убеждения/цели к концу книги.
5) Не бойтесь брать что-то из настоящей жизни! Может, это будет какая-то привычка, манера поведения или мечта? Вдохновляйтесь и будьте наблюдательными!
Лина Коваль
Автор современных любовных романов и молодёжной прозы
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

Поделюсь выработанными мной правилами, которые позволяют работать над книгами в удовольствие:

1) Я вдохновляюсь. Это важно: рассказывать свои истории не из надобности, а из желания донести их читателю так, как видишь ты. Мои источники вдохновения: семья, музыка, кино, домашние дела, разговоры с друзьями, создание коротких видео, прогулка у любого водоема.
2) Я много учусь. Посещаю различные курсы, тренинги, уделяю много времени работе с редактором. Быть автором — навык, который важно оттачивать.
3) Я всегда оставляю место для импровизации. Планирование — это прекрасно, но творчество процесс стихийный, поэтому у меня не бывает подробного плана. Достаточно нескольких жирных точек/переломных моментов. Так работа над главами будет увлекательнее.
4) Я не сравниваю. Всегда найдутся те, кто успешнее, пишут больше книг, быстрее, талантливее и т. д. Важно понимать, что у всех разные стартовые условия, возможности и свой неповторимый авторский путь. Искренне желаю всем удачи, и пусть ваш «Роман за лето» покорит сердца читателей!

14.07 Задание 3. Развитие сюжета

Илья Ангел
Автор романов в жанрах боевого фэнтези, РеалРПГ, бояръ-аниме и попаданцев в другие миры
Авторам, которые пишут новую книгу

  1. Подумайте о том, как изменится динамика, если два заклятых врага окажутся в ловушке вместе без возможности навредить друг другу?
  2. Предположите, что главному злодею кто-то анонимно помогает. Придумайте, кто это и почему.
  3. Решите, кто из второстепенных персонажей мог бы предать героя, и почему это было бы логично?
  4. Представьте, что какое-то невинное увлечение героя (кулинария, коллекционирование, садоводство) неожиданно станет ключом к победе/поражению. Что это будет?
Алекс Ключевской (Лёха)
Автор романов в жанрах боевого фэнтези, РеалРПГ, альтернативной истории, бояръ-аниме и попаданцев
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

  1. Добавьте неожиданный поворот: кто-то или что-то внезапно появляется в старом сюжете и меняет его развитие, возможно даже в противоположную сторону.
  2. Представьте, что один из героев обнаруживает секрет, который полностью меняет его восприятие старого сюжета.
  3. Введите нового персонажа, чья история переплетается с заброшенным сюжетом — как это изменит динамику? Возможно, именно он оживит сюжет.
  4. Представьте, что герои сталкиваются с новой угрозой. Возможно, с появлением нового антагониста, которого раньше никто не подозревал.

23.07 Советы и полезные материалы

Илья Ангел
Автор романов в жанрах боевого фэнтези, РеалРПГ, бояръ-аниме и попаданцев в другие миры
Авторам, которые пишут новую книгу

  • Не бойтесь добавлять оригинальных персонажей, если пишете в жанре фэнтези. Спутниками главного героя могут быть не только люди, но и говорящие артефакты, фамильяры, призраки, нечисть. Подобные персонажи могут дать свою изюминку и помочь с развитием сюжета.
  • Если сюжет кажется предсказуемым, задайте вопрос: «А что будет, если сделать всё прямо противоположно устоявшемуся шаблону?» Например, герой ошибся в каком-то рассуждении, или главный злодей допустил сильный промах. Это сможет изменить сюжет, добавить новые события, которые смогут привести к более неожиданным последствиям. Не бойтесь экспериментировать.
  • Не бойтесь вводить второстепенных персонажей. Случайный прохожий, старый друг или даже животное могут стать катализатором событий. Пример: кот разбивает вазу, в которой герой находит важную улику. Это добавит истории естественности и может помочь с развитием сюжета.
Алекс Ключевской (Лёха)
Автор романов в жанрах боевого фэнтези, РеалРПГ, альтернативной истории, бояръ-аниме и попаданцев
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

  • Прочитайте свой черновик так, словно его писал кто-то другой. Просто как читатель. Вполне возможно, что при прочтении вы поймаете эффект: «Вау! Неужели это написал я? А что там дальше-то?» А что дальше? Нужно сесть и дописать, раз автор никак не соберётся.
  • Никогда не забывайте, что мир не вертится вокруг главного героя. В любом сюжете есть второстепенные персонажи, но они не декорации, они такие же живые, как и герой. У каждого есть своя жизнь, свои переживания. Расскажите о них. Не выводите второстепенного персонажа на главную роль, но в виде небольших отступлений вдохните в него жизнь. Это поможет в том числе понять главного героя и его мотивацию.
  • Не бойтесь смешивать жанры. Небольшая детективная или мистическая линия никогда не повредит добротному фэнтези. Главное — не переборщить, иначе получится винегрет вместо хорошей истории.
  • Расскажите историю в виде небольших вставок в сюжет от лица кота, дома, случайного свидетеля. Мир заиграет новыми красками, а заодно вы поймете, что происходило «за кадром».
  • Забудьте на время про спасение мира. Пусть герой борется за то, чтобы его кот не умер, сестра не вышла замуж за идиота, а сам он наконец-то стал счастливым. Мелочи иногда цепляют сильнее глобальных катастроф.
  • Та глупая мысль, которую вы отбросили как «слишком странную», никак не даёт спокойно спать по ночам? Вернитесь к ней и попробуйте внедрить в сюжет. Иногда самые безумные повороты становятся самыми запоминающимися.

28.07 Задание 4. Атмосфера и детали произведения

Наталья Калинина
Автор более 30 книг в смешанном жанре, автор издательств «Эксмо» и «Руграм»
Авторам, которые пишут новую книгу

  1. Задайте себе вопрос: какие эмоции вы желаете вызвать у читателя этим эпизодом? Страх, напряжение, радость, умиротворение? Придумайте к каждой эмоции несколько атмосферных приёмов. Например, тиканье часов, капающая из крана вода, скрип приоткрывающейся двери, просочившийся в помещение запах гари, внезапное похолодание в комнате или на улице.
  2. Подумайте, какие чувства испытывает герой в этой ситуации. Передайте его эмоции через действия: герой ходит от стены к стене, ерошит волосы, щёлкает ручкой, выглядывает в коридор.
Татьяна Зинина
Автор романтического и приключенческого фэнтези
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

  1. Прочувствуйте атмосферу сцены, которую описываете, представьте себя в ней, выделите именно те её особенности, которые важны сейчас и будут иметь значение в дальнейшем повествовании.
  2. Передайте обстановку через ощущения героя: как он её воспринимает, что цепляет его внимание, как он себя в ней осознаёт и чувствует.
  3. Используйте запахи, тактильные ощущения, звуки, чувства, эмоции.
  4. Не бойтесь удалять описание тех деталей, которые перегружают сцену лишними подробностями. Тогда читатель непременно обратит внимание на ту деталь, которую вы хотите выделить даже без подробных описаний.
  5. Сделайте атмосферу и обстановку динамичной. Она — не искусственная декорация, а тоже участник сцены. Пусть шторы шевелит ветер, или в комнате чуть темнеет от закрывшей небо тучи, пусть на улице ходят люди, едут машины. Мир в книге должен жить.

06.08 Советы и полезные материалы

Наталья Калинина
Автор более 30 книг в смешанном жанре, автор издательств «Эксмо» и «Руграм»
Авторам, которые пишут новую книгу

  1. Составьте себе атмосферный плейлист и придумывайте под музыку «клипы» с вашими героями.
  2. Поищите картинки на стоках для визуализации описываемых мест, посмотрите видео или создайте в нейросети, вдохновляющие вас картинки.
  3. Шутливый, но действенный совет на тот случай, если никак не удается начать. Напишите слово «итак» и описывайте все, что придет в голову касательно нужной сцены. Например, «Итак, я помню, что в тот день шел проливной дождь, который вконец испортил мое настроение…» Потом ненужное удалите. Главное, втянуться в процесс.
Татьяна Зинина
Автор романтического и приключенческого фэнтези
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

Для создания правильной атмосферы в книге очень важно автору погрузиться в ту обстановку, которую он описывает. Мысленно окунуться в происходящее, представить всё как можно подробнее, почувствовать себя частью сцены. Вдохнуть запахи, пропустить через себя эмоции героя, стать этим героем. И лишь тогда получится правильно определить те детали, которые будут ключиками к погружению в сцену для читателей.

Я люблю описывать атмосферу через ощущения и действия героя. Как он, к примеру, оказавшись зимой на улице, поёжился от холода, закутался в шарф, вдохнул пронзительно-чистый морозный воздух, поморщился, когда лица коснулись колючие снежинки.

Так, читателю легче понять происходящее, окунуться в историю с головой. Но если сам автор сцену не прочувствовал, то и для читателей она будет лишь поверхностной и картонной. Чем глубже вы ныряете в свою историю, тем глубже утянете в неё своих читателей.

11.08 Задание 5. Редактура

Александр Акулиничев
Главный редактор Psychologies.ru, литературный и кинокритик
Авторам, которые пишут новую книгу

1. Поставив точку, забудьте текст минимум недели на три: бейте себя по рукам, когда хотите перечитать его. А через три недели не просто перечитайте, а запишите одну главу на диктофон — и прослушайте свою запись. Все стилистические косяки выплывут на поверхность сразу же.

2. Найдите среди дальнего круга знакомых человека, который мог бы выступить «научным редактором» для вашего текста: проверить, верно ли вы описали будни героя-бариста, или уточнить компьютерную терминологию в устах героя-айтишника. Можно показать таким «научредам» не целый текст, а конкретные главы и фрагменты, касающиеся их профессии.

3. Для первой серии правок и редактуры используйте только распечатанные листы! Откажитесь от Word и гуглдоков, редактируйте текст прямо на бумаге — многое так видно лучше, но при этом вам придется удерживаться от постоянного переписывания. Печатный лист будет вынуждать вас вносить лишь самые необходимые коррективы.
Анна Гутиева
Литературный редактор, автор книги «О чём кричит редактор», бывший шеф-редактор литературного журнала «РК»
Авторам, которые вернулись к заброшенному произведению

  1. Завязка-развязка. Попробуйте сформулировать проблему, которую вы поставили в завязке. А затем посмотрите, как была решена эта проблема в развязке. Это ось всего сюжета.
  2. Активность ГГ. Выпишите те действия, поступки ГГ, которые он предпринял для достижения своей цели. Если действий мало, и ваш герой раз за разом отбивается от внешних проблем, у вас ошибка в построении ГГ.
  3. Препятствия. Выпишите препятствия на пути ГГ. Проанализируйте, насколько они раскрывают ГГ, позволяют проявить, как его слабость, так и его силу. Если не раскрывают, не меняют, не приводят к поражению или победе — у вас структурная ошибка сюжета.
  4. Сцены. Каждая сцена должна либо раскрывать ГГ, либо двигать сюжет к цели героя. Проверьте, так ли это.
20.08 Советы и полезные материалы
Опубликуем в следующую среду — не пропустите :)
#роман_за_лето25

Мы готовы начинать. А вы?

Вам может быть интересно
Синдром самозванца: распознать и выгнать
Издательские сервисы Литрес и образовательный проект «Правое полушарие Интроверта» помогут вам разобраться в причинах синдрома самозванца и избавиться от него раз и навсегда.
5 причин (не) писать в стол
Писать в стол — создавать литературное произведение, не публикуя его. Для кого-то это вынужденная мера. Для других — привычка. О том, какие у нее плюсы и минусы, рассказываем в статье. А еще боремся со страхами авторов Литрес Самиздат.
Книжные тренды 2025
Какие книжные тренды ожидаются в 2025 году и какие жанры книг будут популярны в наступившем году? Читайте в статье для авторов Литрес Самиздат
7 ошибок начинающих писателей
В этой статье мы собрали список из 7 ошибок начинающих писателей, которые мешают в самом начале творческого пути засиять вашему произведению красками.
Как писать прозу: основные правила
Говорим о том, что такое проза простыми словами, перечисляем основные правила и советы по написанию прозы.