Художестенная деталь в литературе

Это важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя.
Художественной деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создается художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.

Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль — рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.

Определение художественной детали

Художественная деталь представляет собой фрагмент:
  • внутреннего мира литературного персонажа;
  • внешнего мира.
По значимости художественную деталь в литературном произведении стоит сравнить с символом, который помещен автором в центр повествования. Она помогает полностью раскрыть писательский замысел. Как и символ, художественная деталь, характеризующая эпоху или событие, дополняет созданную автором картину реальности.

Но при этом имеются и характерные отличия. В отличие от символа, она не имеет скрытого смысла. Яркий тому пример — красные руки героя произведения «Отцы и дети» Евгения Базарова. Они олицетворяют собой готовность персонажа к усердному труду, его незнатное происхождение. Но никакого подтекста здесь нет. Красные руки Базарова — руки простого крестьянина, которые обветрились из-за длительных пеших прогулок, покраснели от постоянной работы. Этот образ лишен потаенного смысла.

Иначе дело обстоит с символом. Например, Метель в поэме «Двенадцать» Александра Блока олицетворяет собой торжество беззакония, безжалостный разгул жестокости. Природное явление означает неуправляемую силу, которая способна разрушить старый привычный мир.

Роль деталей в произведении

Существуют перечисленные ниже виды художественных деталей:
1
деталь, которая характеризует состояние внешнего мира или внешности литературного персонажа. В качестве примера приведем роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Чистая сорочка Печорина указывает на его щегольство, стремление к комфорту, благоустроенности. Ведь герою произведения приходится путешествовать в те времена, когда не было горячего водоснабжения и прочих благ цивилизации (а порой и элементарного достойного ночлега);
2
деталь, отражающая психологическое состояние главного героя. Олицетворяет собой его страхи, желания, потаенные мысли. В отдельных случаях она характеризует объекты, явления внешнего мира. Но в то же время передает и переживания литературного персонажа. Подобный прием носит название психологизма. Такая деталь встречается в рассказе «Носовой платок» Акутагавы Рюноскэ. Предмет, разорванный в клочья, олицетворяет собой бурю эмоций. Он символизирует глубину переживаний, которые испытывает главная героиня. Эмоции литературного персонажа воплощены в фразе: «улыбаясь лицом, руками она рвала платок».
Существуют и другая классификация художественных деталей. В соответствии с ней выделяют:
  • детали-символы;
  • детали-подробности.
Один из примеров детали-символа является халат Обломова в одноименном произведении Ивана Гончарова. Деталь-подробность, в свою очередь, выгодно дополняет какое-либо явление или изображаемый предмет.

Примеры художественных деталей в творчестве

Николай Гоголь в своих художественных произведениях уделял большое внимание атрибутике предметного мира, окружающего человека. Писателю была свойственна редкостная прозорливость. Художественная деталь для Гоголя – прием, олицетворяющий собой будущее цивилизации. Ведь со временем человек из созидания и «господина» вещей действительно превратился в их бездумного потребителя. В представлении Гоголя художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которую писатель изображает «индексом» души. Поэтому в творчестве этого автора делается особая ставка на предметную детализацию как средство изображения человека и окружающего мира. Гоголю не присуща пушкинская сдержанность в обращении с деталью. Вещи в произведениях автора незабвенных «Мертвых душ» словно «стесняют» человеческое пространство, лишая литературных персонажей ощущение свободы, «простора жизни».

В «Петербургских повестях» Николая Гоголя мы наблюдаем изобилие предметных деталей. Поэтому особой изобразительной силой наделена именно совокупность вещей, которая становится отражением психологического портрета персонажа. Вещь у Гоголя словно претендует на положение героя литературного произведения. Гоголевские персонажи находятся в ее роковой власти. Яркий пример художественной деталиружье в произведении «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». По мнению Гоголя, вещественный мир способен задавить «высокое предназначение человека». Именно эти слова великий писатель произнес еще во время учебы в Нежинской гимназии.

По-своему раскрывается деталь в произведении Антона Чехова «Студент». Костер оживляет в воображении героя события евангельской ночи в Гефсиманском саду. Эта значимая подробность выглядит очень колоритно на фоне довольно подробного ландшафтного описания. Данная деталь в тексте словно бы перебрасывает «мост» из прошлого в настоящее.
Обратите внимание! Предметная детализация Антона Чехова отличается лаконичностью, емкостью смысла. Роль художественной детали в его рассказах чрезвычайно велика. Ведь она способна заменить собой подробное портретное описание.
Художественная деталь — изобразительно-выразительная подробность, при помощи которой удается показать сильный эмоциональный всплеск (который равнозначен глубокому душевному кризису). К примеру, в произведении «Накануне» Ивану Тургеневу удалось умело изобразить стремительно возрастающее нетерпение Елены накануне последней встречи героини с Инсаровым. Все, случившееся с девушкой в этом эпизоде, происходит словно по инерции. Не находящая себе места от волнения героиня все делает не задумываясь, машинально. В этой сцене Тургенев мастерски использует разнообразные ритмико-интонационные средства воздействия на сознание читателя. Писатель сосредотачивает свое внимание на описании предметного мира, внешних проявлениях «бури», которая разыгралась в душе Елены. Богатая ритмика речи писателя позволяет максимально реалистично изобразить «пульсацию» времени, протекающего бесследно и бесцельно. Осознание собственного бессилия впоследствии сменяется сильным волевым порывом, сущность которого пока не ясна даже самой Елене. Деталь, внешний жест, который олицетворяет собой преображение души героини раскрывается в насыщенном психологическом контексте: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».

В цитате выше запечатлен пик сложного душевного процесса. Художественная деталь наглядно раскрывает психологический портрет литературного персонажа. Тургеневская Елена — деятельная и волевая личность. Поэтому внутренняя сила и решимость в конце концов берут свое. Неодолимая сила, которая движет Еленой, — это зов воли, который позволяет ей устремиться к цели. Героиня действует почти подсознательно, инстинктивно. Но она верна своей цели — во что бы то ни стало встретиться с Инсаровым.

Предельно насыщенная художественная деталь (которыми изобилует проза Льва Толстого) — немного чуждый Ивану Тургеневу инструмент. В произведениях автора пьесы «Накануне» подобное встречается сравнительно редко. К слову, психологическую детализацию Льва Толстого Тургенев называл «избыточной».

Вроде бы незначительная деталь позволяет без лишних слов характеризовать персонаж литературного произведения. Она помогает читателю ощутить атмосферу той или иной эпохи. Художественная деталь делает роман, повесть или рассказ более увлекательными, глубокими по смыслу, Очень емко передает ощущения и эмоции автора, позволяя ему донести до читателя чрезвычайно важную для писателя мысль.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: