Атмосфера в произведениях

Место действия, например, квартира, дом, парк или вагон метро, многое даёт повествованию. Хороший сеттинг служит каркасом, к которому крепятся другие элементы сюжета. Если вы создаёте яркое описание места, в котором разворачивается действие, то буквально переносите туда читателя.

Грамотное описание места действия задаёт нужную атмосферу и настраивает на требуемый лад, придаёт контекст происходящему и добавляет необходимые детали.

В определённых случаях сеттинг способен и сам стать двигателем сюжета. Например, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи все персонажи оказываются заперты в поезде, застрявшем на горном перевале. С одной стороны, передвижения персонажей ограничены десятком вагонов, но с другой стороны, замкнутая локация значительно нагнетает напряжение. Эркюль Пуаро отчётливо понимает, что убийца Рэтчетта где-то в поезде.

Для того, чтобы локация работала на атмосферу, требуется:
Собрать максимум информации о нужном месте. Это как минимум подарит вам идеи, которые можно использовать в сюжете
Начинать сцену с описания локации
Переплетать описания с действием
Сообщать о месте гораздо меньше, чем вы знаете
Выделять конкретные детали, присущие только этому месту
Использовать все органы чувств
Сеттинг должен отражать чувства и настроение персонажа
Описывать только те локации, которые что-то значат для героя или играют роль в повествовании

Начинайте с главного

Начинайте сцены с описания локации, в которой разворачивается действие — читатель должен понимать, в какой обстановке находятся герои. Нарисуйте общий план и дайте максимально широкое описание места, затем переходите к крупному плану и переключайтесь на детали, не видные издалека.

Если герои никуда не уходили, вам следует время от времени напоминать, что действие всё ещё разворачивается в том же месте. Если протагонист периодически будет возвращаться в локацию, то подробное описание следует давать только в первый раз. В последующие достаточно будет подчеркивать наиболее заметные детали.

Больше конкретики

Избегайте общих фраз и описаний (дом был большим, а город не очень). Старайтесь выделять те конкретные детали, которые присущи этому конкретному месту. Посмотрите, как одним предложением характеризует место действия «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес:

«Макондо был тогда небольшим поселком из двадцати глинобитных, с камышовыми кровлями домишек, стоявших на берегу реки, которая несла свои прозрачные воды по ложу из белых, гладких и огромных, как доисторические яйца, валунов».

Не перестарайтесь

Вы пишете не путеводитель или учебник по географии, а художественный роман. Описания не должны занимать три листа и отвлекать внимание от сюжета. Раскрывать мир нужно постепенно, по щепотке за раз, как это делает Джоан Роулинг. Гарри Поттер открывает все секреты Хогвартса и мира волшебников не за один день и даже не за одну книгу, однако академия волшебства запоминается надолго уже с первого взгляда.

Эрнест Хемингуэй сравнивал описания сеттинга с айсбергом — девяносто процентов известной вам информации должно оставаться под водой, то есть, в вашей голове. Однако учтите, что выкидывать можно только ту информацию, которую вы знаете наверняка. Если вы не знаете какой-то детали повествования и решаете её опустить, то у вас в повествовании рискует образоваться сюжетная дыр

Используйте все органы чувств

Человек собирает информацию об окружающем его месте не только глазами, но и другими органами чувств. Поэтому описывайте не только то, что ваш герой видит, но и то, что он слышит, чует, осязает и даже пробует на вкус — чарующие ароматы восточного рынка, шероховатая поверхность деревянной стены дедушкиного дома, вкуснейшие бабушкины блинчики, пронзительные крики чаек, выпрашивающих еду у рыбаков — и вот уже читатель чувствует себя внутри описываемой вами локации.
Вот так начинает описание французского городка Джоан Харрис в романе «Шоколад»:

«Нас пригнал ветер, не по-февральски тёплый ветер, полнящийся горячими сальными запахами жарящихся лепёшек, колбасы и посыпанных сладкой пудрой вафель, которые пекут на раскалённой плите прямо у обочины дороги. В воздухе, словно некое жалкое противоядие от зимы, вихрятся кружочки конфетти, скользящие по рукавам, манжетам и в конце концов оседающие в канавах».

А вот Герман Мелвилл описывает будни американских китобоев в «Моби Дике»:

«Однако из кухни потянул горячий дымный аромат, в значительной мере опровергавший мои безрадостные опасения. Когда же дымящееся блюдо очутилось перед нами, загадка разрешилась самым восхитительным образом. О любезные други мои! Послушайте, что я вам расскажу! Это были маленькие, сочные моллюски, ну не крупнее каштана, перемешанные с размолотыми морскими сухарями и мелко нарезанной соленой свининой! Все это обильно сдобрено маслом и щедро приправлено перцем и солью!»

Разбавляйте описание действием

Не стоит включать в начало каждой главы несколько абзацев описания локации, и только потом переключаться на действие. Персонажи и сеттинг не должны существовать отдельно друг от друга, они должны взаимодействовать. Если персонаж едет в поезде, то пусть описания окружающего мира перемежаются с его мыслями, наблюдениями и действиями. Если действие разворачивается в кафе, пусть герой закажет кофе, изучит меню, осмотрится по сторонам, присмотрится к посетителям или поищет глазами свободный столик.

Хороший сеттинг поддерживает экшен, помогает нагнетать напряжение или поддерживает развитие персонажей. Почему действие многих триллеров разворачивается на тёмных улицах или заброшенных складах? Потому что подобные места нервируют сами по себе. Однако одна и та же локация в зависимости от нужд сюжета может как навевать благостные чувства, так и приводить в ужас. Самая обычная съёмная квартира, такая уютная и желанная после тяжелого трудового дня, может превратиться в комнату ужасов, если герой заметит, что в его отсутствие в ней кто-то побывал: слегка приоткрыта створка шкафа, вещи стоят несколько иначе. А если ещё где-то послышится шорох или скрип…

Описывайте только то, что имеет значение

Старайтесь описывать только те локации, которые играют важную роль в повествовании, часто в нём появляются или много значат для персонажей. Если герою по сюжету предстоит побывать во множестве локаций, не тратьте время и силы на места, куда он больше не вернётся, с них хватит и общих описаний и нескольких характерных деталей.
Не стоит забывать, что одно и то же место может выглядеть иначе в зависимости от времени года и суток или погоды. Приятный, полный свежей зелени весенний парк солнечным утром выглядит не так, как промозглым осенним вечером, когда небо обложили тучи, моросит противный дождик, а пронизывающий ветер срывает последние листочки с веток и норовит забраться вам под одежду. А если вы работаете над историческим персонажем, обязательно уделяйте внимание мелким деталям, характерным для этой эпохи.

Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: