Top.Mail.Ru

Как писать прозу: основные правила

Что за услуги?
О прозе слышал каждый, но не каждый скажет, что это такое. Да, жанр литературы, но как и о чем?

Со школы мы знаем, что проза — это полная противоположность поэзии, поэтому у нее нет разделения на строки и строфы, нет рифмы и композиционных повторов, как у стихотворений. Значит, все остальное — это проза?

Предлагаем разобраться в этом вопросе вместе и узнать немного больше о том, что же такое проза и как к ней подступиться молодым авторам.

Проза — что это?

Проза (с латинского prosus — «прямой», «свободный») — жанр литературы, который представляет из себя устную и письменную речь, в основном, без рифмы. Проза позволяет автору передать мысли, чувства и эмоции через слова и предложения.
К художественной прозе можно отнести:
  • роман,
  • новеллу,
  • повесть,
  • рассказ,
  • эссе,
  • очерк,
  • притчу,
  • эпопею,
  • манифест,
  • биографию.
Сейчас проза занимает одно из важнейших мест в литературе, но такое к ней отношение было не всегда.

В период Античности к прозе относили философские и политические сочинения, она не считалась чем-то художественным, скорее, наоборот. Такие тексты регулировались правилами риторики — ораторского искусства.

Но уже в Средние века отношение стало меняться, появлялось все больше бытовых и публицистических произведений. Это выводило прозу в массы, но поэзия все равно стояла выше и считалась высокохудожественной литературой, присущей верхним слоям общества. В России, например, до конца XVIII века и вовсе считали грязью сопоставлять низкую прозу с высоким искусством поэзии.

Время шло, и отношение продолжало меняться. Сочинения Николая Карамзина — одни из первых работ, которые признавали как образованные читатели, так и широкая публика.

Уже в XIX веке проза стала обходить по популярности поэзию. На этот же век пришелся пик расцвета прозы, как жанра. Публиковались романы и повести Александра Пушкина, сочинения Николая Гоголя. Также свет увидел первый русский социально-психологический роман Михаили Лермонтова «Герой нашего времени». Здесь же «Война и Мир» Льва Толстого и Федор Достоевский с «Преступлением и наказанием».

В XX веке проза все также победоносно шествовала над поэзией. Работы Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Владимира Набокова, Джека Лондона, Эриха Ремарка, Антуана де Сент-Экзюпери и многих других авторов производили фурор в литературе и обсуждались на каждом шагу.

8 советов по написанию прозы

История и определение — это хорошо. Но как научиться писать прозу?

Ниже мы подготовили 8 советов, которые помогут вам разобраться в этом непростом вопросе.
Совет 1

Откажитесь от миниатюр

Миниатюра — короткие рассказы, небольшая литературная сценка, рассказывающая один момент, одного мгновение. Это может вызвать отклик у читателя, но если вы хотите покорить массовую аудиторию, то откажитесь от целенаправленного написания миниатюр.
Позвольте своему внутреннему автору, не сдерживайте его и нарастите на маленькую сцену детали, опишите персонажей, дайте им цель и сюжет, мотивацию. Тогда из миниатюры может получиться целая глава будущего романа!

Не пишите:
«Он сел на скамейку и посмотрел на часы, которые снова отставали»
Напишите:
«Взглянув на часы, которые всегда отставали на 10 минут, он грохнулся на скамейку. Из-за этих 10 минут его жизнь всегда шла наперекосяк, но сделать с этим ничего не получалось: сколько бы раз часы не переводились на нужное время, не ремонтировались, они всегда отставали на 10 минут. 10 минут! Для кого-то это целая жизнь, а для кого-то мгновение. Может, часы и хотели подарить ему лишнее мгновение в монотонной жизни? Встряхнув руку с ними, он убрал их под рукав и тяжело вздохнул»
Казалось бы, второй вариант увеличен на несколько предложений, но в каждом из них есть эмоция и детали, которые подробнее описывают ситуация и дают больше информации обо всем происходящем: и о состоянии героя, и о его мыслях, и о часах. Появилась интрига.

Писать прозу — это о деталях и подробностях.
Совет 2

Творите свободно

Все зависит только от вас. Многие авторы говорят, что их персонажи как будто живут своей собственной жизнью, и это будет правдой. Постарайтесь отключиться от собственных инстинктов, от своих привычек, если вы не пишете, конечно, о самом себе.

Ваша воображаемая реальность уникальна, ее насыщают разные персонажи, в которых вы вдыхаете жизнь. Как они будут реагировать на жару, холод, голод, опасность, как и чему они радуются? Не вы, а именно они.

Кто-то радуется утренней зарядке, а другой спит до последнего, просыпается и проклинает все на свете. Кто-то в момент опасности зарыдает от беспомощности, а другой воспрянет духом и спасет людей. Кто-то любит йогурт, а у другого непереносимость лактозы.

Ваш герой-холостяк наконец-то встретил ту самую и единственную. Как он ее любит, как ревнует, что испытывает? Он — ветеран космических войн, на лице ужасные шрамы от осколков, вместо руки — бионический протез. Но мужчина все еще помнит, что такое любить, но не помнит, что такое быть любимым. Как он будет себя вести?

Самое главное — все должно быть правдоподобно, должна присутствовать логика, иначе прием не сработает.

Человек, всю жизнь проживший в деревне в лесу, не будет бояться ночного леса, а заплутавший неопытный путник будет. Бывший профессиональный боксер, уже несколько лет пребывающий, скажем так, в запасе, у которого проблемы с алкоголем, не сможет за одну ночь вспомнить все тренировки, выйти на ринг и победить молодого чемпиона. Только если случайно, но даже эту случайность нужно логически вплести в повествование.

Прежде всего — определите, что для вашего героя самое важное в жизни. И после этого вы сумеете интуитивно понимать, как он поступит в той или иной ситуации.
Совет 3

Сюжет общий и сюжет ситуативный

Для начала опишите свой сюжет одним или несколькими предложениями. Описали? Отлично, у вас есть идея. Теперь эту идею нужно реализовать.

Если вы затеяли писать приключенческий роман, да такой, что читатель вместе с бесстрашным археологом будет затылком чувствовать приближающийся сзади камень, то уделите время детальной подготовке.

Опишите идею более подробно: укажите основные места действий, основных героев, их цели. Набросайте схему и скелет своего будущего произведения. Затем, наращивайте детали.

Возьмем ваших героев. Кто они, почему стали археологами или искателями приключений? Кто они сейчас, кем были, кем росли. Многие моменты из этой биографии могут даже не упоминаться в истории, но о ней будете знать вы, что позволит правдоподобнее описывать действия героев.

Затем общий маршрут повествования. Вы хотите, чтобы герой предстал перед читателем в мощной экшен сцене. Окей, это начало. Что будет потом? Потом он узнает какую-то тайну, из-за которой отправится туда, встретит того, чтобы найти секретный проход в Атлантиду и опуститься на самое дно, где произойдет битва с главным злодеем.

Так может выглядеть ваш примерный маршрут истории, основные события, которым вы обязательно уделите время. И это будет общий сюжет.

Что касается ситуативного сюжета, то здесь снова дайте волю свободе. Вы можете описывать начальную экшен сцену и понять, что хотите добавить сюда появление девушки, которая в дальнейшем на всем пути будет сопровождать героя в его приключениях. Они вместе будут плыть на лодке к секретному проходу, но лодка сломается, придется ее чинить. И все эти ситуации, преграды, различные происшествия, которые в какой-то момент могут вовсе изменить весь путь, и будут ситуативным сюжетом. То бишь вы идете по общему прописанному сюжету, при этом наполняя его, чтобы вся история не выглядела, как прямой путь из точки, А в точку Б.

Этот путь должен быть извилистым и переплетающимся, чтобы читатель не хотел закрывать книгу до последней страницы. Но и не забывайте о бытовых моментах, которые позволят передохнуть как вашим героям, так и читателям.
Совет 4

Саспенс

Позвольте своему внутреннему автору, не сдерживайте его и нарастите на маленькую сцену детали, опишите персонажей, дайте им цель и сюжет, мотивацию. Тогда из миниатюры может получиться целая глава будущего романа!

Не пишите:
Саспенс (с английского suspense — «неопределенность», «тревога ожидания», «беспокойство») — это тот прием, благодаря которому читатель, затаив дыхание, вместе с главным героем с дрожащей рукой тянется к закрытой двери, из-за которой послышался какой-то шум…

Состояние, когда опасность сочится из каждой строчки, за каждым углом поджидает неизвестность, а смерть дышит в затылок, заставляя волоски седеть от одной лишь мысли. Сердце бешено колотится, адреналин зашкаливает. БУ! Испугался, не бойся — это был пик саспенса в вашей ситуации.
Не стоит чересчур заигрывать с эти приемом, если у вас, например, не хоррор-история. но даже в ней всегда нужно давать передышку.

Герой еле-еле выбрался из западни, хотя думал, что умрет? Дайте ему и читателю небольшой отдых, пусть они посидят в баре, соберутся с мыслями, чтобы дальше отправиться в приключение.

Используйте саспенс для того, чтобы давать остроты ощущениям, жонглируйте ситуациями, и вы получите результат.

Как говорит Говард Филлипс Лавкрафт:
«Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого»
Совет 5

Работайте над текстом так, как вы хотите

Вы полны решимости писать прозу. Схема повествования есть, общий сюжет со всеми вытекающими тоже имеется, персонажи описаны. Осталось только сесть и написать! Но только вот что-то никак не пишется.
  • ✦ Во-первых, выдохните
    Нет, дело не в том, что у вас сходу ничего не получается. Дело в том, что мысль или нужное предложение никак не приходят на ум. И это нормально.
  • ✦ Во-вторых, попробуйте писать не с начала
    Вам никто не запрещает сходу писать о событиях, которые произойдут только к середине. Пишите так, как хотите, как вам хочется и как вам комфортно.
  • ✦ В-третьих, используйте черновики, блокноты и любые свои записи
    В любой момент, когда приходит мысль и описание, — записывайте их. Из черновиков, как и из подготовительных материалов, вы сумеете почерпнуть какую-то мысль, с которой все и начнется.
  • ✦ В-четвертых, не зацикливайтесь на идеальности
    Ваша история — это история, над которой вы трудитесь постепенно. Вы написали главу, отлично, но не спешите ее сходу перечитывать. Напишите еще несколько, затем отдохните и уже перечитайте Либо вовсе напишите все произведение, а затем углубляйтесь в вычитку и редактуру.

    Мозг человека устроен так, что самокритичность, особенно творческих людей, возводится чуть-ли не в абсолют. А, как мы знаем, в абсолют возводят все только ситхи.

    Пишите, наслаждайтесь моментом, и уже сильно потом занимайте редактированием и вычиткой.
  • ✦ В-пятых, пишите с удовольствием
    Не корите себя за то, что сегодня написали меньше, чем вчера. Зато завтра, наверняка, напишете куда больше! А если нет, то вы же все равно что-то напишете. Это уже результат. Произошел затык? Попробуйте описать сцену парой предложений, а через время вернитесь к ней.
Не корите себя за то, что сегодня написали меньше, чем вчера. Зато завтра, наверняка, напишете куда больше! А если нет, то вы же все равно что-то напишете. Это уже результат. Произошел затык? Попробуйте описать сцену парой предложений, а через время вернитесь к ней.
Совет 6

Оставьте одного главного героя

Здесь суть в концентрации внимания. Если вы начинающий автор, то не замахивайтесь на множестве героев. Порой не хватает и целой книги, чтобы правдоподобно и интересно описать характер и приключения одного героя, а тут аж несколько.

Читатель гораздо сильнее сочувствует персонажу, когда переживает все события вместе с ним. В таком случае все внимание читателя концентрируется как раз на восприятии этого героя. Как он относится к ситуации, что чувствует, что видит. Тогда читатель тоже будет ощущать себя главным героем истории, что, определенно, возымеет успех.

Если все персонажи равноценны, то дальше может произойти две вещи: читатель либо выберет любимчика, либо же останется в стороне.

Конечно же, есть примеры монументальных работ, где нельзя выделить одного главного героя, где все персонажи детально прописаны, все сюжетные линии сведены вместе: «Война и Мир», «Властелин колец», «Отверженные». Но авторы писали эти работы многие-многие годы.

Поэтому предлагаем сконцентрироваться на одном, максимум двух героях. А когда наберетесь опыта, то можно пробовать и больше, но это очень тяжелая дорожка.
Совет 7

Учитесь писать диалоги

Казалось бы, что здесь сложного? Люди разговаривают, да и все. И в жизни так это и воспринимается.

Но если вы хотите заставить ваших читателей поверить в реальность своих персонажей, то они должны вести себя соответствующе своим характерам. Помните, мы говорили о логике? Она должна соблюдаться и в диалогах.

Каждый человек уникален. Его манера речи, движение рук, выдержка, общее поведение во время диалога будет кардинально отличаться от собеседника. Мелочи, детали, взгляды, интонации, употребляемые слова — все это важно.

Если ваш герой бывалый искатель приключений, авантюрист, встречающий опасность с улыбкой на лице, то он за словом в карман не полезет. Такой персонаж будет острить, вести себя броско и уверенно. Поэтому если вдруг он начнет мямлить, неуверенно вести себя в диалоге, то магия литературы разрушится. Возникнет диссонанс.

Если персонаж злится, он в ярости, то вряд ли будет использовать длинные предложения. Он будет кричать, ругаться, выпучивать глаза и махать руками. Может, у вас вовсе юмористическая проза — тогда можно добавить больше экспрессии и абсурдных эмоций!

Но только не считайте читателя глупым и не перебарщивайте с описанием после фраз диалогов. Достаточно будет подвести к этому диалогу несколькими предложениями, либо же из контекста будет понятно, кто в каком состоянии из персонажей находится.
Совет 8

Оригинальность

Оригинальность в нынешнее время — это не что-то абсолютно новое. Это что-то известное, но на новый лад.

Взять любой литературный штамп. Допустим, все привыкли, что детектив — это всегда нуарный, задумчивый мужчина средних лет, у которого давно есть проблемы с алкоголем, проблемы в семье, и весь он такой из себя брутальный, непоколебимый. Устоявшийся стереотип и штам. И если сейчас вы напишите историю с таким героем, то да, она может понравится многим, но она не будет оригинальной. А будь она таковой, то аудитория могла бы вырасти в разы. Штампы — это одновременно то, что любят и то, что ненавидят. Что тогда делать?

Добавлять новые детали. Ваш детектив может быть уже бывшим алкоголиком, который перешел на кофе и пытается не сорваться. Добавьте его непоколебимости страхов и реального бэкграунда, благодаря которому читатель начнет больше понимать, почему ваш герой такой, какой есть. Добавьте ему человечности, какой-то особенной черты. Оставьте ту самую федору на его голове, но не потому что она нужна, а потому что она досталась детективу от отца. Пусть роковая красавица с красной помадой на губах будет не девушкой в беде, а действительно важным персонажем, помогающем герою на всем пути.

Берите устоявшийся шаблон, обновляйте его и начинайте писать прозу так, чтобы читатели задыхались от восторга.
Заключение
Чтобы что-то написать, нужно это писать. Даже если вам кажется, что вы делаете что-то не так, то пишите так, как умеете. У вас всегда будет время на проверку написанного.

Больше веры в себя и в свои творческие силы!

Мы в Литрес Самиздат надеемся, что наши советы помогут вам лучше понять, как писать прозу. И, конечно, мы верим в вас больше всех и с нетерпением ждем ваших работ у нас на платформе!
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.