Top.Mail.Ru

Наталья Волкова — о первых ошибках и главном плюсе работы

Аудиокниги сопровождают меня, можно сказать, всю сознательную жизнь.

В далеком детстве это были виниловые пластинки, которые родители скупали тоннами. Мама до сих пор вспоминает, каким «удобным» ребенком я была, меня можно было легко «нейтрализовать», просто поставить слушать по очередному кругу какую-то историю, и я просто залипала. Аудиоспектакли по радио… потом библиотеки на CD…
Взрослая жизнь, работа… Конечно, в московских пробках без аудиокниги — никуда. Даже сложно представить приблизительно, сколько в общей сложности аудио-часов я переварила за все это время.
Как все начиналось
Разумеется, привыкнув к высоким стандартам качества профессиональной озвучки, себя на месте чтеца просто не могла представить. У меня же не театральное образование, я — обычный офисный трудяга) А чего только стоит нелюбовь каждого второго к своему собственному голосу в записи? И мой собственный голос не являлся для меня исключением… Но, как говорится, никогда не говори никогда.

Последний год подарил мне неожиданную возможность вырваться из офисного круговорота и дал чуть больше свободного времени. И тут еще сын-подросток возжелал приобрести для своих компьютерно-игровых надобностей хороший микрофон. И правда, микрофон — просто красавец, так и манил опробовать его в деле) А призывы Литреса вступить в его команду чтецов уже не раз попадался на глаза в разных источниках. И я решила рискнуть, предварительно договорившись с владельцем чудо-микрофона о возможности его ежедневного использования по несколько часов в день)

Ответ на тестовое задание по озвучке пришел быстро, буквально несколько дней. Дальше — выбирай книгу, работай, присылай результат, кажется, все просто.

Не прислушавшись к совету Литреса в выборе первой книги, я взяла в работу довольно-таки объемное произведение, что, конечно же, было ошибкой. Поначалу озвучка продвигается очень медленно, да и навыки быстрого редактирования тоже приходят не сразу. В результате, работа над первой книгой у меня заняла столько же времени, сколько сейчас занимает озвучка четырех. И, признаться, под конец работы над книгой я просто возненавидела ее главных героев))) Так что, друзья, кто только стоит в начале своего творческого пути, мой вам совет: наращивайте объем и сложность произведения постепенно, иначе можно перегореть и сломаться уже на первой книге. И да, сейчас, с высоты моего опыта озвучки одиннадцати книг, за первую я ужасно краснею, да и вторая книга тоже оставляет желать лучшего. Очень уж много артикуляционных косяков, кривых склеек, интонационных ляпов и т. п. Но, наверное, это неизбежный этап…
Книги, озвученные Наталией Волковой в проекте ЛитРес: Чтец
Автор: Валентина Елисеева
Автор: Тальяна Орлова
Автор: Ная Геярова
Автор: Беатрис Поттер
Как я работаю с аудиокнигами сейчас
Итак, как у меня построена работа сейчас.

Записываю книги в обычной комнате панельного дома (со всеми сопутствующими радостями неважной звукоизоляции). Плотно закрытые окна, к сожалению, не спасают полностью от «потусторонних» звуков с улицы, но это потом все дорабатывается в аудиоредакторе, благо во всех них есть функция шумоподавления.

Я чередую начитывание текста и редактирование полученного аудио. Таким образом успевают отдохнуть голосовые связки, да и какое-никакое разнообразие.

Редактирование для меня — самый муторный этап. Поэтому сначала всю книгу озвучить, а потом всю отредактировать — это не мой вариант. Т. е. прочитал главу-две, отредактировал. Читаю без остановки, если сбилась, то просто повторяю предложение. На этапе редактирование вырезаю плохие отрезки. В результате, если «черновик» был продолжительностью минут в 45, то на выходе получаю 30-минутный файл.

Большие книги стараюсь не брать, нравится размер в 250−300 страниц. Такую книгу я озвучиваю в среднем за 10 дней.

Как-то так у меня сложилось с жанром озвученных произведений, что почти все эти книги- фэнтези с любовно-приключенческим уклоном. Говорят, наиболее популярное направление. Ну что поделаешь, ведь Мураками точно не предложат к озвучке независимым чтецам, работающим дома под шум машин с улицы и скребущихся в двери котов))) Да и женский голос чтеца накладывает определенные ограничения на репертуар, боевики уже не озвучишь))). Но и среди авторов, пишущих в «моем» жанре, есть очень и очень интересные, с неплохим слогом и увлекательным сюжетом.
После публикации
Всегда с нетерпением и волнением ожидаю выхода новой книги в продажу. Есть в этом что-то такое, это как выход на сцену. Переслушаю тестовый фрагмент — визитную карточку аудиокниги, потом ежедневно заглядываю и подсчитываю полученные звездочки.

Расстраиваюсь, если отзыв на книгу отрицательный, хотя в большинстве случаев слушатели оценивают не столько мою работу, сколько само произведение, сюжет. Но за время работы над книгой успеваешь с ней сродниться, ощущаешь уже своей. Даже немного воспринимаешь автора книги, как своего напарника, думаешь про себя, интересно, а автор слушал мою озвучку, какое у него впечатление, понравилось ли, так ли он озвучил бы книгу сам?
В завершение хочу подбодрить всех начинающих чтецов. Это совсем не страшно и не так сложно, как кажется, пока ты еще не начал и не втянулся в процесс. Но зато как необычно и приятно осознавать, что твой голос именно сейчас звучит в десятках пар наушников))) И именно твои эмоции, твои интонации, оживили произведение, твоим голосом говорят его герои… И именно ты стал попутчиком для кого-то на работу и с работы на ближайшие несколько дней. Или какая-то молодая женщина гуляет с коляской, а ты ей рассказываешь интересные истории и помогаешь отдохнуть и расслабиться. Ну не чудо ли?
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: