Физиология голоса
Откуда берётся голос?

Взять книгу и прочитать вслух — и всё. На самом деле, процесс не так прост. Хорошая декламация — энергозатратное и физически нелегкое дело, потому что для полноценного использования голоса необходимо прикладывать усилия. Почему? И как это правильно делать? Изучаем «технические» составляющие речевого аппарата и подсказываем лайфхаки.
Заживлять раны, рожать детей. Человеческое тело способно на многие чудеса. И производство звука — одно из них. Но это как стамеска (или ещё какой-то инструмент) — работать ими, с одной стороны, может любой. С другой — только у мастеров это получается эффективно.

То же и с голосом. На самом деле, для всех органов, которые мы используем в речи, издавание звуков — доп нагрузка. Ведь лёгкие нужны, чтобы дышать. Язык — ощущать вкус. И так далее. Речевой аппарат принято делить на 2 отдела: центральный и периферический. Центральный — это мозг. Именно он управляет процессом, а координировать нужно сразу несколько «команд» периферического.
Классически механизм речевого аппарата сравнивают с таким музыкальным инструментом, как орган. У него есть мехи, которые отвечают за нагнетание воздуха, язычок, который вибрирует под напором воздуха, специальный резервуар, который выполняет роль резонатора, трубы, отвечающие за конкретные ноты. Так вот, внутри каждого человека есть свой маленький орган.

Глубокий вдох!
Воздух — движущая сила при производстве звука. Важная роль здесь отводится лёгким, трахее и диафрагме. Последняя расположена немного ниже лёгких. Это мышечная пластина, которая разделяет грудную клетку и брюшную полость — при правильном вдохе она опускается вниз, а поднимаясь — с силой выталкивает струю воздуха. Проблема в том, что многие современные люди разучились дышать.
Во-первых, делать это нужно носом — иначе шумный захват воздуха ртом будет слышен в паузах на записи. Во-вторых, дышать правильно — это животом. Сейчас большинство делают это неглубоко, у профессионалов — актёров, певцов, дикторов — это называется «грудью». Причин этому масса — от постоянного стресса и тесной одежды до сидячего образа жизни. Чтецу необходимо дышать диафрагмой, полностью задействуя нижние отделы лёгких. Как научиться дышать животом? Во-первых, понаблюдать за детьми и животными — у них в процесс дыхания, как правило, вовлечено всё тело, заметно, как раздувается живот. Чтобы повторить этот трюк, а, тем более, ввести диафрагмальное дыхание в привычку, нужно делать упражнения, в идеале первое время по 5 минут по 3 раза в день.

Помещение перед упражнением необходимо проветрить. Лечь на ровную поверхность – можно прямо на пол, согнув колени. Одну руку положить на грудь, а вторую – на живот. Глубоко вдохнуть носом, ощущая, как живот надувается. Грудь при этом должна оставаться неподвижной. А потом – медленно выдыхать ртом, пока живот максимально не втянется внутрь, а мышцы пресса не «подожмутся» внутрь. Повторить.
Кстати, такое дыхание широко практикуется в йоге. Считается, что оно помогает расслабиться, поэтому его применяют при панических атаках. К тому же, как говорят врачи, брюшное дыхание способно позитивно влиять на состояние организма: улучшать работу иммунной системы, органов пищеварения и даже стабилизировать уровень сахара в крови. А здоровый чтец сможет записать больше книг.
Чтец, голос!
В голосообразовательный, иначе генераторный, отдел входят гортань вместе со связками и мышцами. Именно на этом этапе из воздуха начинает зарождаться звук — происходят колебания, которые и вырываются в окружающий мир голосом. Голосовые связки смыкаются и размыкаются сотни раз в секунду. За их движение отвечают 15 мышц гортани. Усилием воли мы не можем ими управлять — они состоят из гладкой мускулатуры, как сердце. Красивая метафора: связки — сердце голоса. Именно они отвечают за его тембр и высоту. В мире нет двух людей с одинаковыми голосами — связки у всех различны по длине и толщине. Чем длиннее гортань — тем длиннее связки. А значит, ниже голос. У мужчин голосовые связки обычно в 2 раза длиннее женских.
научный факт
Низкие голоса воспринимаются лучше высоких
Но высокий голос — не приговор. Его можно опустить. Не кардинально, но заметно. Начинать курить, как советуют на некоторых форумах, не стоит: никотин снижает эластичность связок. И приводит к появлению характерного для курильщиков надтреснутого тембра. Лучше потратить время на упражнения. Например, вот такое позволит растянуть связки:
Например, вот такое позволит растянуть связки:

Упереть кончик языка в нижние передние зубы и мычать, открыв рот, не выпуская через него воздух. Повторять в течение минуты.

А вот такое – их расслабить:


Расслабить язык, широко открыть рот и начать «скрипеть». Поток воздуха не должен быть слишком сильным. Чем расслабленнее связки, тем дольше будет получаться скрип – в идеале он должен длиться минуту-две.
Голосовые связки требуют к себе нежного отношения. Например, на них могут оседать частички пыли, спреев вроде дезодорантов и лаков для волос — поэтому записываться стоит в помещениях с чистым воздухом. Или крошки от сухой пищи — чипсов, орешков: от них за пару часов до записи стоит отказаться.
Лишний раз не нужно прочищать горло — покашливание заставляет связки зажаться. Чаще всего такая привычка выражает повышенное волнение. Поэтому нужно настроиться и успокоиться. Психологическое состояние — гнев, страх и любые эмоции заставляют связки напрягаться, богатство голоса теряется. Ведь то, что человек грустит, можно понять по одному голосу, а не слезам. Или «услышать» улыбку. Так же на них влияет общее состояние тела — боли, зажимы, неудобное положение, нарушенная осанка. Связки должны быть влажными — для этого полезно регулярно пить — но не что попало. К примеру, кофе и алкоголь вызывают обезвоживание. Так же иссушающе на связки влияют кондиционеры в помещении.

Важно также не доводить до «усталости голоса» — профессионального недуга певцов и учителей. Неприятное ощущение в горле вызывает снижение насыщенности тканей кислородом. Регулярное переутомление может привести к появлению на связках узелков и полипов. Причём учёные из Тайваня провели эксперимент: попросили участников читать вслух в течение часа. Выяснилось, что у мужчин проблема выражена сильнее, то есть у женщин-декламаторов есть преимущество. В любом случае, всем профессионалам нужны «голосовые каникулы» — время, когда нельзя даже шептать.
Откройте рот!
Это для обычных людей рот и нос — это рот и нос. Для профессионалов это — резонаторный отдел речевого аппарата и органы артикуляции. Нос и околоносовые пазухи усиливают различные тона голоса. Пазухи — верхнечелюстные, лобные, клиновидные — у всех людей разные по объёму. Поэтому окраска голоса тоже различается. Маленькие полости, которые находятся за переносицей — решетки и клиновидные пазухи — резонируют высокие звуки. Большие — те, что во лбу и верхней челюсти — низкие тоны. Поэтому изменения в голосе заметны, даже если собственно насморка нет, но есть небольшой отёк — от простуды или переохлаждения. В помещении для записи должна быть комфортная температура.

Органы артикуляции превращают звуки в речь. Они делятся на пассивные и активные. Пассивные — те, что не шевелятся в процессе — нёбо, верхняя челюсть. Активные, напротив, подвижны. Это губы, язык, нижняя челюсть. От их положения зависит характер производимого звука. Самый активный из них, конечно, язык — но тоже неравномерно. Так на спинке языка — той самой вытянутой части, которая крепится к корню — есть три отдела — задний, передний и средний. Передний — кончик — по количеству возможных манипуляций — чемпион. Его можно положить на нижние зубы, чтобы получился звук, как [th] в английском. Прижать к задней стенке верхних зубов — выйдут [т], [д], [н], [л], [ц]. Заставить дрожать у твёрдого верхнего нёба- чтобы получилась [р]. Или опустить вниз, чтобы произнести гласные. «Запускать» органы речи стоит с разминки. Самая простая:
Широко улыбнуться, чтобы заставить работать мышцы щек. Потом – несколько раз вытянуть губы трубочкой вперёд. Открыть рот и высунуть язык, как будто дразните кого-то. Язык, дёсны, челюсти, щеки должны почувствовать все свои возможности.
Если речь и после этого звучит невнятно, возможно, у вас «ленивый язык» — так это явление называют логопеды. Значит, его мышцы развиты неравномерно. Как правило, проблемы исправляют в детстве. Но даже во взрослом возрасте с этим можно бороться. Например, регулярно складывать язык то «лопаткой» — максимально делая его плоским — и «трубочкой». Гимнастике стоит уделять не меньше 15 минут в день, чтобы результат не заставил себя ждать.

Так что, с одной стороны, чтецу на свой главный инструмент даже не нужно тратить деньги — голос ведь не купить. С другой стороны, он требует других вложений: времени на упражнения и заботы о здоровье.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: