Не дикцией единой
Хороший диктор — это не просто говорящая голова. Декламатор вкладывает в произведение не только голос, но и смысл, эмоции, как ни громко прозвучит, душу. Какие навыки нужны, чтобы уметь сделать книгу по-настоящему живой? Разберёмся вместе.

Про важность артикуляции и дикции знают все. Поэтому дикторы, звукорежиссеры, чтецы и актёры помогли нам составить великолепную пятерку дополнительных навыков, которые нужны чтецам:
  • 1
    Навык подготовки и проработки текста
    Готовился диктор или видит текст впервые — это нередко можно услышать. Конечно, есть профессионалы, которые могут с лёту поймать основную мысль, интонацию, настроение. Но таких — по пальцам перечесть. Поэтому желательно всегда знакомиться с произведением заранее. Тем более, что это интересный творческий процесс. Кроме технических вещей — вроде того, чтобы проверить ударение в словах, именах и названиях, необходимо проникнуться написанным, расставить логические акценты, поймать интонацию. Полезно делать заметки прямо в тексте — это называют составлением речевой партитуры. У дикторов есть общепринятые символы. Так логическое ударение обозначается подчеркиванием в одну линию (_______). Паузы — в зависимости от длительности, двоеточием, одной или двумя вертикальными прямыми (, |, ||). Темп речи обозначается волнистой (быстрый) или горизонтальной прерывистой (медленный) линиями. Слияние слов обозначается нарисован=ой над ними дугой. Можно придумать свои символы, главное, чтобы они были понятны чтецу.
  • 2
    Умение читать с листа
    Профессионалы называют это координацией мозга, глаз и рта. Это качество нарабатывается опытом, то есть чтобы лучше читать — надо больше читать. Хотя многое зависит от исходных данных и способностей. Хороший диктор должен успевать смотреть на несколько слов вперед, чтобы вовремя сделать паузу или логическое ударение.
  • 3
    Отсутствие болезни начинающего диктора
    Голоса известных чтецов завораживают. Иногда хочется быть на них похожим. Но здесь и кроется главная опасность: «фишка» на то и личная, узнаваемая особенность, чтобы принадлежать только кому-то одному. Поэтому вместо того, чтобы копировать чужую манеру, стоит поработать над своим собственным стилем.
  • 4
    Выносливость и здоровье
    Декламация — это весьма энергозатратный и физически непростой процесс, в который включено всё тело, а не только рот. Например, чтец должен глубоко дышать, чтобы произносить длинные фразы. Поэтому полезно следить за своим дыханием — можно делать специальную гимнастику. А можно заниматься плаванием, бегом, велосипедным спортом — эти виды спорта помогают увеличить объём лёгких и укрепляют общее здоровье. А оно диктору не помешает. Ведь на голос влияют даже перемены в настроении, не то, что изменения в организме: например, малейший отёк носа при лёгкой простуде изменяет резонаторные полости. В целом к голосу стоит относиться как музыкант-виртуоз к своему инструменту. Ни один профессионал не бросит виолончель или флейту на землю или не оставит под дождем. Так что и диктору стоит заботиться о своем голосовом аппарате — не терзать его криками на спортивных матчах, употреблением кофе, алкоголя и табака, зато увлажнять его регулярным питьём воды и давать отдых.
  • 5
    Навык управления голосом
    То, что одну главу вы записали в понедельник, другую в четверг, а третью — через неделю слушателю должно быть незаметно. Если опять-таки сравнивать голос с инструментом, то дело же не в том, чтобы его просто иметь, а в том, чтобы им правильно пользоваться. Чтец должен управлять голосом. Громкость, энергия, ритм, артикуляция не должны зависеть от погоды, времени, настроения, места и окружения, они обязательно должны быть контролируемыми. Отдельно стоит отметить чистоту речи — не в плане слов-паразитов, а в смысле шумов: всхлипов, вздохов, присвистов и так далее. От некоторых из них избавиться легко — выпить воды, откашляться, закапать в нос. А вот другие могут потребовать регулярных упражнений. Но оно того стоит — результат слушатели оценят.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: