Работа с голосом

Изучаем основы звукоизвлечения, секреты профессионалов и полезные лайфхаки для качественной аудиозаписи

Аудиалов, тех, кто преимущественно воспринимает мир на слух, примерно одна пятая — в 2 раза меньше визуалов. Тем не менее, важность звука сложно недооценить. Взять аудиокниги. Одно и то же произведение каждый диктор читает по-своему. И, не беря в расчет артистизм, очевидно, что чья-то речь ласкает ухо, а чья-то как будто раз за разом втыкает в него вилку.
Кажется, что это врожденная способность — как бывает с гибкостью или растяжкой. Понятно, что гимнастами-олимпийцами всем повально не стать. Но со своими данными можно работать. И нужно.

Долой «фифекты фикции»

Вспомним эпизод советского фильма «По семейным обстоятельствам»:
Логопед с дефектами речи как пухлый инструктор по фитнесу — доверия не вызывает. Поэтому специалиста для работы с дикцией стоит выбирать придирчиво. Но заниматься вполне можно и самостоятельно. Понятно, что во взрослом возрасте совершенствование даётся труднее, чем в детском — в силу привычки и психологического самовосприятия речи. Но всё возможно, правда, потребует регулярности и упорства.
Для начала стоит записать себя на диктофон — пусть даже на смартфоне. И беспристрастно послушать, выявляя имеющиеся проблемы.
Самыми трудными звуками логопеды называют «р» и шипящие — «щ» и «ч». Свои упражнения есть для каждого отдельного звука. Но улучшить дикцию можно и в целом. Она напрямую зависит от артикуляции — правильности работы языка, губ, нижней челюсти и голосовых связок. Их можно тренировать, совсем как в спортзале. Как и при физической тренировке, начинать надо с разминки. К примеру:
Губы — вытянуть трубочкой вперёд, потом растянуть в улыбке
Язык — максимально высунуть изо рта, убрать назад (делать медленно)
Челюсть — отвести до предела вниз, губы стараться сомкнуть (выглядит не очень, но эффективно растягивает нужные мышцы)
Сделать по 6 подходов
Дальше можно перейти к повторению звуков — сложных сочетаний, которые задействуют весь спектр звуков, заставляя активно работать речевой аппарат. Подбирать и менять их можно под себя, в зависимости от проблем. К примеру, это может быть:
РЛИ-РЛЭ-РЛА-РЛО-РЛУ-РЛЫ
или
БДГИ-БДГЭ-БДГА-БДГО-БДГУ-БДГЫ
От звуков переходим к скороговоркам.
Причем по методике Нины из фильма «Карнавал»:
Орехи не обязательны, в конце концов, их лучше съесть. А в зубах зажать карандаш.
Или винную пробку — так, чтобы снаружи остались две трети длины.

Секрет в том, что в скороговорках, не смотря на название, скорость произнесения совсем не главное. Куда важнее четкость. Поэтому проговаривать их нужно медленно, чтобы правильно звучали все слова. И только потом ускорять темп. Если какое-то место не получается — не надо возвращаться к началу.

Лучше повторить это слово отдельно 10 раз, потом попробовать снова соединить. Когда «Шла Саша по шоссе» уже навязнет в зубах, можно изучить современные скороговорки — да, такие тоже есть. Вот, скажем:
Отрывок из фильма «Карнавал»
На ура у гуру инаугурация прошла
В недрах тундры выдра в гетрах тырит в вёдрах ядра кедра
Повадился дебил бодибилдингом заниматься
Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв
Неплохо помогает также чтение с закрытым ртом. Берете любимую книгу и читаете её вслух — только не разжимая губ. При этом язык, нёбо, дёсны, челюсти должны совершать активные движения, то есть просто гудеть и мычать бесполезно
Скороговорка «Лигурия»
Зато если уделять таким занятиям 5 минут в день, через какое-то время можно записать впечатляющее видео — как делают многие телеведущие с поговоркой «Лигурия»:

Сотни просмотров гарантированы. Но, положа руку на сердце, дикция — наименее значимая характеристика голоса. Куда важнее интонация и тембр

Беру управление голосом на себя!

Тембр — это сочетание высоты, яркости, теплоты и выразительности. Он настолько же уникален, как и отпечатки пальцев. Но для удобства классификации их объединяют в группы. Они разные для мужчин (тенор, баритон и бас), женщин (сопрано, меццо-сопрано и контральто) и детей (дискант и альт).
За высоту голоса отвечают связки — тут уже с чем родился. Важны их длина, ширина и толщина. Женские весят в 2 раза меньше, чем мужские. А голосовые связки человека с басом в 4 раза тяжелее, чем у обладателя сопрано.
Низкие голоса воспринимаются лучше: как подсознательно — вызывают доверие, симпатию, так и физиологически — стабилизируют работу лобных долей мозга. Но это не значит, что тем, кому не посчастливилось с таким появиться на свет, должны закрыть рот вовеки веков.
Голос можно опустить — не радикально, но заметно. Способ вроде «начать курить», который можно встретить в Интернете, может, и сработает. Но «убьет» дыхание — а без правильного дыхания о красоте речи говорить не приходится.
Так что лучше потратить время на упражнения. Вот несколько простых и действенных:
«Зевок»
Зевать совсем не неприлично, а очень даже полезно. Надо нащупать гортань ладонью и несколько раз сымитировать зевок. Это упражнение влияет на язык, гортань, мягкое нёбо и глотку;
«Взрывная волна»
Начать рычать на низкой ноте, медленно дойти до самой высокой и вернуться к низкой;
«Голова баса»
Вытянуть шею, держа голову высоко, а подбородок опустить вниз, чтобы гортань вытянулась.
Кроме того, можно учитывать, что голос звучит ниже, если человек:
Выспался (во сне голосовой аппарат расслабляется)
Говорит медленно (при быстрой речи напряжение связок сильнее, а значит, и голос выше)
Держит правильную осанку
Сказанное красивым голосом и с хорошей дикцией может превратиться в бессмыслицу, если говорящий забудет об интонации. Именно она делает речь живой, осмысленной и насыщенной эмоционально. Смотрите, как зависит смысл от логического ударения:
Пёс уронил со стола чашку (а вовсе не кот, на которого все подумали)
Пёс уронил со стола чашку (не тарелку или ложку)
Пёс уронил со стола чашку (а вовсе не кот, на которого все подумали)
Пёс уронил со стола чашку (не тарелку или ложку)
Пёс уронил со стола чашку (не со стула или шкафа)
Играть с интонацией можно по-разному. Главное — не перестараться. Чрезмерное заигрывание точно так же осложняет понимание, как и бесстрастность пономаря. Поэтому думать, прежде чем говорить — принцип правильный не только в целом в жизни, но и в дикторском деле — сперва надо выделить в тексте главное. Потом — строить вокруг этого интонацию, паузы и темп.

Читать с листа сходу могут только редкие профессионалы и гении, поэтому с любым произведением нужно сначала познакомиться, обдумать написанное, подобрать правильную подачу.

Запись — мотор!

Тщательная подготовка — залог успеха. У качественного звучания на записи три кита: поза, дыхание и гигиена голоса
Попробуйте наклониться вперёд и поговорить. Теперь выпрямитесь. Разница в звучании очевидна. Поза сильно влияет на речь. То есть если вы не можете похвастаться идеальной осанкой, перед записью надо сделать всё, чтобы голосовой аппарат был свободен. Стоять не обязательно, можно сидеть. Но никаких «нога на ногу» или развалившись. Голова смотрит вперед, вытянута вверх («упавшая» вперед шея меняет форму голосового тракта и обедняет тембр).
Но закидываться «топливом» прямо перед записью неверно — во-первых, полный желудок мешает работе диафрагмы. Во-вторых, как бы это ни звучало, голосовые связки легко «испачкать» — особенно на качестве звука сказываются орехи, семечки, чипсы, шоколад и другие сладости — от них лучше отказаться за полтора часа до наговора. А вот тёплая вода полезна — и до, и во время — она как бы «смазывает» голосовой механизм.

В общем, перефразируя олимпийский девиз: «Быстрее, ниже, чётче». Работа с голосом поначалу может показаться непростой. Зато в результате повлечь перемены может во всех сферах, не только профессиональной. Так, к примеру, исследования показывают, что чем ниже голос у мужчины или женщины, тем популярнее они у представителей противоположного пола.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: