Как улучшить звук записи
Вы прочли первую статью, соблюли все рекомендации и записали книгу, но результат оказался далек от ожиданий. Это обычная ситуация, поэтому не торопитесь выбрасывать аудиофайлы в корзину, высока вероятность того, что все или хотя бы часть недочетов еще можно исправить в аудиоредакторе. В продолжении практических руководств, посвященных записи аудиокниг, мы чуть подробнее остановимся на том, как избежать возникновения нежеланных артефактов, от каких реально избавиться, и как улучшить общее качество уже записанного звука.
Как избежать шумов
Самый верный способ сократить кропотливый этап постпродакшна — изначально создать оптимальные условия для записи. Этот пункт описан в прошлом материале, но не будет лишним повториться, ведь малейший нюанс может сказаться на качестве записи критическим образом. При подготовке помещения необходимо исходить из двух принципиальных факторов: комната должна не пропускать посторонние шумы и сама не создавать дополнительные помехи.

Здесь важно соблюсти баланс: сделать акустическую обработку пространства, не убив при этом его естественное звучание.
Здесь важно соблюсти баланс: сделать акустическую обработку пространства, не убив при этом его естественное звучание. Заметьте, речь идет не о звукоизоляции, а именно об акустической обработке, цель которой — решение проблемы с рассеиванием звуковых колебаний. Отражаясь от стен, волны сталкиваются друг с другом, что приводит к искажению звука. Идеальное место — комната с асимметричными стенами, которые не параллельны друг другу. Установите на стены звукопоглощающие панели на уровне головы за спиной и по бокам. Обычно они изготовлены из поролона, который хорошо впитывает звуковые колебания и предотвращает резонанс. Если вы используете качественный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности, то располагать изоляционные материалы за ним не имеет смысла — он воспринимает только сигнал, поступающий спереди. В углах, где скапливаются низкие частоты, стоит разместить специальные басовые ловушки.

Приобрести материалы для коррекции акустики помещения можно здесь: https://www.dj-store.ru/oborudovanie/studiya_zvukozapisi/akustika/korrektsiya-akustiki-pomeshcheniya/

Зашторьте окна плотными гардинами, завесьте дверные проемы толстой тканью с перехлестом, расстелите на полу поглощающий колебания мягкий ковер с ворсом — сделайте так, чтобы на всех путях распространения звук встречал препятствия. Даже не перестраивая спальню или гостиную в студию звукозаписи, оглядитесь в пространстве, прислушайтесь к нему. За спиной стоит шкаф с одеждой? Откройте его, вещи тоже помешают колебаниям отражаться. Убедитесь, что все те фоновые шумы, которые незаметны в повседневной жизни, не проявят себя во всей красе в аудиокниге.

Не стоит параллельно с процессом записи запускать стиральную, посудомоечную машины, включать фен и все остальные устройства, издающие шум. Чувствительные микрофоны легко захватят не только голос, но и все посторонние звуки: гудение системного блока или поставленный на беззвучный режим телефон, который лежит неподалеку. Снизить уровень помех, которые вызваны электромагнитным полем, помогут экранированные кабели. Во избежание низкочастотного гула, электрически связанные друг с другом устройства, например компьютер и активную акустическую систему, следует подключать к одному сетевому фильтру.
Мотивируйте себя тем, что организовав рабочее место однажды, вы сэкономите свое драгоценное время в будущем.
К оборудованию тоже следует отнестись предельно внимательно. Микрофон должен быть оснащен поп-фильтром. Этот аксессуар не только защитит мембрану от попадания пыли и слюны, что продлит службу самого микрофона, но приглушит взрывные согласные и дыхание. Антивибрационное крепление поможет избежать попадания на запись колебаний поверхности, на которой установлена микрофонная стойка. В зависимости от типа микрофона и диаграммы направленности, необходимо занять верное положение перед стойкой.

Конденсаторный тип отличается от динамического более широкой диафрагмой и высокой чувствительностью. Динамические микрофоны воспринимают меньший спектральный охват, что положительно сказывается на сокращении внешних шумов, но имеет обратный эффект — записанный голос теряет полноту тембра. С целью сохранения естественного окраса рекомендуют записывать голос стоя, поскольку гортань и диафрагма в таком положении раскрываются максимально полно. Это не обязательное требование, здесь чтец может проявить себя настоящим эгоистом и выбрать то положение, которое удобно ему.
Характер голоса сильно зависит от положения рта по отношению к микрофону. Оптимально, чтобы диафрагма микрофона и губы чтеца находились на одном уровне. У любого микрофона есть так называемый эффект близости, который подразумевает избыточное содержание низкочастотной составляющей спектра в сигнале, когда микрофон находится рядом с его источником. Это прямо связано с тем, что низкочастотные волны имеют большую длину волны по сравнению с высокочастотными.

Для того, чтобы в захваченном голосе не преобладали басы, необходимо разместить микрофон в 15−20 см от себя и варьировать это расстояние до тех пор, пока результат вас не устроит.
Еще один верный способ избежать посторонних шумов, а заодно и искажений голоса — настройка чувствительности микрофона. Не нужно записывать звук на полной громкости. Установите уровень на самом микрофоне, аудиоинтерфейсе, к которому он подключен, или в программном обеспечении на 50−70% и сделайте несколько пробных записей. Важно, чтобы пики волны не превышали 0 дБ и оставались в пределах от -12 до -3 дБ. Не стоит производить запись с предустановленной обработкой аудиоэффектами, поэтому отложите коррекцию звука на этап постпродакшна. Остальные советы касаются организации процесса озвучивания и того, чего не стоит перед ним делать.
Мы — это то, что мы едим. Известная формулировка касается и наших голосовых возможностей, поскольку продукты питания влияют на то, как вы звучите. Непосредственно перед началом озвучки лучше исключить из рациона: цитрусовые — они образуют мокроту вокруг связок, тем самым вызывая желание откашляться; чай, кофе, алкогольные и газированные напитки, которые сушат горло — замените их стаканом теплой воды, выпитым за полчаса до сессии; молочные продукты усиливают слюноотделение, а это совсем не то, что нужно во время записи голоса.

Еще один лайфхак, который легко упустить из вида по неопытности: не останавливайте запись даже в том случае, когда допустили дикционную ошибку или неверно подобрали интонацию. Сделайте паузу, чтобы перевести дух, перечитайте и произнесите фразу заново. Неудачный дубль можно вырезать в аудиоредакторе, а прервав запись очень просто утратить нить повествования и верный настрой. Всегда захватывайте естественный шум комнаты в конце или начале дублей, даже если это всего 10 секунд относительной тишины. Это потребуется для будущей обработки в аудиоредакторе, чтобы программа распознавала, какие недочеты следует устранить.
Как улучшить звук записи
Чем выше качество исходного файла, тем меньше времени занимает финальная стадия подготовки материала, тем легче добиться хорошего результата при обработке. Сегодня на рынке представлено огромное количество специализированного софта, предназначенного для записи или редактирования аудио. Если вы новичок в деле продакшна, то вряд ли сразу решите приобретать довольно дорогостоящие Adobe Audition или iZotope RX. Одна из наиболее популярных альтернатив — Audacity, которая несмотря на мощный инструментарий средств для обработки звука, абсолютно бесплатна и вдобавок локализована. Смонтируйте одну дорожку, собрав удачные дубли. Вне зависимости от того, на какой программе вы остановились, весь процесс реставрации можно условно разделить на три стадии: шумоподавление, обработка эквалайзером, компрессия.
  • 1
    На первом этапе приоритетно очищение трека от постоянных шумов и артефактов. Даже при тщательной акустической коррекции пространства полностью избежать их в домашних условиях невозможно. Здесь на помощь приходят различные инструменты шумопонижения (Noise Reduction) и шумоподавления (Noise Gate). Разница заключается в том, что первый способ значительно уменьшает шумы без внесения заметных искажений, а второй полностью срезает нежелательную область. Для того, чтобы программа отфильтровала то, что нужно устранить, от того, что оставить, необходимо создать модель шума. Выделите в редакторе отрезок волны, на котором нет голоса. Чем он продолжительнее, тем более точен будет анализ общей звуковой картинки. Полученные результаты примените ко всему аудиофайлу. Принцип действия Noise Gate чуть более сложен: в соответствующем окне необходимо вручную задать пороговое значение Threshold, при достижении которого сигнал будет ограничиваться. Для дальнейшей очистки воспользуйтесь специальными плагинами, например, De-Clicker, который определяет и устраняет призвуки от смыкания-размыкания губ; De-plosive, исправляющим глухие согласные; DeEsser для среза шипящих и свистящих; DeHum, удаляющим гул электросети.
  • 2
    Приступая к эквализации, следует знать деление звукового спектра. Границы частот выглядят так: низкие 10 Гц — 200 Гц, средние 200 Гц — 5 кГц, от 5 кГц — высокие. Голос охватывает наиболее широкую область, и, преимущественно лежит в средних частотах, поэтому при работе в эквалайзере важно не «отрезать» лишнего, чтобы зачитанный вами текст не звучал плоско и неестественно. Вмешательство должны быть аккуратным, важно не насытить голос, а выровнять его для улучшения артикуляции. Регулируя параметры эквалайзера, попробуйте слегка срезать низкие и добавить высокие частоты. Обязательно прослушайте результат, если он удовлетворяет вас, сохраните в эквалайзере пресет для быстрого использования при будущей обработке.
  • 3
    После выравнивания основных и подавления не основных частот, приступайте к компрессии и лимитеру. Компрессор необходим для того, чтобы нормализовать динамику сигнала, сделать его плотнее и устранить резкие пики волны. Дело в том, что любой звук имеет свой динамический диапазон — разницу между самыми тихими и громкими звуками. Это наглядно иллюстрирует необработанная компрессором форма волны, в которой расстояния между тихими и громкими звуками ярче выражены. Как правило, пики следует нормализовать до -6дБ.

    Чтобы избежать эффекта перегрузки (клиппинга) и подавить кратковременные всплески уровней при выравнивании динамики, задайте уровень максимального выхода в лимитере на -3дБ. Затем увеличивайте усиление в лимитере до тех пор, пока не добьетесь громкого, чистого и стабильного звука.
Дать единые правила для всех невозможно. Существует слишком много факторов, которые индивидуальны в каждом случае: условия, в которых был записан материал, ваше видение того, как должна звучать аудиокнига. Проще будет тем чтецам, которые ориентируются на хорошие примеры аудиокниг и пытаются привести свой проект к тем же стандартам.

Пост-продакшн — это отдельное ремесло, но и оно постигается путем проб и ошибок. Смотрите видеоуроки, экспериментируйте с настройками параметров и всегда слушайте то, как они влияют на общее звучание. Мы уверены, что у вас все получится.
За материал спасибо нашим друзьям из DjStore.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: