Top.Mail.Ru

Озвучка книги в домашних условиях

Что за услуги?
Скрипнула дверца холодильника. Прогремел трамвай. Поехал лифт. Жизнь в мегаполисе полна весомых звуков. Шелест листьев — 10 Дб. Человеческая речь — 40 Дб. Рев машин на автомагистралях — 85 Дб. И если в обычной жизни этой какофонии можно не заметить — хотя врачи и говорят, что постоянный шум ухудшает слух, сон и зрение, приводит к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям — то на записи гомон предательски вылезает.

Чтобы гудки автомобилей не попали в ваше аудиопроизведение о XVIII веке, а романтический эпизод не сопровождался фоновым детским криком: «Мам, скинь мячик», записываться нужно в правильных условиях.

Мы не будем рассказывать про профессиональные мини-студии, которые некоторые организовывают у себя дома — с дорогим оборудованием, специальной звукоизоляцией и так далее. Просто докажем, что качественный звук можно получить и без больших затрат.

Место для звука

Далеко не у всех чтецов Литрес есть возможность выделить под студию звукозаписи целую комнату. Но это вовсе не обязательно. Так каким должно быть место для записи? И где найти его в квартире?

Очевидно, что там, где рождается звук, должна быть тишина. При этом само помещение не должно быть слишком просторным и пустым, иначе стены будут отражать звук, на записи прозвучит эхо и «грязь». Поэтому, к примеру, не подходит ванна — ее оставим любителям олдскульной проявки фотопленок.

Лоджия — не выход, так как вряд ли окна там с повышенной звукоизоляцией, значит, шум машин и крики на улице будет прорываться в аудиокнигу.
Опытные домашние декламаторы советуют следующие варианты:

Кладовка

На ее стены и потолок нужно повесить мягкий материал: толстые одеяла, плотную ткань — что угодно, лишь бы оно «гасило» звук и само по себе не шуршало. На пол следует постелить ковер. В таком «коконе» можно работать с комфортом.

Аудиобудка

Некоторые возводят в комнатах небольшие домики, слегка похожие на дачные туалеты. Кабинка из толстой фанеры размером примерно метр на метр может быть даже портативной — то есть стоять где-то в углу и вытаскиваться только для записи. Большой плюс такого строения: оно не соприкасается со стенами дома, а значит, проводит внутрь себя меньше шума. Изнутри обшивается примерно, как кладовка: поролоном, картонными упаковками из-под яиц, коврами, одеялами.

Шкаф

Дети идут туда искать Нарнию, а чтецы ищут покоя и правильной акустики. Прием подсмотрели у вокалистов. Если посмотреть непредвзято, платяной шкаф — это та самая аудиобудка, только готовая. Он стоит хоть на минимальном, но расстоянии от стены. Висящая на вешалках одежда «гасит» звуки.

Ватные одеяла

Наверняка все в детстве строили «шалаши» из подушек, стульев и одеял. Во взрослом возрасте такая игра обретает новый смысл — если застелить чем-то мягким еще и пол, получится складная студия. Идеально подходят ватные одеяла — если у кого-то остались в закромах. В принципе начитывать книги можно и просто накрывшись одеялом. Но важно, чтобы оно не шуршало, не задевало микрофон, не сползало на пол.

Выбор места в итоге зависит от многих факторов: финансовых и жилищных возможностей чтецов Литрес, времени, которого планируется посвящать декламации. Это раз в неделю можно посидеть в шкафу, а для более частого использования гораздо комфортнее обустроить себе более удобное пространство.

Остальные составляющие домашней студии в любом случае, одинаковы — компьютер с программой для записи и редактирования аудио, наушники и микрофон.

Микрофон

Сразу приобретать дорогостоящую технику совсем не обязательно. Начать начитывать аудиокниги можно даже на смартфон — продвинутые модели позволяют делать записи достойного качества. Но придется скачать специальные приложения, так как предустановленные чаще всего не обладают необходимым спектром настроек.

Однако гарантировать качественную запись смогут только микрофоны. Это сложные и высокотехнологичные устройства. У разных моделей есть общие конструктивные черты, но и отличий немало. Как выбрать? По следующим параметрам.

По назначению

Разные микрофоны «заточены» под разные нужды:
вокальные;
эстрадные;
для конференций;
для общения по сети;
студийные.

Очевидно, что для записи аудиокниг лучше подходят студийные. Но они довольно дорогостоящи. Поэтому можно присмотреться к тем, что предназначены для общения по сети: их продвинутые модели обладают хорошими характеристиками. Или к вокальным микрофонам.

По типу

Эти устройства бывают:
конденсаторные;
электретные;
динамичные.

В студиях часто используют конденсаторные, потому что они лучше захватывают звук. Но в их чрезмерной чуткости для домашней студии есть и минусы: они будут цеплять шумы с улицы. К тому же большинство таких моделей нуждается в фантомном источнике питания. А его создает аудиоинтерфейс или микшерный пульт, которых дома, как правило, нет.

Электретные микрофоны дешевле, но не обладают достаточной чувствительностью. Компромиссом являются динамические, которые стоят дешевле конденсаторных, при этом чувствительнее электретных. Правда, они все равно могут немного искажать тембр голоса;

По диаграмме направленности

Микрофоны «снимают» звук из пространства неравномерно. У них есть «глухие» зоны — у одних больше, у других меньше. Для записи в домашней студии лучше подходят микрофоны с кардиодной диаграммой.

Частотный диапазон

Для аудиокниг будет достаточно от 100 до 10 000 Гц.

Тип подключения

Беспроводной или проводной — выбор зависит от ваших предпочтений и готовности регулярно менять батарейки.
Другим вариантом является рекордер или диктофон со встроенным микрофоном. Это универсальный прибор, который часто используют журналисты и музыканты.
В профессиональные модели интегрированы микрофоны высокого уровня. При этом устройство мобильно, значит, записывать аудиокниги можно в любом помещении. Если выбирать из них, стоит присмотреться к диктофонам марки Zoom.

Аксессуары для качественной аудиозаписи

Аксессуары — это не только женские шляпки и сумочки! Для записи пригодятся:
  • Поп-фильтр — он нивелирует взрывные согласные и щелчки.
  • Микрофонная стойка — с ней микрофон будет находиться в зафиксированном положении, значит, и звук не будет «качаться». Плюс, к примеру, в положении стоя у дикторов лучше работает диафрагма, а значит, голос становится мощнее. Но долго стоять и держать в руках микрофон неудобно — куда проще поставить микрофон на стойку, а руками опереться на что-то, чтобы облегчить себе жизнь.
  • Наушники — обязательный пункт, чтобы вовремя заметить, если во время записи что-то пойдет не так.
Мелкие огрехи довольно часто можно исправить в специальных программах для редактирования аудиозаписей.

Программы для редактирования аудиозаписей

Их немало. Есть онлайн-сервисы, мобильные версии, но удобнее работать в десктопных. Показали в таблице наиболее популярные.

Бесплатные

Audacity
Wavosaur
Sodaphonic
Hya‑Wave
Bear Audio Tool
Audiotool
Ocenaudio
WavePad

Требующие платы за лицензию

Sound Forge
Adobe Audition
TwistedWave Online
WaveLab Elements
Logic Pro
Acoustica
Также есть популярные среди музыкантов и продюсеров DAW-программы, например, Cockos Reaper, Boom 3D, FL Studio. Они позволяют создавать пресеты для записей. Выбор остается за чтецом. В целом, интерфейс у программ похож.

Аудиостудии наших чтецов

Юлия Шустова
От прошлых увлечений уже имелся хороший микрофон (Октава МК-012−01), аудиокарта (Focurite Scarlett Solo) и кое-какие навыки работы со звуком в Adobe Audition. Прикупила акустический поролон пирамидка, чтобы по возможности избавиться от гулкости комнаты. Впоследствии у меня появился ноутбук, потому что стационарный компьютер непростительно шумит. Замена в нем кулеров (которые, собственно, и издают «крх-крх») не панацея, ведь именно когда приходит мастер для замены, компьютер издевательски тихо работает.
Сейчас пишу на ноут, обрабатываю на стационаре (там большой удобный экран). Приобрела неплохие наушники (Audio-Technica ATH-M30X), потому что иначе выходит, будто ты с берушами в ушах пытаешься понять, что тебе шепчет лор, проверяя твой слух. Половина огрехов при обработке звука проходит мимо тебя (ах, как же классно у меня все звучит, ни одного щелчка языком, ни одной выстреливающей «с — щ», ни одной плюющейся «б — п» в стиле битбокс).

При записи открываю двери всех шкафов в комнате, чтобы максимально убрать эхо. Вокруг рабочей зоны — акустический поролон, шторы в пол полностью закрывают окна, большое зеркало накрываю полотенцем. На стол тоже бросаю полотенце (и рукам мягче и отражение от столешницы меньше). От эха полностью избавиться пока не удалось — комната большая. Это в планах.
Сейчас записываю исключительно в наушниках. Во-первых, более ровный звук по громкости выходит. Во-вторых, если вдруг штекер отходит от звуковой карты и возникает треск, ты сразу можешь это исправить.

Процесс озвучивания — это прежде всего удовольствие. Во всяком случае для тех, кто воспринимает это как хобби и возможность реализовать свою тягу к творчеству. Поэтому во время записи нужен комфорт (мягко, не душно, без лишних зажимов корпуса) и наслаждение процессом!

Денис Козлов
Такая будочка улучшает качество записываемого звука. Во-первых, эхо комнаты, к которому мы привыкли в повседневной жизни, мы перестали считать за эхо. Просто это обычные звуки окружающего мира. Однако мы забываем, что наше ухо куда менее чувствительно, чем микрофон. Микрофон улавливает любое звуковое отражение и записывает его вместе с полезным сигналом. Во-вторых, звуки, проникающие с улицы через окно, разговоры соседей — все это тоже будет на записи. Лишние звучания на записи не очень-то приятно слушать, если это не музыка и не звуки, помогающие почувствовать атмосферу произведения. В-третьих, когда мы читаем, слышно нас. Соседям тоже!

Как я решил проблему: выбрал самодельный встроенный в стену шкаф, который наполовину пустовал, и просто расширил его. Размеры оказались как нельзя лучше, что нужно для удобного и приятного времяпрепровождения — 2 м х 1,5 м х 1 м. Достроил недостающие стены. Внутри обил двойным слоем звукоизоляционного материала. Я использовал прессованную каменную вату фирмы Роквул. Толщина одной плиты 27 мм. Волокна этого материала довольно-таки неплохо поглощают энергию звука. Профессионалы говорят, что звук распределяется по волокнам, от чего он хоть и проникает сквозь плиту, но в уже ослабленном виде. Двойной слой вполне достойно обеспечивает звукоизоляцию, если никто не топает, не прыгает и не шумит рядом с будкой.

Казалось бы, проблема решена. Однако в таком помещении, обитом этим звукоизоляционным материалом, звук становится немного неестественным. На помощь приходит акустический поролон.

Я не стал экспериментировать, сколько нужно поролона, чтобы добиться приемлемого результата, а приобрел столько, чтобы можно было покрыть все поверхности — стены, потолок, а заодно отражающие поверхности стола и полок.

Я достиг цели — избавился от эха, от звуков внешнего мира, а заодно теперь не слышно, как я читаю. И теперь я могу делать это в любое время суток!
Заключение

Домашняя студия — как ремонт в квартире. Всегда можно что-то доделать и улучшить. Чтобы начать создавать аудиокниги, как видно, нужно не так и много. И первый пункт в этом списке не имеет отношения к технике— это желание работать и записывать аудиоверсии произведений.

Была ли статья полезна для вас?