Озвучка книги в домашних условиях
Шорохи, шепот, вскрики – ладно, когда они вторят сюжету. Но часто – мешают восприятию аудиокниги. Разбираемся, как избавиться от шума и сделать качественную запись в домашних условиях.
Скрипнула дверца холодильника. Прогремел трамвай. Поехал лифт. Жизнь в мегаполисе полна звуков. Шелест листьев — 10 Дб. Человеческая речь — 40 Дб. Рёв машин на автомагистралях — 85 Дб. И если всей этой какофонии в жизни можно не заметить — хотя врачи и говорят, что постоянный шум ухудшает слух, сон и зрение и приводит к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, то на записи гомон предательски вылезает.

Чтобы гудки автомобилей не попали в ваше аудиопроизведение о 18 веке, или чтобы романтический эпизод не прерывался детским криком: «Мам, скинь мячик» на фоне, записываться нужно в правильных условиях.

Мы не будем рассказывать про профессиональные мини-студии, которые некоторые организовывают у себя дома — с дорогим оборудованием, специальной звукоизоляцией и так далее, а докажем, что качественный звук можно получить и без больших затрат.
Место для звука
Далеко не у всех есть возможность выделить под студию звукозаписи целую комнату. Но это вовсе не обязательно. Так каким должно быть место для записи? И где найти его в квартире?

Очевидно, что там, где рождается звук, должна быть тишина. При этом, само помещение не должно быть слишком просторным и пустым, иначе стены будут отражать звук, на записи выйдет эхо и грязь — поэтому, к примеру, не подходит ванна — её оставим любителям олдскульной проявки фотоплёнок. Лоджия — не выход. Так как вряд ли окна там с повышенной звукоизоляцией — шум машин и крики на улице будет прорываться в аудиокнигу.

Опытные домашние декламаторы советуют такие варианты:

  • 1
    Кладовка — на стены и потолок нужно повесить мягкий материал: толстые одеяла, плотную ткань, что угодно, лишь бы они «гасили» звук. И сами по себе не были шуршащими. На пол — постелить ковёр. В таком «коконе» можно работать с комфортом.
  • 2
    Аудиобудка. Некоторые возводят в комнатах небольшие домики, с виду похожие на дачные туалеты. Кабинка из толстой фанеры размером примерно метр на метр может быть даже портативной — то есть в остальное время стоять где-то в углу и вытаскиваться только для записи. Большой плюс такого строения — оно не соприкасается со стенами дома, а значит, принимает на себя меньше шума. Внутри обшивается примерно, как кладовка — поролоном, картонными упаковками из-под яиц, коврами, одеялами.
  • 3
    Шкаф. Это дети идут туда искать Нарнию. Чтецы — ищут покоя и правильной акустики. Приём подсмотрели у вокалистов. Если посмотреть непредвзято, платяной шкаф — это та самая аудиобудка, только готовая. Стоит хоть на минимальном, но расстоянии от стены. Висящая на вешалках одежда «гасит» звуки.
  • 4
    Наверняка все в детстве строили «шалаши» из подушек, стульев и одеял. Во взрослом возрасте такая игра обретает новый смысл — если застелить чем-то мягким еще и пол, получится складная студия. Идеально подходят ватные одеяла — если у кого-то остались в закромах. В принципе, начитывать книги можно и просто накрывшись одеялом. Но важно, чтобы оно не шуршало, не задевало микрофон, не сползало на пол.
Выбор места в итоге зависит от многих факторов — финансовых и жилищных возможностей чтецов, времени, которого планируется посвящать декламации — понятно, что раз в неделю можно посидеть в шкафу, но для более частого использования гораздо лучше обустроить себе более удобное пространство.

А вот остальные составляющие домашней студии в любом случае, одинаковы — компьютер с программой для записи и редактирования аудио, наушники и микрофон.

Проверка связи
Сразу приобретать дорогостоящую технику совсем не обязательно. Начать начитывать аудиокниги можно даже на смартфон — продвинутые модели позволяют делать записи достойного качества, но придётся скачать специальные приложения — предустановленные чаще всего не обладают необходимым спектром настроек.

Однако гарантировать качественную запись смогут микрофоны. Это сложные и высокотехнологичные устройства. Безусловно, у них есть общие конструктивные черты. Но и отличий немало. Как выбрать? Параметров несколько:
  • По назначению
    По назначению. Разные микрофоны «заточены» под разные нужды. Есть вокальные или эстрадные, для конференций, для общения по сети, студийные. С одной стороны, очевидно, что для записи аудиокниг лучше подходят студийные. Но они довольно дорогостоящи. Поэтому можно присмотреться к тем, что предназначены для общения по сети — продвинутые модели обладают хорошими характеристиками или к вокальным;
  • По типу
    Бывают конденсаторные, электретные и динамичные. В студиях часто используют конденсаторные, потому что они лучше захватывают звук. Но в чрезмерной чуткости для домашней студии есть и минусы: они будут захватывать шумы с улицы, к тому же, нуждаются в фантомном источнике питания. Электретные дешевле, но не обладают достаточной чувствительностью. Компромиссом являются динамические, которые стоят дешевле конденсаторных, чувствительнее электретных. Но, всё равно, могут немного искажать тембр голоса;
  • По диаграмме направленности
    Микрофоны «снимают» звук из пространства неравномерно. У них есть «глухие» зоны — у одних их больше, у других меньше. Для записи в домашней студии лучше подходят микрофоны с кардиодной диаграммой;
  • Частотный диапазон
    Для аудиокниг будет достаточно от 100 до 10 000 Гц;
  • Тип подключения
    Беспроводной или проводной — тут зависит от ваших предпочтений и готовности регулярно менять батарейки.
Другим вариантом является рекордер — диктофон. Это универсальный прибор, который часто используют журналисты и музыканты. Встроенные микрофоны у профессиональных моделей высокого уровня. При этом, устройство мобильное — то есть записывать аудиокниги можно в любом помещении. Если выбирать из них, стоит присмотреться к диктофонам марки Zoom.
Аксессуары – это не только женские шляпки и сумочки
Для качественной аудиозаписи также пригодится:
  • Поп-фильтр — он нивелирует взрывные согласные и щелчки;
  • Микрофонная стойка — с ней микрофон будет находиться в зафиксированном положении, значит, и звук не будет «качаться». Плюс, к примеру, в положении стоя у дикторов лучше работает диафрагма, а значит, голос становится мощнее;
  • Наушники — обязательный пункт, чтобы вовремя заметить, если во время записи что-то пойдёт не так.
Мелкие огрехи довольно часто можно исправить в специальных программах для редактирования аудиозаписей.
Нарезать, усилить и улучшить
Программ для редактирования аудиозаписей немало – есть и мобильные версии, но удобнее работать в десктопных:
Также есть популярные среди музыкантов и продюсеров DAW-программы, например, Cockos Reaper. Они позволяют создавать пресеты для записей. Выбор остаётся за чтецом — в целом, интерфейс у программ похож.
Домашняя студия — как ремонт в квартире. Всегда можно что-то доделать и улучшить. Но чтобы начать создавать аудиокниги, как видно, нужно не так и много. И первое в этом списке к технике отношения не имеет — это желание.
Аудиостудии наших чтецов
Юлия Шустова:
От прошлых увлечений уже имелся хороший микрофон (Октава МК-012−01), аудиокарта (Focurite Scarlett Solo) и кое-какие навыки работы со звуком в Adobe Audition. Прикупила акустический поролон пирамидка, чтобы по возможности избавиться от гулкости комнаты. Впоследствии у меня появился ноутбук, потому что стационарный компьютер непростительно шумит. Замена кулеров в нем (которые, собственно, и издают крх-крх) не панацея, ведь именно когда приходит мастер, компьютер издевательски тихо работает.
Сейчас пишу на ноут, обрабатываю же на стационаре (там большой удобный экран). Приобрела неплохие наушники (Audio-Technica ATH-M30X), потому что иначе выходит, будто ты с берушами в ушах пытаешься понять, что тебе шепчет лор, проверяя твой слух. Половина огрех при обработке звука проходит мимо тебя (ах, как же классно у меня всё звучит, ни одного щелчка языком, ни одной выстреливающей «с""щ», ни одной «б""п» в стиле битбокс).

При записи открываю двери всех шкафов в комнате, чтобы максимально убрать эхо. Вокруг рабочей зоны акустический поролон, шторы в пол и полностью закрывают окна, большое зеркало накрываю полотенцем. На стол тоже бросаю полотенце (и рукам мягче и отражение от столешницы меньше). От эха полностью избавиться пока не удалось — комната большая. Это в планах.
Сейчас записываю исключительно в наушниках. Во-первых, более ровный звук по громкости выходит. Во-вторых, если вдруг штекер отходит от звуковой карты и возникает треск, ты сразу можешь это исправить.

Процесс озвучивания — это прежде всего удовольствие. Во всяком случае для тех, кто воспринимает это как хобби и возможность реализовать свою тягу к творчеству. Поэтому во время записи нужен комфорт (мягко, не душно, без лишних зажимов корпуса) и наслаждение процессом!

Денис Козлов:
Такая будочка улучшает качество записываемого звука. Во-первых, эхо комнаты, к которому мы привыкли в повседневной жизни, мы перестали считать за эхо. Просто это обычные звуки окружающего мира. Однако мы забываем, что наше ухо куда менее чувствительнее, чем микрофон. Микрофон улавливает любое звуковое отражение и записывает его вместе с полезным сигналом. Во-вторых, звуки, проникающие с улицы через окно, звуки речи соседей, всё это тоже будет на записи. Пожалуй, лишние звуки на записи не очень-то приятно слушать, если это не музыка и не звуки, помогающие прочувствовать атмосферу произведения. В-третьих, когда мы читаем, слышно нас. Соседям тоже!

Как я решил проблему: выбрал самодельный встроенный в стену шкаф, который наполовину пустовал и просто расширил его. Размеры оказались как нельзя лучше, что нужно для удобного и приятного времяпрепровождения — 2 м Х 1.5 м Х 1 м. Достроил не достающие стены. Внутри обил двойным слоем звукоизоляционного материала. Я использовал прессованную каменную вату фирмы Роквул. Толщина одной плиты 27 мм. Волокна этого материала, из чего сделан материал этой звукоизоляции, довольно-таки неплохо поглощают энергию звука. Профессионалы говорят, что звук распределяется по волокнам, от чего он хоть и проникает сквозь плиту, но в уже ослабленном виде. Двойной слой вполне хорошо обеспечивает звукоизоляцию, если никто не топает, не прыгает и не шумит рядом с будкой.

Казалось бы, проблема решена, однако, в таком помещении, обитом этим звукоизоляционным материалом, звук становится немного неестественым. На помощь приходит акустический поролон.
Я не стал экспериментировать, сколько нужно поролона, чтобы добиться приемлемого результата, а приобрел столько, чтобы можно было покрыть все поверхности — стены и потолок, а заодно отражающие поверхности стола и полок.

Я достиг цели — избавился от эха, от звуков внешнего мира, а заодно теперь не слышно меня, как я читаю. А ведь я теперь могу делать это в любое время суток!
Была ли данная статья полезна для Вас?