Нарратив или с чего начать?

Прежде чем начинать писать книгу, стоит определиться: нарратив или описание.
Все произведения можно разделить на два типа:

В описании характерна — статика,
в нарративе — динамика.

Сегодня подробнее разберем нарративные тексты. Что в них самое главное?
Событие.
Должно произойти какое-либо изменение в реальности произведения и привести к какому-либо результату. Ю. М. Лотман определял событие как границу, некий переход к новому.
Далее определяем содержание и форму произведения.
Форма — внешняя, материальная сторона художественного мира.
Содержание — внутренняя, идеальная сторона художественного мира.
Чтобы прийти к пониманию, как писать свой текст, чтобы в конечном итоге заинтересовать читателя и привести историю к логическому завершению, ответим на несколько вопросов:
Как сделан художественный мир? (вопрос к форме)
Ради чего создается? (вопрос к содержанию)
О чем произведение? (точка отсчета)
Теперь переходим к композиции и сюжету. Здесь появляется то самое важное, отличающее ваш текст от всех других текстов. Ваше неповторимое видение.
Статьи о композиции уже есть в блоге. Остановимся лишь на одном интересном моменте. Это приемы, помогающие раскрыть героя и ситуацию.
Ретардация — автор представляет короткий временной эпизод в гиперболе, как продолжительный или остановившийся
Ретроспектива — обращение к прошлому: может быть последовательное или как вставка (ретроскачок)
Футуроспекция — взгляд в будущее
Интроспекция — взгляд в себя, размышления героя о себе и своих поступках
Многие из этих приемов есть в романе Гончарова «Обломов», например, ретроспектива в главе, где Илье Ильичу снится детство.
Теперь к сюжету.
Сюжет — это событийный ряд произведения в том виде, как его воспринимает читатель, то есть обработанная фабула. Здесь проявляется ваша фантазия. Внесение своих собственных мотивов или бродячих, составление фабулы. Сюжет всегда индивидуален в своей последовательности элементов и соотнесением с внесюжетными элементами (лирические отступления, письма, отдельная история и так далее).

Само по себе произведение является коммуникацией автора и получателя. Поэтому при написании текста стоит помнить о некой «Модели коммуникативных уровней» (из работы Шмида «Нарратология»). Стоит учитывать, что есть не только идеальный реципиент, который будет понимать ваше произведение, как оно и задумано, но и конкретный читатель, осмысляющий текст по-своему. Однако это тема для отдельной статьи.
Теперь о том, как можно рассказывать о событии. То есть об уровнях фокализации. Существует их всего три:
Нулевая фокализация — когда автор знает о прошлом героя, о будущем, о его мыслях и мечтах, является неким все ведающим «богом». Следовательно, и читатель узнает больше, чем герой произведения.
Внутренняя фокализация — когда читатель видит мир глазами героя. Читатель не может узнать больше, чем знает конкретный персонаж, зато может понять его чувства, проникнуться идеями и мечтами.
Внешняя фокализация — взгляд со стороны, словно через объектив камеры. Объективное описание событий, документальность. Читатель не может знать о мыслях героя, только догадывается о мотивах его поступков.
Теперь, расставив все точки и запятые, можно спокойно выдохнуть и начать развивать свое произведение.

Подведём итог: на какие вопросы стоит ответить себе, начиная писать:
Нарратив или описание?
Какая форма будет у произведения?
Ради чего создается?
О чем пишу?
Чем увлечь читателя?
Как раскрыть героя?
Каков идеальный читатель/реципиент?
Как увидит мир произведения читатель?
Может ещё какой-нибудь вопрос?

За подготовку материала благодарим практиканта Карманову Диану.