Top.Mail.Ru

Что такое нарратив и нарративные тексты

Что за услуги?
Прежде чем начинать писать книгу, стоит определиться: нарратив или описание. Все произведения можно разделить на два типа:
  • В описании характерна — статика
  • В нарративе — динамика
Нарратив — это история, рассказ, который включает в себя определенную последовательность действий, событий, содержит какие-то действующие лица.
Такие рассказы могут быть разными по своему масштабу: от истории целой нации до пересказа небольшого пятиминутного события. Нарратив бывает выдуманным или основанным на реальных событиях.
Нарратив применяют, чтобы создавать такие истории, которые заинтересуют аудиторию

Основные элементы нарратива

Эти части можно и нужно использовать, чтобы сделать нарратив интересным, удержать внимание аудитории. Убедительный нарратив поможет создать правдивое произведение, ваши читатели не почувствуют фальши и оставят положительные отзывы.

Главный герой

Это действующее лицо вашего нарратива. В его роли может выступить все что угодно: человек, животное, компания. Важно создать яркий образ, который вызовет интерес.

Субъекты и объекты

Мы уже отметили, что нарратив — последовательность действий. Уточним это определение. Нарр атив — последовательность действий, в которых субъекты влияют на объекты. Поэтому помимо главного героя в вашей истории могут присутствовать другие значимые герои и объекты.

Сюжет

В любую историю аудитория погружается тогда, когда она захватывает. Поэтому важно продумать интересное повествование.

Читайте также:
Это основная проблема, триггер для героя. Вокруг конфликта закручивается сюжет.

Решение

Это то, как разрешится конфликт. Когда повествование доходит до решающего момента, важно избегать клише, делать развязку неожиданной для аудитории.

Эмоции

Самый легкий способ удержать внимание — вызвать эмоции у аудитории. Не так важно, позитивными они будут или негативными, в этом вопросе ориентируйтесь на свой сюжет.

Виды нарративов

Можем выделить несколько видов, каждый из которых имеет свои особенности.
  • Линейный нарратив
    Повествование в такой истории идёт в хронологическом порядке и сюжет состоит из классических элементов: завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. В начале сложившийся нарратив начинает определять будущее развитие героя.
  • Нелинейный нарратив
    Хронология такой истории нарушена. Для этого используют различные приёмы:
    • Обратная хронология
    Историю начинают с конца — сначала говорят о развязке, а потом рассказывают, что к ней привело.
    • Смешанная хронология
    В этом случае перемещаются различные элементы сюжета. Например, можно заинтриговать аудиторию кульминацией, а потом вернуться к завязке.
    • Флешбеки
    Герой вспоминает важные сюжетные моменты, и это нарушает линейность повествования.
  • Наблюдение
    Наблюдателем может быть как сам автор, так и один из персонажей. Никто напрямую не участвует в действии, но он находится рядом и наблюдает за происходящим
  • Рефлексивный нарратив
    Часто это рассказ истории самому себе. Важный элемент такой истории — отношение автора к происходящему и переосмысление им произошедших событий. Яркий пример этого типа — автобиографические произведения.
  • История в истории или встроенный нарратив
    Этот вид подразумевает, что персонаж истории рассказывает собственную внутри основного произведения. Встроенная история не прерывает основное повествование и не отходит от сюжета.
  • Прерывающий нарратив
    В этом типе один нарратив резко прерывает другой, не встраивается в основную линию сюжета.

Нарративные тексты: что в них главное

Событие

Должно произойти какое-либо изменение в реальности произведения и привести к какому-либо результату. Ю. М. Лотман определял событие как границу, некий переход к новому. Событие должно быть значимым и непредсказуемым, чтобы зацепить читателя.

Содержание и форма

  • Форма
    Внешняя, материальная сторона художественного мира
  • Содержание
    Внутренняя, идеальная сторона художественного мира

Задайтесь вопросом

Чтобы прийти к пониманию, как писать свой текст, чтобы в конечном итоге заинтересовать читателя и привести историю к логическому завершению, для начала определите цель вашего нарратива и ответьте на несколько вопросов:
  • Как сделан художественный мир?
    Вопрос к форме
  • Ради чего создается?
    Вопрос к содержанию
  • О чем произведение?
    Точка отсчета

Композиция

Теперь переходим к композиции и сюжету. Здесь появляется то самое важное, отличающее ваш текст от всех других текстов. Ваше неповторимое видение. Расскажем о приемах, помогающие раскрыть героя и ситуацию.

Ретардация в литературе

Этот прием помогает замедлить повествование с помощью лирических отступлений, философских размышлений героя, описаний и вставных новелл.

Ретроспектива в литературе

Обращение к прошлому: может быть последовательное или как вставка. Такой прием используют в нелинейных нарративах.

Футуроспектива в литературе

Взгляд в будущее.

Интроспекция в литературе

Взгляд в себя, размышления героя о себе и своих поступках. Персонаж фиксирует внимание на собственном физическом, эмоциональном и ментальном состоянии.
Многие из этих приемов есть в романе Гончарова «Обломов», например, ретроспектива в главе, где Илье Ильичу снится детство.

Сюжет

Сюжет — это событийный ряд произведения в том виде, как его воспринимает читатель, то есть обработанная фабула. Здесь проявляется ваша фантазия. Сюжет всегда индивидуален в своей последовательности элементов и соотнесением с внесюжетными элементами: лирические отступления, письма, отдельная история и так далее.

Уровни фокализации

Фокализация — это по сути точка, с которой читатель «смотрит» на повествование. Выделяют три уровня, это способы рассказывать о событии. Всего их существует три, и необязательно использовать только один из них в своем произведении — можно переключаться в отдельных фрагментах или главах.
  • Нулевая фокализация
    В этом случае автор знает о прошлом героя, о будущем, о его мыслях и мечтах, является неким все ведающим «богом». Следовательно, и читатель узнает больше, чем герой произведения. Такой тип фокализации преобладает во многих классических произведениях русской литературы.
Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? «— подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления.
«Война и мир», Л. Н. Толстой
  • Внутренняя фокализация
    Читатель видит мир глазами героя. Читатель не может узнать больше, чем знает конкретный персонаж, зато может понять его чувства, проникнуться идеями и мечтами.
Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…
«Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов
  • Внешняя фокализация
    Взгляд со стороны, словно через объектив камеры. Объективное описание событий, документальность. Читатель не может знать о мыслях героя, только догадывается о мотивах его поступков.
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
«Мастер и Маргарита», М. Булгаков
Подведём итог: на какие вопросы стоит ответить себе, начиная писать:
  • Нарратив или описание?
  • Какая форма будет у произведения?
  • Ради чего создается?
  • О чем пишу?
  • Чем увлечь читателя?
  • Как раскрыть героя?
  • Каков идеальный читатель/реципиент?
  • Как увидит мир произведения читатель?
Была ли статья полезна для вас?