Нарратив или с чего начать?

Что самое главное в нарративных текстах, чем они отличаются от других и как их писать?
Прежде чем начинать писать книгу, стоит определиться: нарратив или описание.
Все произведения можно разделить на два типа:

В описании характерна — статика,
в нарративе — динамика.

Сегодня подробнее разберем нарративные тексты. Что в них самое главное?
  • Событие.
    Должно произойти какое-либо изменение в реальности произведения и привести к какому-либо результату. Ю. М. Лотман определял событие как границу, некий переход к новому.
  • Далее определяем содержание и форму произведения.
    Форма — внешняя, материальная сторона художественного мира.
    Содержание — внутренняя, идеальная сторона художественного мира.
  • Чтобы прийти к пониманию, как писать свой текст, чтобы в конечном итоге заинтересовать читателя и привести историю к логическому завершению, ответим на несколько вопросов:
  • Как сделан художественный мир? (вопрос к форме)
  • Ради чего создается? (вопрос к содержанию)
  • О чем произведение? (точка отсчета)
  • Теперь переходим к композиции и сюжету. Здесь появляется то самое важное, отличающее ваш текст от всех других текстов. Ваше неповторимое видение.
    Статьи о композиции уже есть в блоге. Остановимся лишь на одном интересном моменте. Это приемы, помогающие раскрыть героя и ситуацию.
  • Ретардация — автор представляет короткий временной эпизод в гиперболе, как продолжительный или остановившийся
  • Ретроспектива — обращение к прошлому: может быть последовательное или как вставка (ретроскачок)
  • Футуроспекция — взгляд в будущее
  • Интроспекция — взгляд в себя, размышления героя о себе и своих поступках
Многие из этих приемов есть в романе Гончарова «Обломов», например, ретроспектива в главе, где Илье Ильичу снится детство.
  • Теперь к сюжету.
    Сюжет — это событийный ряд произведения в том виде, как его воспринимает читатель, то есть обработанная фабула. Здесь проявляется ваша фантазия. Внесение своих собственных мотивов или бродячих, составление фабулы. Сюжет всегда индивидуален в своей последовательности элементов и соотнесением с внесюжетными элементами (лирические отступления, письма, отдельная история и так далее).

    Само по себе произведение является коммуникацией автора и получателя. Поэтому при написании текста стоит помнить о некой «Модели коммуникативных уровней» (из работы Шмида «Нарратология»). Стоит учитывать, что есть не только идеальный реципиент, который будет понимать ваше произведение, как оно и задумано, но и конкретный читатель, осмысляющий текст по-своему. Однако это тема для отдельной статьи.
  • Теперь о том, как можно рассказывать о событии. То есть об уровнях фокализации. Существует их всего три:
  • Нулевая фокализация — когда автор знает о прошлом героя, о будущем, о его мыслях и мечтах, является неким все ведающим «богом». Следовательно, и читатель узнает больше, чем герой произведения.
  • Внутренняя фокализация — когда читатель видит мир глазами героя. Читатель не может узнать больше, чем знает конкретный персонаж, зато может понять его чувства, проникнуться идеями и мечтами.
  • Внешняя фокализация — взгляд со стороны, словно через объектив камеры. Объективное описание событий, документальность. Читатель не может знать о мыслях героя, только догадывается о мотивах его поступков.
Теперь, расставив все точки и запятые, можно спокойно выдохнуть и начать развивать свое произведение.

Подведём итог: на какие вопросы стоит ответить себе, начиная писать:
  • Нарратив или описание?
  • Какая форма будет у произведения?
  • Ради чего создается?
  • О чем пишу?
  • Чем увлечь читателя?
  • Как раскрыть героя?
  • Каков идеальный читатель/реципиент?
  • Как увидит мир произведения читатель?
Может ещё какой-нибудь вопрос?

За подготовку материала благодарим практиканта Карманову Диану.
Была ли данная статья полезна для Вас?