Зачем художественному тексту нужен конфликт

Литературный конфликт — обязательное препятствие на пути героя к цели. Он помогает раскрыть персонажа и развивать сюжет.

Конфликт в жизни — плохо. Конфликт в тексте — отлично! Столкновение сторон — это триггер для развития персонажей и отношений, шанс показать глубину героя и повернуть сюжет, а главное — возможность вызвать у читателя сильные эмоции. Разбираемся, как нагнетать, использовать и разрешать конфликты в тексте.

Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес», ищите и воплощайте свои идеи!

Функции конфликта

Столкновение может быть внешним (между персонажами; между героем и окружающей средой) и внутренним (героя с самим собой). Вне зависимости от типа, конфликт помогает решить следующие задачи.
  • 1
    Движет сюжет. Конфликт — это то, из чего вырастает драма, выдающееся событие, которое влечет за собой другие события.
  • 2
    Побуждает героев раскрываться и действовать. Конфликт — это борьба интересов. Герою мешает либо другой герой, либо среда, либо он сам (его слабости, убеждения, привычки). В этих обстоятельствах персонаж должен что-то предпринять (или не предпринять). Реакция героя на острую ситуацию, его выбор, действие или бездействие, и есть раскрытие персонажа.
  • 3
    Создает напряжение. Конфликт — это интрига. Чем закончится столкновение? Загадка заставляет читателя следить за ходом событий и стремиться узнать, как завершится история. Согласно сценаристу Роберту Макки, привлекательность и убедительность героя определяются тем, насколько серьезны противостоящие ему силы.
  • 4
    Удерживает интерес читателя. Чтобы преодолеть препятствия и разногласия, герой должен действовать, а волевой активный герой вызывает симпатию. Чем выше ставки, тем сильнее читатель сопереживает персонажу, радуется его победе или сочувствует поражению.

Типы конфликтов

Внутренний
Быть антагонистом самому себе — что может быть драматичней? Внутренний конфликт — это борьба героя с собственными принципами, привычками, идентичностью и даже с собственной судьбой. Например, Мартин Иден в одноименном романе Джека Лондона на пути к вершинам писательской карьеры сражался не только с обстоятельствами, но и с собственными непросвещенностью и сомнениями.

Межличностный
Межличностный конфликт — это противоречие интересов, целей или представлений героев, которая вынуждает персонажей действовать наперекор друг другу. В качестве примера — противостояние Шерлока Холмса и профессора Мориарти.

Общественный
Борьба с общественным мнением и социальными препятствиями — хорошая возможность показать характер и силу героя. Говард Рорк, персонаж романа Айн Рэнд «Источник», на протяжении всего произведения противопоставляет себя вкусам и интересам общества, ни разу не изменяя собственным принципам.

Экзистенциальный
Экзистенциальный кризис — внутренний конфликт, при котором кажется, что жизнь лишена смысла. К такому состоянию героя может привести травма или потеря. Пример экзистенциального кризиса можно найти во многих произведениях Чехова, в том числе в «Скучной истории».

Выходы из конфликта

Положим, автор подвел героя к конфликту, а у читателя смог вызвать эмоции. Что делать дальше? Способы выхода из ситуации вы найдете в слайдере.
В основе хорошей истории всегда лежит конфликт. Перед тем, как начать писать следующий текст, попробуйте сформулировать суть противостояния. Например, герой пытается сбежать из тщательно охраняемой космической тюрьмы. Или нищий писатель хочет добиться славы, несмотря на то, что новая работа может принести ему хороший доход. Или придумайте любую идею на свое усмотрение. В работе над новым произведением оттолкнитесь от этого конфликта и посмотрите куда он заведет вашего героя.
«ВКонтакте»: https://vk.com/technokoldyn
Телеграм-канал: https://t.me/+A8t4XAVejulhMDcy
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/darina-aleksandrovna-strelchenko/
Дарина Стрельченко,
автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: