Top.Mail.Ru

Что такое конфликт в литературных произведениях и зачем он нужен

Что за услуги?
Столкновение сторон — это триггер для развития персонажей и отношений, шанс показать глубину героя и повернуть сюжет, а главное — возможность вызвать у читателя сильные эмоции. Разбираемся, как нагнетать, использовать и разрешать конфликты в тексте.

Конфликт — что это такое?

Борьба противодействующих сил — это и есть конфликт в литературе, виды которого мы рассмотрим чуть ниже.

Само же противостояние противоположностей обеспечивает нужное воздействие на читателя. Такое противоборство будоражит воображение возможностью разных вариантов развязки истории (как позитивного, так и негативного исхода событий).

4 функции конфликта

Столкновение может быть внешним (в конфликте между двумя героями; между героем и окружающей средой) и внутренним (героя с самим собой). Вне зависимости от типа, конфликт помогает решить следующие задачи.
Функция 1

Конфликт движет сюжет

Конфликт — это то, из чего вырастает драма, выдающееся событие, которое влечет за собой другие события.
Функция 2

Конфликт побуждает героев раскрываться и действовать

Конфликт — это борьба интересов. Герою мешает либо другой герой, либо среда, либо он сам (его слабости, убеждения, привычки). В этих обстоятельствах персонаж должен что-то предпринять (или не предпринять). Реакция героя на острую ситуацию, его выбор, действие или бездействие, и есть раскрытие персонажа.
Функция 3

Конфликт создает напряжение

Конфликт — это интрига. Чем закончится столкновение? Загадка заставляет читателя следить за ходом событий и стремиться узнать, как завершится история. Согласно сценаристу Роберту Макки, привлекательность и убедительность героя определяются тем, насколько серьезны противостоящие ему силы.
Функция 4

Конфликт удерживает интерес читателей

Чтобы преодолеть препятствия и разногласия, герой должен действовать, а волевой активный герой вызывает симпатию. Чем выше ставки, тем сильнее читатель сопереживает персонажу, радуется его победе или сочувствует поражению.

Чему способствует конфликт в литературе?

Столкновение противоположных взглядов можно наблюдать в разных по объему и стилистическим особенностям произведениях:
  • небольших рассказах;
  • эпохальных романах;
  • эпических сагах;
  • пьесах для драматического театра.
Конфликт нужен, прежде всего, для того, чтобы задать идейную направленностью сюжету. Он обеспечивает взаимосвязь противоположных образов, гармоничное выстраивание композиции.

Конфликт в литературе: виды

Внешний конфликт

Подобные конфликты в произведениях литературы встречаются довольно часто. Они предусматривают наличие противоречий, причины возникновения которых чаще всего не зависят от действий героя книги. Хотя порой случается и так, что этот персонаж сам ставит себя в более чем затруднительное положение (например, залезает в долги и оказывается не в силах их оплачивать).

Внутренний конфликт

Быть антагонистом самому себе — что может быть драматичней? Внутренний конфликт — это борьба героя с собственными принципами, привычками, идентичностью и даже с собственной судьбой. Например, Мартин Иден в одноименном романе Джека Лондона на пути к вершинам писательской карьеры сражался не только с обстоятельствами, но и с собственными непросвещенностью и сомнениями.
Межличностный конфликт
Здесь подразумевается противоречие интересов, целей или представлений героев, которые вынуждает персонажей действовать наперекор друг другу. В качестве примера — межличностный конфликт Шерлока Холмса и профессора Мориарти, который представляет из себя классическое противостояние героя и антигероя, добра и зла, света и тьмы. Мориарти — отражение гениальности Шерлока, ведь если бы сам Шерлок решил пойти дорогой зла, то стал бы таким же, как Мориарти. А Мориарти, пойди он дорогой справедливости, стал бы, как Шерлок. В этом одновременно их самая большая схожесть и самое большое отличие, из-за чего их межличностный конфликт и выглядит таким интересным.

Социальный конфликт

Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.
К противостоянию «человек-общество» нередко обращаются авторы, работающие в направлении Young Adult. Наглядное тому подтверждение — произведение «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера.

Конфликт человека и природы

Такой тип конфликта в полной мере удовлетворяет интересам многих писателей. Он дает автору большой простор для:
фантазии;
демонстрации характеров героев книги.

Основой для развития сюжета становится проблема выживания человека в экстремальных условиях (после природных или техногенных катастроф, нападения диких животных и т. д.). Отражению конфликтных ситуаций такого рода посвящены произведения «Марсианин», «Робинзон Крузо», «Выживший».

Конфликт человека и судьбы

Это одно из самых трудных противоборств: как в литературе, так и в жизни. Основной причиной конфликта является нежелание человека мириться с тем, что было предначертано ему судьбой. Только неординарной личности под силу пытаться изменить свой жизненный путь. К слову, такое противоборство далеко не всегда заканчивается победой человека. Например, Мастер из известного романа М. Булгакова вышел проигравшим из сражения с собственной судьбой.

Внеличностный конфликт

Герой здесь не противостоит конкретно кому-то или себе. Он вступает в битву с внешними факторами и обстоятельствами, системой, идеей, технологией. Такие конфликты часто лежат в основе многих сказок, ведь помимо реальных врагов, с которыми встречается герой (это другой вид конфликта), ему предстоит пройти ряд испытаний, не предусмотренный кем-то или чем-то заранее. Этот ряд испытаний и есть внеличностный конфликт — несвязанный с какими-то персонажами.

2 вида сюжетного конфликта

Чем острее конфликт, тем замысловатее окажется закручен сюжет. Следовательно, читатель будет с большим интересом следить за его развитием. Но какой вид конфликта больше подойдет вашему произведению?

Локальный преходящий сюжет

Этот вид конфликта предусматривает, что конфликт имеет свое начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.

Начало исследованию этого понятия положил В. Я. Пропп (в своей работе «Морфология (волшебной) сказки». Это произошло в 20-х годах минувшего века.

По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки, которые отлично раскрывают данный вид конфликта:
01
В первой из них происходит обнаружение «недостачи». Под ней Пропп понимал стремление героя обрести то, без чего он не сможет жить полной жизнью (то же желание купеческой дочки заполучить аленький цветочек).
02
Во второй части сказки имеет место противоборство ее главного персонажа с противником, долгожданная победа (к примеру, Ивану-царевичу удалось показать свое превосходство в схватке с Кощеем Бессмертным).
03
В заключительной части произведения главный герой обретает желаемое — то, к чему он стремился изначально.

Устойчивое конфликтное положение

Так называют вид конфликта, не имеющий разрешения в рамках конкретного сюжета. Устойчивое конфликтное состояние (положение) получило широкое распространение в конце 19 века. Оно присуще преимущественно сюжетам произведений писателей-реалистов.

Способы выхода из конфликта

Положим, автор подвел героя к конфликту, а у читателя смог вызвать эмоции. Что делать дальше? Способы выхода из ситуации вы найдете в слайдере.

Эмоционально незрелые выходы из конфликта

  • Скандал
    Выпуская пар, герои могут как разрешить конфликт, так и усугубить его.
    Усугубление ситуации: накручивание, подзуживание, попытки вывести вторую сторону из равновесия — все это работает на накал конфликта и обострение отношений.
  • Уничтожение оппонента
    Как моральное, так и физическое. С одной стороны, нет оппонента — нет борьбы. С другой стороны, такой способ может привести к дальнейшему внутреннему конфликту победившей стороны.
  • Силовой способ
    Ваши персонажи, как и живые люди, могут прибегнуть к методу грубой силы. Возможно, при этом придется поставить тексту маркировку 12+ или 16+.

Взрослые и эмоционально зрелые выходы из конфликта

  • Альтруизм
    Герой готов уступить, бескорыстно сделать что-то для другого персонажа. Почему это может быть интересным ходом? Так герой возвышается морально над собой, а вместе с ним и читатель. Посочувствовать своему противнику, увидеть в нем человека и простить его слабости — ход по-настоящему сильного героя. Не обязательно, кстати, жертвовать своими интересами. Взрослый человек попытается найти компромисс.
  • Обращение конфликта в шутку
    Герои могут посмеяться над проблемой, и это снизит накал, но сработает, только если столкновение не слишком серьезное. Есть темы, над которыми шутить неуместно, и если ваши герои поступят так, читатель может этого не понять.
  • Сознательное избегание
    Такой тип решения подойдет, когда персонажи хотят выиграть время. Герой признается, что сейчас не готов столкнуться с этой проблемой, у него недостаточно сил или ресурсов. Что можно сделать? Заняться подготовкой к главному сражению. Так часто делают герои боевиков, которые начинаю усиленно тренироваться перед схваткой с противником.
    Сублимация: это возможность выразить агрессию в социально приемлемой форме, например, сходить в спортзал или поучаствовать в стендап-баттле.

Примеры конфликтов в литературе

Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь четкую, ясную цель, которая остается неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.

Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу — придание сюжету остроты и оригинальности.

Русская литература

В раннем произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» имеет место социально-бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой Макар Девушкин пытается помочь Варваре — такому же обделенному жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в еще более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения — столкновение добрых намерений Макара с социальной несправедливостью.

В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждет незавидная судьба. Калашникова казнят за победу над Кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.

Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного текста Ф. М. Достоевского — романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников четко обозначил для себя роли людей в обществе (разделив их «право имеющих» и «тварей дрожащих»). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи-процентщицы Раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя «право имеющим» Родион испытывает душевное смятение.

Определение конфликта предусматривает и противостояние мировоззрений. Роман «Братья Карамазовы» — произведение с подобной проблематикой. Герои книги оказываются вовлеченными в философский конфликт. Они ведут споры о человеческой сущности, боге, политике. При этом особенности мировосприятия персонажей кардинально отличаются.

Идейный конфликт близок к философскому. К нему активно прибегали русские прозаики конца XIX — начала XX века (для более полного описания предреволюционных годов). В рассказе «Песнь о соколе» М. Горький аллегорически противопоставляет революционера и мещанина. Этим героям не суждено понять друг друга. Ведь стихия одного из них — свобода, неведомая другому.

Зарубежная литература

Психологический конфликт часто использовался в литературе романтизма. Он востребован и современном интеллектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «Элегантность ежика» Барбери Мюриэль ведет двойную жизнь. У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалекой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалицированным трудом).

В одном произведении может быть несколько типов конфликтов. Вместе с тем в писательском деле очень важно чувство меры, соответствие ожиданиям читателей. Поэтому начинающему автору стоит воспользоваться услугой литературного редактирования. Она доступна и на платформе «ЛитРес. Самиздат». Помощь опытного профессионального редактора увеличивает шансы на успех произведения у широкого круга читателей
Была ли статья полезна для вас?
Читайте также: