Как написать финальную сцену романа?

Заканчиваем произведение так, чтобы читатель отложил книгу и сказал: «Вау!»
Запоминающийся, неожиданный, сильный финал — мечта каждого автора. Хочется, чтобы читатель закрывал книгу и еще несколько часов находился под впечатлением от написанного. Но даже опытные писатели, признанные мастера не всегда справляются с этой задачей. В статье мы вместе с вами разберемся, какие финалы бывают. А в качестве ориентира мы собрали топ-10 книг с сильными завершающими сценами.

Какие бывают финалы?

Наверняка вам известна кольцевая композиция. Этот прием связывает начало и конец произведения, буквально смыкая сюжет в кольцо. Автор ведет нас в ту же точку, где все начиналось. Самый простой и очевидный пример кольцевой композиции — «Золотая рыбка» Александра Пушкина. Герои начали и закончили свой путь у разбитого корыта. А между первой и последней сценой находится история о человеческой жадности и неблагодарности. Похожая ситуация с поэмой Михаила Лермонтова «Мцыри» — юноша заканчивает свои дни в монастыре, откуда пытался сбежать. Но несмотря на то, что он не смог далеко уйти и вернулся обратно, герой стал совсем другим человеком. Он познал свободу, испытал себя на прочность.

Закрытый финал используется автором, если нужно расставить все точки над i. Лучший пример — любой детектив. Давайте вспомним классику, например, приключения Эркюля Пуаро, персонажа Агаты Кристи. В самом конце он распутывал все хитросплетения, раскрывал все тайны и отвечал на все вопросы, которые возникали у читателя.

Открытый финал, наоборот, оставляет нас в недоумении. Что это было? Герой выжил или нет? Они будут вместе или расстанутся? Антагонист узнал шокирующую новость, почему нам не показали, как он отреагирует? Такие вопросы часто возникают у тех, кто прочитал открытый финал. Подробнее о таком способе закончить книгу мы писали в этой статье.

Твист переворачивает происходящие события с ног на голову. В самом конце мы узнаем, что герой — злодей. Или что преступником оказался совсем не тот человек, о котором мы думали. В финале «Тринадцатой сказки» Дианы Сеттерфилд умело используется твист, который мы не будем раскрывать, чтобы не портить вам чтение. Подробнее о том, что такое твист и как его использовать в книгах, читайте здесь.

Топ-10 книг с интересным финалом

«Осиная фабрика» Иэна Бэнкса

«Искупление» Иэна Макьюэна

«Бойцовский клуб» Чака Паланика

«Ребекка» Дафны дю Морье

«Острые предметы» Гиллианы Флинн

«Азазель» Бориса Акунина

«Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи

«Джентльмены и игроки» Джоанны Харрис

«Головоломка» Франка Тилье

«Дело об убийстве, или Отель "У погибшего альпиниста"» Аркадия и Бориса Стругацких

Советы авторам

Чтобы собрать эти рекомендации, мы прочитали много статей и прослушали несколько лекций современных писателей. К сожалению, не существует списка правил, который гарантирует вам, что вы напишите гениальный финал романа. Более того, у каждого автора вырабатывается своя манера письма и свой подход к работе, поэтому универсальных рекомендаций не существует. Мы выделим лишь те советы, которые звучали чаще всего.
  • 1
    Финал произведения, как и начало книги, часто пишется отдельно от остального текста. У читателей всегда от финала особые ожидания, поэтому автору необходимо тщательно продумать последнюю сцену.
  • 2

    Иногда текст складывается не так, как изначально планировался. События меняются, неожиданно появляются новые линии или сходят на нет старые. Автор должен быть готов к тому, что финал придется менять. Но переписывать задуманное психологически сложно. Поэтому не начинайте работу с финальной сцены, как иногда хочется сделать. Этим вы загоните себя в рамки. Готовый финал будет ограничивать вас и вашу фантазию.

  • 3

    Сделайте так, чтобы путь ваших героев был для читателя не напрасным. Например, премудрый пискарь из одноименного рассказа Михаила Салтыкова-Щедрина прожил ничтожную жизнь, всех боялся. Герой потратил свое время зря, но для читателей история оказывается не бессмысленной. Мы понимаем, что автор говорит с нами об упущенных возможностях.

  • 4
    Хороший финал привносит дополнительный смысл в историю. Помимо сюжетного плана появляется еще один, который поднимает и сам роман, и читателя над ситуацией. Филологи считают, что в «Лолите» Владимир Набоков прописал двойной финал. С одной стороны, Гумберт Губмерт ждет полицейских, которые должны его схватить после совершенного преступления. С другой — он вспоминает сцену после бегства Лолиты. Гумберт наблюдал за детьми вокруг, слышал их смех и тогда понял, что украл детство Лолиты. «…пронзительно-безнадежный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса ее нет в этом хоре», — пишет автор.
Телеграм-канал: https://t.me/annapest_armageddon
Анна Пестерева,
журналист, редактор блога ЛитРес.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: