Ретеллинги: как писать знакомые сюжеты по-новому?

Разбираемся, как работать со сказочными и мифологическими сюжетами и адаптировать их под собственные тексты

Ретеллинги — модное литературное направление. На русский язык это слово можно перевести буквально как «пересказ». Что лежит в основе этого феномена и какие методы помогут написать свой ретеллинг? Разбираемся вместе с редактором Кирой Фроловой.

Что такое ретеллинг?

Ретеллинг — это переложение уже известной истории на новый лад, возможность посмотреть на знакомый сюжет под иным углом. Важно помнить 2 вещи:
• история действительно должна быть узнаваема читателем;
• при этом автору нужно привнести в устоявшуюся сюжетную канву свои мысли, идеи и «фишки».
Первое, что нужно понять, ретеллинг — это не обычное школьное изложение.

Чаще всего в основу ретеллинга ложатся:
Мифы.
Сказки.
Сюжеты классической литературы (в английском сообществе отдельно выделяют и пьесы Шекспира).
Первые ретеллинги, как считается, появились еще в Древней Греции! Это трагедии Еврипида и Эсхила, например, «Медея» или «Агамемнон». Античные авторы брали знакомые им сюжеты мифов (а эпос Гомера уже тогда воспринимался как нечто легендарное) и трактовали их по-новому: раскрывали те элементы, о которых в мифе умалчивается. Акцент смещался на личностные отношения и социальные проблемы. Если говорить образно: «обертка» оставалось той же, наполнение становилось другим.

Сказки братьев Гримм тоже можно назвать ретеллингами: авторы перерабатывали фольклор, придавая ему литературную форму. А студия Disney в свою очередь сделала ретеллинги по ретеллингам братьев Гримм: сделала их не такими мрачными, адаптировала под детскую аудиторию.
Важно! Никаких юридических проблем у автора ретеллинга не будет. Сказки и мифы никому не принадлежат, а права на большинство классических произведений уже истекли.
Мы попросили эксперта поделиться своим взглядом на суть ретеллингов и выделить самые популярные истории, на которые опираются российские авторы:

Кира Фролова
Редактор отдела фантастики издательства «Эксмо»

«Ничто не ново под луной, и работа с архетипичными сюжетами не признак исключительно нашего времени. Хотя сейчас ретеллинги снова набирают популярность у нас и за рубежом. Мы все росли на сказках, нам всем с детства знакомы герои фольклора и мифов. И вот когда мы вырастаем, нам хочется снова вернуться к своим старым знакомым, но не просто так, а переосмыслить, познакомиться заново, придумать им новые жизни и приключения. И неважно, читатель ты или писатель.

Насчет того, что чаще всего берут за основу пересказа — не могу сказать. Мне что-то конкретное встречается постоянно, но сейчас я выпускаю классную новинку «Руки, полные пепла», где за основу взят миф про Аида и Персефону. А буквально недавно у коллег вышла книга «Прикосновение тьмы», где также встречаются эти герои. Однако это совершенно разные истории, в этом и прелесть ретеллингов: ты можешь взять за основу один и тот же мотив или сюжет, но сделать что-то совершенно свое!"

Как написать ретеллинг?

Каким же образом можно «развернуть» знакомую читателю историю? Есть несколько универсальных методов. Оговоримся: ретеллинг чаще всего сохраняет ключевые сюжетные точки оригинальной истории. Чтобы «Красная шапочка» была узнаваема, героине недостаточно носить красную шапочку! Как минимум ей стоит отправиться к бабушке, чтобы что-то принести: необязательно пирожки.
1
Смена протагониста
Что, если в «Золушке» главной героиней станет злая мачеха? И окажется, что она не такая уж злая. А в истории про Питера Пена акцент будет сделан на сюжетной арке Капитана Крюка. Пользуясь этим методом, вы можете либо сделать центральным героем второстепенного персонажа, либо поменять действующих лиц местами: хорошие становятся плохими, плохие — хорошими. Третий вариант посложнее: рассказать историю от лица персонажа, который не появляется в оригинале. Кристина Тэ в книге «Моя темная королева», например, жонглирует сразу двумя способами: Рапунцель становиться антагонистом, а ее выдуманная сестра теперь главная героиня. В романе Натали Хэйнс «A Thousand Ships» история Троянской войны рассказана от лица женщин, а Мадлен Миллер в книге «Цирцея» показывает многие известные мифологические события глазами колдуньи. Если вы решитесь сменить протагониста, советуем сперва составить список всех персонажей оригинальной истории. Будет проще выбрать того, кто соответствует вашему замыслу.
2
Смена сеттинга
История либо переносится из прошлого в современность, либо меняется культурный контекст. Например, популярный фильм «Красотка» — это, можно сказать, ретеллинг «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Кстати: сама пьеса английского драматурга — ретеллинг античного мифа об одноименном скульпторе, который влюбился в статую, сделанную своими руками! А богиня Афродита оживила прекрасную даму из слоновой кости. Получается, что фильм «Красотка», — ретеллинг в квадрате.

С культурным контекстом все сложнее. Допустим, можно взять за основу «Спящую красавицу», но вместо средневековой Европы перенести героев… в Индию! Тут придется как следует проработать матчасть. И, главное, не забыть сохранить основные сюжетные элементы оригинала — иначе читатель не узнает «Спящую красавицу». Пример: книга Дженни Ли «Anna K: A Love Story». Это ретеллинг «Анны Карениной», перенесенный в современную Корею.
3
Смена жанра
Сюжет всем известного мифа может стать основой научной фантастики, а маленькая сказка превратиться в масштабное фэнтези. Этот метод редко используют сам по себе, но он становится отличным дополнением к двум предыдущим. История брака по расчету а-ля Шарлотта Бронте может происходить на далекой планете, а Белоснежка окажется вампиром, как в рассказе Нила Геймана «Снег, стекло, яблоки». Вот и получается настоящий хоррор на, казалось бы, безобидной основе.

Кира Фролова
Редактор отдела фантастики издательства «Эксмо»
«В ретеллингах я хочу видеть все то же, что в любой другой истории:
• вменяемые герои;
• захватывающий сюжет;
• актуальная проблематика.
Я бы посоветовала авторам хорошо поработать с матчастью, просмотреть различные источники, докопаться до оригинала. А еще — послушать себя: что именно вас вдохновляет? Лысая Рапунцель? Харон, который взбунтовался и больше не перевозит души умерших? Сделать Белоснежку мальчиком? (Кстати, последний вариант уже использовала мой автор Джезебел Морган в новом романе «Самое красное яблоко»!)
Главное, не боятся! Известные сюжеты — плодородная почва, стоит только присмотреться. И отпускайте свою фантазию в полет, тогда должно получиться что-то особенное!"
«ВКонтакте»: https://vk.com/denosavor
Телеграм-канал: https://t.me/denosavor
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/denis-lukyanov-19290132/
Денис Лукьянов,
контент-менеджер ЛитРес. Пишет книги в жанрах фэнтези и магического реализма.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: