Top.Mail.Ru
Это знак
для начинающих и опытных писателей
В Литрес Самиздат вас ждет:
  • свобода жанров и форматов
  • заработок на творчестве
  • литературные конкурсы
  • дружное комьюнити
  • услуги для авторов
  • полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!

Что такое арка персонажа, как с ней работать

Что за услуги?
Писатели стремятся сделать героев правдоподобными, живыми близкими читателю, даже если пишут про эльфов или пришельцев. Для достижения достоверности персонажам предстоит пройти духовный путь и измениться. Именно это и называют аркой героя.
Публикуйте книги в
30 млн
активных читателей
до 70%
выплата роялти
100+
партнерских площадок

Что такое арка героя?

Арка героя — сценарное понятие, которое применимо к историям любого формата. Этот термин обозначает путь, который персонаж проходит от первых до последних страниц книги. Если изобразить сюжет истории графически — получится как раз та самая арка с тремя ключевыми точками: начало пути, кульминация и финал.

Фундамент любой арки персонажа — цель, которую тот преследует. У героя должна быть мотивация — это отправная точка. Посередине или во второй половине повествования с героем происходят внутренние перемены, намечается слом. И в конце мы видим другого человека, чем в начале. Персонаж приобрел опыт, который изменил его. При этом герой может как эволюционировать, так и деградировать. Главное, чтобы он не оставался прежним.


Все 3 точки обозначают не только сюжетные повороты, но и изменения внутри персонажа. В хорошем тексте нарратив и психологизм всегда сопряжены.


Точек, в которых герой меняется на протяжении истории, намного больше трех. При желании их все можно графически показать на арке. Подойдет любое действие и событие, влияющее на внутренний мир и убеждения персонажа.


Давайте разберем на примере: возьмем Раскольникова из «Преступления и наказания» Федора Достоевского.


Сюжетная цель героя — убийство старухи-процентщицы.
Нравственная цель — доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Это и есть первая точка в арке персонажа.
Следующая — кульминационная. Родион с Соней Мармеладовой читают Евангелие. Это обозначает слом в герое, его метания и сомнения.
Последняя, завершающая — пребывание на каторге, осознание ложности своих убеждений.


Виды арок

Путь героя

Антрополог и психолог Джозеф Кэмпбелл изучал фольклор и обнаружил более сложную универсальную структуру, которая, по его мнению, подходит для всего множества литературных персонажей.

Разберем все этапы «Пути героя» на примере «Хоббита» Джона Толкина.
  • 1
    Жизнь в привычном мире
    Предыстория — большая или маленькая — которая предшествует главному сюжетному приключению. В нашем случае — будни Бильбо Бэггинса в Шире до прихода волшебника.
  • 2
    Зов
    Элемент, который заставляет героя вырваться из привычного мира. В «Хоббите» это происходит, когда к Бильбо заявляется Гендальф, потом — гномы.
  • 3
    Отказ от зова
    Герои не сразу готовы принять то, что им уготовано судьбой. Достаточно часто они отказываются от приключений и других весьма сомнительных предложений. Бильбо тоже далеко не сразу соглашается отправится к Одинокой Горе.
  • 4
    Встреча с наставником
    Кэмпбелл считает, что воли человека недостаточно для того, чтобы принять вызов судьбы, меняющий привычный ход вещей. Поэтому нужен толчок, сила извне. В «Хоббите» это вновь уговоры Гендальфа и хитрость гномов.
  • 5
    Пересечение порога
    Герой покидает привычный мир - Бильбо уходит из Шира и отправляется в путешествие.
  • 6
    Встреча с «драконом» и союзниками
    Это любая конфронтация персонажа с врагами и поиск новых друзей. Пример из «Хоббита»: пещерные тролли, встреча с Голлумом («драконом») и оборотнем Беорном (союзником).
  • 7
    Точка «смерти»
    Самое серьезное испытание на пути героя: событие, разговор или решение. Бильбо соревнуется в загадках с Голлумом.
  • 8
    Подарок силы
    Если испытание пройдено успешно, герой получает некий «дар» или опыт. Это может быть как и волшебный артефакт, так и бытовое знание. Для Бильбо подарок — волшебное кольцо.
  • 9
    Испытание
    Кульминационный момент, когда герой, обладающий «подарком», готов столкнуться с главным врагом. В «Хоббите» это словесная борьба Бильбо и дракона Самуга, в которой герою помогает волшебное кольцо.
  • 10
    Дорога домой
    Возвращение к привычной жизни, но с новым багажом знаний и опыта. Бильбо возвращается в Шир.
  • 11
    Мастерство
    Герой старается закрепить приобретенные навыки и понять уроки, которые преподнесла ему жизнь. Для Бильбо это рефлексия о случившимся.
  • 12
    История силы
    Персонаж делится информацией о своем путешествии с другими. Этот элемент мы встретим уже скорее во «Властелине колец», а не в «Хоббите».
Помните — «Путь героя» Кэмбелла актуален для любого жанра. Волшебные артефакты могут быть навороченными гаджетами или обычным житейским опытом, драконы — реальными людьми, которые выступают в роли антагонистов, или же трудностями извне. Это путь героя, создающий глубокий психологизм любого персонажа. Главное — найти к универсальной формуле свой подход.
«ВКонтакте»: den_look
Телеграм-канал: https://t.me/denosavor
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/denis-lukyanov-19290132/
Денис Лукьянов,
автор блога ЛитРес, журналист. Пишет книги в жанрах фэнтези и магического реализма.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: