Top.Mail.Ru

Как выбрать тип героя для своей книги: подробный разбор

Что за услуги?
Почему одних героев мы понимаем хорошо, а мотивы других остаются загадкой до последних страниц книги? Всё дело в том, насколько мастерски автор продумал и проработал своих персонажей — их характеры, цели, внутренние конфликты. Чтобы герои не просто говорили и двигались в соответствии с сюжетом, а составляли единый гармоничный ансамбль и дополняли друг друга, каждому нужна своя роль в истории.

В статье разберёмся, какие вообще бывают типы героев, как выбрать тех, которые нужны именно вашей истории, и как прописать персонажа. А ещё поговорим об основных ошибках при создании персонажей!

Типы героев в литературе: что это такое

Герои книги не делятся только на главных и второстепенных или положительных и отрицательных. К счастью читателя, всё гораздо сложнее и интереснее — всех героев можно разделить на несколько типов, и у каждого своя чёткая роль в произведении.
Тип героя — это не про его характер или биографию, а исключительно про функцию в повествовании.
Глобально каждый отдельный персонаж может или помогать главному герою в достижении цели, или активно препятствовать. Но есть и другие функции — противостоять ему, передавать атмосферу и настроение книги, двигать или замедлять сюжет или просто разряжать обстановку и развлекать.

Такая классификация героев основана, в первую очередь, на разных задачах, которую тот или иной персонаж выполняет в тексте, и на его взаимодействии с главным героем. И это не сухая теория, а классный инструмент развития повествования и раскрытия идеи, который поможет выстроить структуру персонажей, избежать хаоса и усилить драматургию. Классификация героев — это фундамент, на который можно нарастить характер и динамику сюжета.

Кто есть кто: основные типы героев

Типы героев в литературе — это устойчивые характеры с разными функциями в сюжете. У каждого типа — от антагониста до ментора — своя драматическая роль: кто-то помогает главному герою достичь цели, кто-то мешает, а кто-то становится поддержкой и опорой. Разные типы не равны по значимости для сюжета, но все необходимы для динамики и развития конфликта. Разберём традиционную классификацию героев и приведём примеры из известных книг.

Протагонист

Протагонист — это и есть главный герой, цель и путь которого интересует читателя больше всего. Он не всегда положительный в полном смысле, но именно он движет историю вперёд, и именно вокруг него крутится весь вымышленный мир книги. Чтобы образ получился живым и убедительным, автор должен максимально раскрыть его — а для этого ясно представлять, в чём заключается его конфликт и как он будет развиваться. Причём конфликт может быть и с врагом, и с конкретной идеей, и даже с целым миром.
Пример
Родион Раскольников («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский), который проходит сложнейшую духовную эволюцию и путь духовного очищения.

Антагонист

Антагонист — тот, кто мешает герою достичь целей: добраться до сокровища, стать счастливым, раскрыть преступление. Но в целом, как протагонист — не обязательно положительный персонаж, так и антагонист не должен непременно быть «плохим» или злодеем в классическом понимании. Более того, нередко антагонистом выступает не человек, а идея, общество, внутренний голос или страх главного героя. Функция такого персонажа в книге — задать основной конфликт в тандеме с протагонистом и усилить напряжение, ведь без конфликта вряд ли сложится хорошая история. Важно помнить, что антагонист — не плохой, не отрицательный, не неправильный — просто он идёт в противоположную сторону.
Пример
Мориарти (серия книг о Шерлоке Холмсе, Артур Конан Дойл) — воплощение зла и изобретательности, выступающий полной противоположностью главного героя.

Трикстер

Это понятие изначально пришло из мифологии, а в литературе трикстер — это персонаж, функция которого — разрушать стройный порядок и вносить в сюжет хаос и неразбериху, зачастую смешную и абсурдную. Это делает повествование более насыщенным и цепляющим. Трикстер в книге нарушает правила — при этом он может быть забавным, а может оказаться опасным злодеем. Но в любом случае его роль — вносить перемены, обескураживать главного героя и заставлять его проявлять изобретательность на пути к цели — а ещё, конечно, увлекать читателя.
Пример
Кот Бегемот («Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков) — кот-оборотень с человеческой речью и манерами, который разрушает границы между реальностью и иллюзией.

Ментор

Ментор — тот самый наставник или опытный друг, с которого хочется брать пример. Он мягко обучает и помогает герою пройти физический или духовный путь. Это учитель, наставник, ориентир, который даёт поддержку, знания и, конечно, мотивацию. Он помогает герою, но не проходит за него путь, вместо этого становится источником сил и веры в себя.
Пример
лев Аслан («Хроники Нарнии», Клайв Стейплз Льюис), наставник и защитник детей, ставший символом мудрости и жертвенности.

Двойник

Альтернативное «я» главного героя, его теневая сторона или отражение — всё это персонаж-двойник. Он вполне может быть одновременно и антагонистом, и другом, и даже просто внутренним голосом главного героя. Как правило, он отвечает не столько за сюжетные повороты, сколько за внутренний конфликт. Добавьте в книгу двойника основного персонажа — и сможете существенно усилить психологическую составляющую произведения.
Пример
Портрет («Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд) — загадочный объект, который меняется вместо главного героя и становится физическим отражением тёмной стороны его личности.

Контрастный персонаж

Основная функция контрастного персонажа в тексте — акцентировать внимание читателя на определённых чертах характера или деталях биографии главного героя. Делают это с помощью приёма противопоставления — внешности, привычек или поступков. Такой персонаж не всегда активно участвует в сюжетных линиях и может даже не взаимодействовать с главными героями. Его роль — помочь автору сделать других героев понятнее и объёмнее.

Контрастный персонаж может совмещать в себе роль антагониста или друга, главное, чтобы присутствовал контраст: например, скромный и молчаливый человек — рядом с героем-болтуном, осторожный трус — рядом с безрассудным храбрецом, прагматик — рядом с наивным идеалистом или лицемер — рука об руку с искренним, честным человеком. Очень часто такой дуэт контрастного персонажа и протагониста — источник запоминающихся сцен и сюжетных находок.
Пример
Мелани Гамильтон («Унесённые ветром», Маргарет Митчелл), нежная, самоотверженная и искренняя девушка — противопоставление импульсивной и расчётливой Скарлетт О’Хара.

Проводник

Проводник — персонаж, который помогает герою перенестись в новую реальность и освоиться в ней, будь то буквальный переезд в другой город или метафорические духовные изменения. Проводник может быть и случайным эпизодическим персонажем (и исчезнуть из книги сразу после выполнения своей функции), а может сопровождать героя до последней страницы книги, разделяя с ним все трудности пути. Но в любом случае, его появление в сюжете обычно становится катализатором событий — без него у героя не получится начать путь.
Пример
Чеширский Кот («Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл), который загадками и улыбками помогает Алисе сориентироваться в новом мире и адаптироваться к его странной логике.

Второстепенные персонажи

Второстепенных героев в книге может быть очень много, и не все они напрямую участвуют в центральном конфликте. Их роль — создать подходящий фон и раскрыть главных персонажей: они оттеняют разные качества основных героев, дополняют сюжет и оживляют атмосферу книги. Они не обязательно должны быть сложными и не всегда тесно связаны друг с другом, но всё равно стоит проработать их качественно. У каждого, даже эпизодического персонажа, должна быть своя роль в книге, чтобы он был не просто декорацией — и тогда читателям может надолго запомниться даже мимолётный персонаж.
Пример
Миссис Хадсон (серия книг о Шерлоке Холмсе, Артур Конан Дойл) — домовладелица Шерлока, персонаж второстепенный — в расследованиях она не участвует, но у неё своя важная роль — создавать атмосферу уюта и заботы.
Глубина сюжета, связность истории и эмоциональная насыщенность — это то, зачем нужна система персонажей.

Какой тип героя нужен вашей истории

Типы героев в литературе довольно многочисленны, но хорошая новость в том, что вашей книге не обязательно понадобятся все эти персонажи, особенно если речь идёт о малой прозе, где автор ограничен масштабом. Да и в крупной не всегда нужно использовать все типы сразу — важно понять, какие из них нужны именно вашей истории, ведь фактически, даже если в книге всего два героя, вы уже можете создать и показать конфликт. Так как же выбрать типы героев для своего произведения?
Универсальное правило
Не забывайте, что тип героя — это его функция, а функция должна быть оправдана сюжетом и центральным конфликтом.

Чем отличаются типы героев в литературе друг от друга

  • Протагонист VS антагонист

    Это противостояние — гораздо шире, чем просто «добрый и злой» или «хороший и плохой». Здесь дело не в том, насколько положительными или отрицательными будут ваши персонажи, а в конфликте их задач и интересов. У протагониста есть цель: например, отомстить врагу, найти сокровище — и он к ней движется. А антагонист мешает, создаёт препятствия и сбивает с пути. Эта пара — центральная в книге, именно их взаимоотношения отражают главную идею, именно здесь сосредоточено напряжение.
  • Протагонист VS двойник

    Двойник — это тот же главный герой, а точнее, тот, кем мог бы стать протагонист в других условиях: если бы принял другое решение, поддался искушению или захотел добиться диаметрально противоположной цели. Функция двойника — подчеркнуть выбор и особенности героя. Часто двойники отражают внутренний конфликт, страхи главного персонажа или его преувеличенные или доведённые до абсурда слабости.
  • Антагонист VS контрастный персонаж

    Таких героев легко спутать. Разница в том, что основная функция контрастного персонажа — не участвовать в центральном конфликте, а подчеркнуть какие-то черты протагониста и сделать его характер более объёмным. Контрастный персонаж может быть и второстепенным героем — например, молчаливым другом рядом с болтуном, трусом рядом с храбрецом или лицемерным коллегой рядом с искренним, честным человеком.

Как проработать персонажей

Вы определились с набором персонажей, которые будут в вашей книге. Что дальше? Как превратить длинный список имён из черновика в полноценную систему героев?
01
01
Начните с характеров
Тип — это всего лишь каркас для сюжета и описания. По-настоящему живым персонажа может сделать продуманный характер, образ мышления, поведение и привычки. Тип персонажа можно сравнить со скелетом, на который хороший автор будет нанизывать всё новые и новые детали, пока герой не станет живым и объёмным.
02
02
Подготовьте шпаргалку-досье
Как же прописать персонажа более полно? Составьте для себя небольшую шпаргалку. Выпишите имена всех персонажей и для каждого укажите:
  • Чего добивается этот персонаж?
  • Чего боится?
  • Что любит?
  • Как реагирует на сложности?
  • Как будет меняться на протяжении книги?
  • К чему придёт?
  • Какого результата добьётся?
03
03
Пропишите мотивацию и арку героев
Мотивация — это то, что заставляет героев поступать так или иначе. Именно она определяет не только сюжетные повороты, но и изменения в самом герое, то есть арку героя. Пропишите для каждого героя кратко, в 3−5 предложениях, его мотивацию. Не ограничивайтесь шаблонным «хочу власти и совершать зло» — нужно объяснить, почему и откуда взялось такое желание, иначе читателю будет непонятен герой.
04
04
Утвердите состав
Когда все герои проработаны и описаны, изучите список ещё раз, свежим критическим взглядом. Все ли они действительно нужны? Нет ли среди них лишнего? В полной ли мере они раскрывают конфликт?

Чем подробнее продуманы герои, тем живее история. Пусть каждый персонаж в вашей книге не просто будет играть свою роль, но станет личностью — со своими целями, мотивами и слабостями.

Как не надо создавать персонажей: типичные ошибки авторов

Начинающие авторы часто либо вовсе игнорируют существующую классификацию типов героев, либо слишком сильно привязываются к ней и боятся сделать шаг в сторону. В результате — обидные ошибки при создании персонажей.
  • Шаблонность
    Если автор чётко следует каноничным чертам и делает протагониста утрированно хорошим, а антагониста — типично злым, то герои покажутся списанными с чужих историй. Такие персонажи — самая распространённая ошибка автора. Они неубедительны, у них нет собственного голоса, а есть только функция. Следить за ними неинтересно.
  • Отсутствие мотивации
    Без понятной читателю (и, конечно, автору!) мотивации даже самый правильно выстроенный персонаж теряет силу. Он совершает поступки, только потому что так удобно автору или потому что это единственный способ закрыть сюжетную дыру, и читатель моментально чувствует эту неискренность — и точно не поверит. А сам персонаж получится плоским и скучным.
  • Нелогичность
    Несостыковки в характере, поведении и поступках героя тоже быстро разрушают доверие читателя. Всегда важно следить за сюжетной аркой и держать в голове, что, почему и для чего говорит и делает тот или иной персонаж.
Осознанная работа автора со своим персонажем помогает не превращать его в марионетку, а сделать классного героя, в мотивацию которого действительно веришь.

Примеры героев из книг: кто есть кто в мире фэнтези

А теперь немного практики — возьмём самые известные фэнтезийные саги (конечно, это «Гарри Поттер» и «Властелин колец»!) и на их примере разберёмся, кто из героев и почему относится к тому или иному типу персонажей.

Протагонист

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Гарри Поттер: классический протагонист, вокруг которого разворачивается сюжет и который проходит путь героя от обычного мальчика, читающего о волшебниках только в сказках, до спасителя всего магического мира.
  • Вселенная «Властелина колец»

    Фродо: носитель Кольца, путь которого лежит в основе сюжета всей саги. У него есть собственная великая миссия, прохождение которой — часть сюжета.

Антагонист

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Волан-де-Морт: абсолютное зло, противостоящее герою и угрожающее ему лично и всему магическому миру.
  • Вселенная «Властелина колец»

    Саурон: воплощение зла, жажды абсолютной власти и разрушения.

Трикстер

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Братья Уизли: вносят частичку юмора в сюжет и разрушают рутину повествования.
  • Вселенная «Властелина колец»

    Мерри и Пиппин: весёлые, импульсивные, хаотичные.

Ментор

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Дамблдор: мудрый учитель и наставник, направляющий героя и подбадривающий в сложные моменты.
  • Вселенная «Властелина колец»

    Гендальф: вдохновитель и наставник, источник веры в себя, оставляющий за героями право самостоятельно принимать решения.

Двойник

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Драко Малфой: ровесник и соученик Гарри и его зеркальное отражение — каким стал бы Гарри, если бы выбрал сторону зла.
  • Вселенная «Властелина колец»

    Голлум: персонаж-предостережение для Фродо, олицетворяющий путь героя в случае, если бы он поддался искушению кольца.

Контрастный персонаж

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Северус Снегг: балансирует между добром и злом, усиливает эмоциональную глубину приключений главного героя.
  • Вселенная «Властелина колец»

    Боромир: сильный, храбрый благородный герой, который в определённый момент становится слабее кольца и противопоставляется Фродо.

Проводник

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Хагрид: вводит главного героя в новый мир, объясняет правила и помогает привыкнуть к тому, что магия — это обыденность.
  • Вселенная «Властелина колец»

    Гендальф: фактически сочетает в себе сразу несколько типов героев, но в начале книги становится классическим проводником — кстати, это распространённый приём в описании магов и волшебников.

Второстепенные персонажи

  • Вселенная «Гарри Поттера»

    Невилл Долгопупс: хоть он и не на первом плане, но очень важный герой, который на протяжении всех книг проходит собственный нелёгкий путь и побеждает в собственных сражениях
  • Вселенная «Властелина колец»

    Арагорн: у него свой трудный героический путь, который, впрочем, остаётся на втором плане относительно главного конфликта книги.

Система персонажей — FAQ

Основные типы — это протагонист, антагонист, ментор, трикстер, двойник, контрастный герой, проводник. А ещё второстепенные и эпизодические персонажи.
Подытожим
Использование определённых типов героев в вашем романе — это не искусственное ограничение, а мощный инструмент, который поможет выстроить цельную, убедительную историю. Автору не нужно слепо следовать шаблонам и зацикливаться на жёстких схемах. Тип героев в литературе — это не просто роль персонажа в книге, а конкретная функция, определяющая его место в конфликте и развитии сюжета. Ориентируясь в типах и работая с ними осознанно, автор создаёт не набор разговаривающих друг с другом персонажей, а напряжённую и захватывающую драму, наполненную живыми героями.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.