Top.Mail.Ru

Трикстеры в литературе: как придумать героя-трикстера для плутовского романа

Что за услуги?

Обманом спасти принцессу из башни, одурачить всех богов, скупить мертвые души… Все это под силу трикстеру — персонажу плутовского или же трикстерского романа. Разбираемся, откуда взялся этот жанр литературы, в чем его особенности и чему необходимо обучить вашего героя, чтобы тот стал настоящим трикстером.

Первые плуты: история жанра

Плутовским романом традиционно называют книгу, где в центре повествования находятся похождения мошенника, авантюриста, прохиндея или, одним словом, плута. Чаще всего его интересует только своя выгода. Он готов наживаться всеми правдами и неправдами.
определение

Трикстер происходит от английского слова, переводится — обманщик, ловкач. Это архетип в мифологии, фольклоре и даже религии. Характеризуется как «демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника». В качестве трикстера может выступать божество, дух, человек или антропоморфное животное, не подчиняющееся общим правилам поведения.

Трикстерский роман появляется в Испании XVI—XVII вв. и практически сразу становится популярным у читателей того времени. Традиционно выделяют 2 главные причины, благодаря которым этот жанр родился: социально-политическую и литературную. Во-первых, меняется общество: распадаются патриархальные отношения, разоряются богачи. Как следствие, появляется много бродяг, общество живет обманом и надувательством — самым простым способом заработать на хлеб. Во-вторых, литература того времени была перенасыщена рыцарскими романами. Историями, где благородство, без преувеличения, льется через край. Герои таких текстов — славные рыцари, совершающие подвиги во имя правителя или церкви, яркие личности, решительные люди.

Первым плутовским романом называют «Ласарильо с Тормеса» 1554 года. Это история о мальчике, который служит 7 богатым господам — людям лицемерным и порочным, каждый из них символизирует определенный грех. Популярность этой книги породила множество других текстов. Например, задавшие моду на описание действительности без прикрас «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче», или «Хитрую Хустину», героиней которой впервые стала девушка-плут.

Исследователи выделяют несколько главных особенностей плутовского (трикстерского) романа:
  • 1

    Повествование часто ведется от первого лица, хотя допустимо описание и от третьего лица.

  • 2

    Книга пропитана духом иронии. Текст такой искристый и дерзкий, как и главный герой.

  • 3

    Автор проводит параллель физического и духовного пути героя.

  • 4
    Произведения написаны для широких читательских масс. И люди действительно любят такие истории!
  • 5
    Часто созданы для поддержания доминирующей идеологии. Да, в трикстерских романах нередко находится место нравоучениям. Выражаются они в том, что герои за плохие поступки все-таки наказываются.

Плут или трикстер?

Есть ли разница в том, как называть главного героя: плутом или трикстером? А может даже авантюристом? Или, как еще говорят, пикаро? Приведем высказывание из книги исследователя и лингвиста Николая Рымаря о центральном персонаже плутовского романа:
«Пикарескный герой не просто жулик и хаос его личности. Это нечто большее, чем чисто нравственный хаос. Он отражает тотальную нехватку структурности в мире, а не просто недостаточность этической или социальной стройности…»
С этимологической точки зрения, слово «трикстер» ничем не отличается от того же «плута» или «обманщика». Но в век массовой культуры у слова «трикстер» появился новый оттенок значения. Чаще всего трикстер — персонаж, который обладает магическими способностями, персонаж мифологический или фэнтезийный. Плут же — обманщик заурядный.

Безусловно, два этих слова можно запросто использовать как синонимы, это не будет ошибкой. Но согласитесь, намного проще назвать трикстером скандинавского бога Локи, чем Павла Ивановича Чичикова. Второй — самый настоящий плут. К тому же трикстер куда чаще стремится к благородной цели, но использует для этого нечестные и не всегда законные способы. Для трикстера размыты понятия добра и зла. Главная цель плута — собственное благо.

Трикстеры и плуты в мировой культуре

Советы авторам плутовского романа

  • Продумайте, каким вы хотите видеть своего героя. Плуты и трикстеры могут быть разные: обаятельные и противные, они могут побеждать своих врагов, а могут потерпеть поражение в конце. Все зависит от вашего замысла.
  • Опишите предысторию героя. Как сложилась судьба персонажа, что он стал трикстером? Он с детства был вынужден обеспечивать себя и младших братьев сестер? Он жил в богатой семье и умел водить одноклассников и учителей за нос?
  • Помните, что любой герой должен меняться на протяжении истории. Это касается даже авантюристов. Не имеет значения в худшую или лучшую сторону будут эти перемены, читатель хочет увидеть, что история куда-то движется.
  • Потратьте время на продумывание имя персонажа. В плутовском романе оно зачастую говорит о герое куда больше многочисленных пространных описаний.
  • Не забывайте про стилизацию и иронию! Эти два элемента вовсе не обязательны, но чаще всего плутовские романы, и современные в том числе, в разной степени верны традиции.
  • Делайте сюжет авантюрным. Читатель должен буквально «проглатывать» страницы. Пусть герой недоговаривает планы, совершает странные сделки, прячется и увиливает. Сторонний наблюдатель может не знать половины того, что персонаж задумывает и делает. В трикстерском романе не просто можно, но и нужно водить за нос всех: от героев до читателей. Зато в финале — карты на стол!
«ВКонтакте»: den_look
Телеграм-канал: https://t.me/denosavor
Авторская страница в Литрес: https://www.litres.ru/denis-lukyanov-19290132/
Денис Лукьянов,
журналист. Пишет книги в жанрах фэнтези и магического реализма.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: