Top.Mail.Ru

Антагонист и протагонист

Что за услуги?
Антагонист — это основной противник протагониста. Он оказывает противодействие главному герою, мешая ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом — основная движущая сила в книге.

Сюжет литературного произведения предусматривает наличие целой системы персонажей (главного героя, второстепенных, вне сценических, эпизодических персонажей). Для ее образования нужны как минимум два героя. Их эквивалентом может служить раздвоение персонажа (к примеру, в миниатюре Даниила Хармса из цикла «Случаи»: на примере Семена Семеновича без очков и в очках).
В этой статье мы рассмотрим более детально, кто такие протагонист и антагонист. Информация об особенностях взаимодействия этих персонажей позволит лучше ориентироваться в литературных терминах.

Кто такой антагонист и какая его роль в произведении

В роли антагониста может выступать целая группа персонажей (к примеру, противостоящая главному герою банда) или отдельный персонаж. Им может быть и обезличенная сила, с которой ведет сражение герой (техногенная катастрофа, стихийное бедствие, общество в целом).

Говоря простыми словами, антагонист — отрицательный персонаж, протагонист — положительный. Но так происходит далеко не всегда. Порой противник главного героя вовсе не всегда является отрицательным персонажем. Он может преследовать благородные цели или попросту заблуждаться.

Приведем несколько примеров антагониста как противника главного героя:

• Долохов в произведении «Война и мир» — противник Пьера Безухова;
• силы природы в «Мцыри» Лермонтова — противодействие основному персонажу.
Обратите внимание! В произведении Николая Гоголя «Шинель» в качестве противоположного героя выступают правила общественной жизни, социальные условия.
В литературе предусмотрены такие основные типажи противников главных героев:
  • злая ведьма;
  • коварная любовница;
  • сумасшедший ученый-гений;
  • завистливая королева.
  • Довольно часто авторы предпочитают отдавать предпочтение острому конфликту двух сильных личностей. Но в детских сказках нередко описывается противоборство с обезличенным проклятием. В качестве примера можно привести произведение «Аленький цветочек». Это яркий пример борьбы с магическими силами. При этом сестры дочери купца являются промежуточным, временным антагонистом. Их образ лишь дополняет историю, не формируя ее целиком.
  • В произведении о Гарри Поттере в роли антагониста выступают Дурсли. Лорда Волан де Морта стоит считать как личным противником героя, так и олицетворением всеобщего зла (антагонистов сообщества добрых волшебников).
  • У известного во всем мире сыщика Шерлока Холмса также имеется антагонист — умный и проницательный профессор Мориарти. Этому герою присущим такие черты характера, как коварство и изворотливость. Гениальность злого профессора Мориарти заставляет Шерлока Холмса всегда держать ухо востро, расследуя новые запутанные дела.
  • А вот на страницах романа «Евгений Онегин» все вовсе не так однозначно. Исследователи, детально изучившие дневники великого писателя, черновики произведения и письма литератора к друзьям пришли к выводу, что главный герой произведения — Татьяна. Именно на характере этого персонажа и держится лирический сюжет. Глубокая и искренняя любовь Татьяны выгодно оттеняет изменчивый и поверхностный нрав Евгения. Поэтому Онегина стоит рассматривать как антагониста Татьяны. Противопоставление Татьяны Ольге или Онегина — Ленскому никак нельзя считать центральным конфликтом романа. Оно помогает автору более полно раскрыть характеры главных героев. То есть такие противопоставления носят вспомогательный характер.
Более актуальный для современников социальный конфликт — противоборство с организациями. Тем не менее, в армии врагов нередко выделяется некая яркая фигура, что позволяет придать произведению дополнительную интригу.

Кто такой протагонист и какая его роль в произведении

Протагонист — это центральное действующее лицо произведения. То есть, он может назваться выразителем авторских идей, носителем истины. Роль протагониста в литературном произведении очень велика. Ведь это главный двигатель сюжета. Ярким примером такого персонажа служат:
Ниже размещен краткий перечень черт, которыми обладают антагонист и протагонист. Главный герой обычно вызывает сопереживание. У него имеется осознанное (или вызывающее внутреннее противоречие) желание, которое антагонист желает реализовать.

Протагонист — доминантная фигура (главный герой), человек с активной жизненной позицией. У такого персонажа должны иметься хотя бы незначительные шансы на исполнение желания. В противном случае протагонисты не вызывали бы такого интереса у читателя. Антагонист (их антипод) тоже не обязательно внушает исключительно отрицательные эмоции. К примеру, в романтической комедии в этом качестве выступают объекты любви главной героини. Основной соперник положительного персонажа должен быть объемной, сильной личностью. Ведь если протагонист будет заведомо превосходить антагониста по уму, ловкости и другим качествам, конфликт произведения окажется слишком слабым. Читатель сразу же поймет, что победу в противоборстве одержит именно протагонист.

При рассмотрении произведений русских классиков из школьной программы можно выявить множество оппозиций «протагонист-антагонист»:

Довольно популярен и такой литературный прием, как создание ложного протагониста. При этом развитие сюжета происходит по классическим канонам. Но спустя какое-то время персонаж исчезает, умирает или вовсе оказывается отъявленным злодеем. Такой ход повествования делает его особенно интригующим, нередко вызывает бурный эмоциональный всплеск у читателя.

Кто такой протагонист и какая его роль в произведении

Не стоит путать антагониста и антигероя. Это совершенно разные понятия. Как правило, называют антигероями литературных произведений протагонистов, которые наделены отрицательными качествами. Этот термин был введен в литературный оборот Федором Достоевским. Один из примеров антигероя в творчестве этого известного писателя — Родион Раскольников, бедный молодой человек из «Преступления и наказания».
Обратите внимание! Примеры антигероев в литературе 20 века — Остап Бендер из произведения «12 стульев» и Алекс Лардж — социопат из книги Энтони Берджесса «Заводной апельсин».

Вместо заключения

В настоящее время для протагонистов и антагонистов в литературе не предусмотрено каких-либо жестких ограничений. При этом существует одна очень важная особенность — невозможность существования одного персонажа без другого. Протагонист формирует сюжет того или иного произведения. Антагонист в литературе создает определенные обстоятельства, которые обеспечивают развитие сюжета.

И читателям, и зрителям фильмов важно видеть противостояние. В таком случае он сумеет лучше понять действие трагедии. Поэтому значение протагониста и антагониста очень велико. Эти персонажи помогают глубже погрузиться в повествование.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: