Top.Mail.Ru
Это знак
для начинающих и опытных писателей
В Литрес Самиздат вас ждет:
  • свобода жанров и форматов
  • заработок на творчестве
  • литературные конкурсы
  • дружное комьюнити
  • услуги для авторов
  • полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!

Жанры литературы в таблицах:
список и определения

Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.
Но знать основы основ надо. Особенно если вы и сам писатель. А начинающий или практикующий — уже не столь важно.

Что такое литературный жанр

Даже на самую первую пробу пера (которой можно считать наскальную живопись) человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.

История появления жанров литературы

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

Роды литературы

Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:

  • по художественным признакам;
  • по типу отношения автора к его героям и сюжету.
Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.

Вглядимся получше в главные призраки жанров литературы:

Эпические жанры

Эпос появился в литературе не для того, чтобы скромничать. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.
Название
Описание
Роман-эпопея
  • Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
  • Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
  • Насыщенный сюжет;
Социальная проблематика.
!При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.

Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
Роман
  • Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
  • Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
  • Несколько сюжетных линий и временных периодов;
  • Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.
!Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.

Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Повесть
  • По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
  • Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
  • Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
  • История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.

!В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».

Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»
Рассказ
  • Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
  • Одна четкая сюжетная линия;
  • Минимум персонажей;
  • Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
  • Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.
!Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».

Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»
Публикуйте книги в
30 млн
активных читателей
до 70%
выплата роялти
100+
партнерских площадок

Лирические жанры

В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны (см. А. С. Пушкин с его эпиграммами).
Название
Описание
Притча

  • Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
  • Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
  • Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.

! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.

Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»
Лирическое стихотворение
  • Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
  • Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
  • В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.

!Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой.

Пример: Владимир Набоков, «Лилит»
Элегия
  • Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
  • Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
  • Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
  • Объем — максимум средний
Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»
Послание
  • Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
  • Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
  • Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
  • Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.
!К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.

Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»
Эпиграмма
  • Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
  • По сути, является поджанром сатиры;
  • Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
  • Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.
!У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом.

Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»
Ода
  • «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
  • Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
  • Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
  • Зачастую богата на мифологические аллюзии.

!В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.

Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»
Сонет
  • По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
  • Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
  • Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
  • Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).

!Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет.

Пример: Франческо Петрарка, сонет 4

Драматические жанры

Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми из классических жанров.
Название
Описание
Комедия
  • Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
  • Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
  • Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).
!Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией.

Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»
Трагедия
  • Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
  • Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
  • Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
  • Одна из целей — провести читателя через катарсис.

!В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь»

Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»

Драма
  • Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
  • Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
  • Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
  • Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.
!Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки.

Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»

Лироэпические жанры

Если в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окруженный колоссами эпического сюжета, он не теряется, а добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.
Название
Описание
Поэма
  • Может быть как стихотворной, так и в прозе;
  • В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
  • Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
  • Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
  • Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).
!Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет.

Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»
Баллада
  • Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
  • Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
  • Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д.);
  • Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.
!Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном.

Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»

Меняются времена, меняются вкусы. Не стоит на месте и литература — одни жанры покрываются пылью забвения, другие возникают из небытия, прочие активно смешивают принципы и каноны. И этим разнообразием радуют современного избалованного читателя.
Была ли статья полезна для вас?
Интересные статьи в нашем блоге