Прорабатываем второстепенных персонажей

Важно на первых этапах работы над романом создать прочную систему персонажей. Рассказываем, как это сделать.
В вашем произведении не должно быть случайных персонажей. Каждый помогает раскрыть идею и замысел книги за счет того, что относится ко всему по-своему. Ваша авторская задача — показать точку зрения каждого героя книги и через это раскрыть свой замысел. Протагонист и антагонист будут по-разному воспринимать многие события и по-разному действовать.

На первый взгляд звучит легко, на деле, задача нетривиальная. Ведь чтобы придать истории глубину, важно на первых этапах работы над романом создать прочную систему персонажей.
Что такое система персонажей?
Это четыре и более персонажей, каждый из которых по-своему транслируют вашу идею. Давайте сразу приведу пример, чтобы было проще разобраться.

Предположим, вы пишете про месть. Это тема произведения. Идея следующая: отмщение не приносит счастья. Давайте подумаем, какие персонажи могут эту идею отражать? Только не думайте долго об именах, профессиях персонажей. Думайте об идее.

Скажем,

Персонаж 1. Хочет отомстить.
Персонаж 2. Уже мстил в прошлом и сожалеет.
Персонаж 3. Задумывался о мести, но доверился правосудию.
Персонаж 4. Это человек, заслуживающий мести.

Вот и вся система персонажей. Четыре человека, каждый из которых представляет конкретное отношение к главной идее текста. Ваша задача — сталкивать персонажей в романе, противопоставлять их ценности. Между самыми контрастными точками зрения возникнет основной конфликт.

Итак, порядок действий следующий:

  1. Определить тему романа
  2. Сформулировать идею
  3. Создать систему персонажей
После этого можно раздавать персонажам роли.
Роли персонажей

Помните мультфильм «Аладдин»? Главная его тема — свобода. Идею я бы сформулировала так: свободен тот, кто честен с окружающими и принимает себя таким, какой он есть.

Давайте набросаем систему персонажей.

Персонаж 1. Считает, что настоящая свобода — это богатство.
Персонаж 2. Уверен, что свободу дарит власть.
Персонаж 3. Полагает, что свобода — это возможность самостоятельно делать выбор.
Персонаж 4. Считает, что свобода — это избавление от реальных физических оков.

Мы помним, что персонаж 1 — это главный герой мультфильма, Аладдин. Персонаж 2 — антагонист, Джафар. Персонаж 3 — возлюбленная главного героя, Жасмин. Персонаж 4 — союзник и волшебный помощник, Джин.

Но задумайтесь на минутку, что будет, если мы раздадим роли иначе? Пусть главный герой полагает, что свобода — это возможность самостоятельно делать выбор (Персонаж 3). А антагонист жаждет богатства (Персонаж 1). Получится написать такую историю? Почему бы и нет! Тогда за лампу будут бороться Жасмин и Аладдин. Она — чтобы Джин заколдовал султана и тот позволил бы ей самой выбрать мужа. А Аладдин будет охотиться за богатством.

Или же пусть главным героем будет Персонаж 2 (Джафар) — этакий принц в изгнании, мечтающий вернуть корону. Его антагонист — Джин, обманом, пытающийся заставить Джафара снять оковы лампы.

Поняли принцип? Экспериментируйте и фантазируйте! Меняйте персонажей местами, так и эдак раздавайте главные роли и выбирайте ту модель, которая вам больше понравится. А после того, как определитесь с протагонистом и антагонистом, самое время раздать второстепенные роли.
Роли второстепенных персонажей
Лично мне при проработке второстепенных персонажей нравится отталкиваться от сюжетных функций. Их всего пять (помимо главного героя и антагониста), давайте подробно разберем каждую.
  • 1
    Союзник
    Это тот, кто помогает герою, разделяет его взгляды, приходит на выручку в трудную минуту. Например, Рон и Гермиона для Гарри Поттера.
  • 2
    Противник
    Не главный злодей, но тот, кто определенно портит герою жизнь и рушит планы. Например, Драко Малфой из романов о Гарри Поттере.
  • 3
    Ложный союзник
    Это тот, кто якобы помогает герою, но на самом деле с самого начала работает против него. Заметьте, очень важно, что ложный союзник именно с самого начала играет против героя, то есть не переходит на сторону зла внезапно, а с первых строк строит козни исподтишка. Чаще всего это обаятельный и приятный герой, раскрывающийся в кульминации или в осевом эпизоде. Часто такой персонаж в кульминации раскаивается и переходит на сторону главного героя. В «Гарри Поттере и Кубке огня» это Барти Крауч (младший), выдававший себя за Аластора Грюма.
  • 4
    Ложный противник
    Это сложный персонаж, который кажется плохим, но на деле с самого начала помогает герою. Отличный прием для шпионских детективов, часто применяется для двойных агентов. Ярчайший пример такого персонажа — Севирус Снег из романов о Гарри Поттере.
  • 5
    Герой побочной линии
    Задача этого персонажа — решить ту же проблему, что и главный герой, но в меньших масштабах. Этим автор подчеркивает тему и идею романа.

    Такой прием часто используется в детективах: главный герой расследует убийство, совершенное из-за мести, а герой второго плана ищет пропавшую вещь, которую кто-то спрятал. Часто героем второго плана выступает хороший знакомый следователя, который то и дело отвлекает его от основного расследования собственными проблемами.
Пример
Давайте закрепим теорию на примере романа Дэна Брауна «Инферно», в нем, на мой взгляд, очень ярко представлена система персонажей и четко прослеживаются роли.

Тема романа : перенаселение планеты.
Идея : если мы не начнем контролировать рождаемость, цивилизация погибнет.
Главный герой, Роберт Лэнгдон осознанно отказался от семьи.
Его союзница, эпидемиолог Элизабет Сински мечтала о детях, но оказалась бесплодна.
Антагонист, ученый Зобрист полагает, что нужно искусственно сокращать население, но не за счет войн и убийств, а с помощью вируса, который стерилизует треть населения Земли.
И, наконец, ложный союзник, Сиена Брукс, придерживается той же точки зрения, что и антагонист.
Интересно, что Дэн Браун ввел дополнительно персонажа-статиста, тоже отражающего идею. Это беременная смотрительница музея, она выбирает продолжение рода.
Второй способ раздать роли второстепенным персонажам
Я рассказала о методе определения главных ролей, который использую сама. Существует еще один, базирующийся на принципе путешествия героя, описанного в книге «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла. Автор предлагает рассматривать драматическое произведение на примере мифов, в которых герой отправляется в путь, побеждает чудовище и возвращается домой. На пути ему встречаются определенные персонажи. Необязательно вводить в роман все разновидности персонажей, более того, один герой может сочетать в себе несколько ролей. Однако тут есть где развернуться.

Кого же встречает герой, отправившийся в путешествие.

  1. Друг героя (уступает герою в опыте).
  2. Возлюбленная.
  3. Мудрец или ментор.
  4. Обманщик (похоже на ложного союзника).
  5. Страж границы (уговаривает героя не пускаться в путь).
  6. Оружейник. Излюбленный прием шпионских романов. Там обязательно есть персонаж, который снабжает героя всякими хитрыми приспособлениями.
  7. Волшебный помощник. Это может быть не только палочка или ковер-самолет, но и, например, техника или кто-то живой (Джин в мультфильме про Аладдина).
  8. Женщина в образе богини (добрая и всепрощающая).
  9. Распутница (соблазнительница, часто добродушная).
  10. Женщина — мать-земля (заслуживает доверия, носитель материнской любви).
  11. Стерва.
  12. Близкие (чтобы попрощаться).
  13. Шут (на самом деле умен, но это обнаруживается ближе к финалу).
  14. Роковая женщина (сулит любовь, но несет зло).
  15. Колосс (герой им восхищается, но на поверку тот оказывается недостойным).
Если вернуться к Аладдину, то Жасмин будет возлюбленной, а Джин волшебным помощником.

В романе Дэна Брауна, эпидемиолог Элизабет Сински, которую мы определили как союзницу, выступит в роли Женщины в образе богини. А ложная союзница, Сиена Брукс, — это обманщица.
Если вы выбираете этот подход, то остерегайтесь штампов, не нужно создавать образы под копирку, такого читатели не прощают.
Теперь ваша очередь! Сформулируйте тему и идею вашего романа, создайте систему персонажей и дайте каждому роль. Ну, а после этого можно смело переходить к детальной проработке внешности, биографии и мотивов.

Легкого вам пера и до встречи!
Страница в ВКонтанке Писатель Анна Орехова
Анна Орехова,

автор серий «Межпланетный детектив» и «Туристический детектив», основатель школы для писателей orehova.school
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: