Истории наших чтецов

Сергей Бельчиков

Один из популярных чтецов проекта впервые записал рассказы 10 лет назад. Они затронули особые «струны души» и вдохновили записывать книги, озвучивать фильмы и другие проекты.
Сергей Бельчиков рассказал нам о своих шагах к успеху в мире озвучки, о собственных лайфхаках и о том, на что ему не хватает времени.
Фото с финала чемпионата «Открой рот».
2 июня 2019, Красная площадь, Москва.

Сергей Бельчиков стал победителем чемпионата. Он обошёл соперников из 200 городов России.
Первые попытки в работе над аудиокнигами были ещё во времена моей работы на «Дорожном Радио Кисловодск» в 2009 году. Это были короткие рассказы Михаила Веллера, затронувшие какие-то особые «струны души» и заставившие сесть за микрофон вне эфира. Рассказы «ушли в народ» — «Хочу быть дворником», «Тест», «Памятник Дантесу», ряд произведений других авторов. В то время я записывался в довольно простенькой студии нашей радиостанции в свободное время, там же и монтировал.
Спустя полгода решил попробовать себя в озвучке кино и домой был приобретён любительский комплект для записи звука «Behringer Podcastudio», включавший в себя микшерный пульт Xenyx 502, динамический микрофон с настольной треногой Behringer XM 8500, наушники, звуковая карточка Behringer UCA 200 и комплект коммутации. Начал писать звук дома.
Первой ласточкой была короткометражная лента «Дэннис», озвучку делал по субтитрам, было так интересно, что на многие годы ушёл «в видео». Потом уже список работ пополнился несколькими десятками художественных, десятком документальных лент, мультфильмов, а также проектом, как говорится, всей жизни — чехословацким сериалом «Больница на окраине города» и двумя его продолжениями: «Больница на окраине города двадцать лет спустя» и «Больница на окраине города. Новые судьбы». Начинал я его запись, ещё будучи холостяком, а заканчивал женатым отцом двоих детей. Спасибо супруге, что относилась с пониманием и отправлялась на прогулку с потомством, давая мне время для работы в тишине.
И вот, буквально несколько лет назад, решил вернуться к озвучке книг. Участвую в проекте «Глубина», пишу в Литрес: Чтец, сотрудничаю с Клубом аудиокниг, приложением Буклис, что-то озвучиваю для близких и друзей.
За годы работы со звуком постепенно менял оборудование: динамический микрофон Behringer XM 8500 сменил динамический же Shure SM-48, а того, в свою очередь, конденсаторный Behringer B-1, трудящийся со мною рядом и по сей день. Маленький пятиканальный микшер уступил место более продвинутой модели, но теперь и он стал историей.

Домашняя студия звукозаписи Сергея Бельчикова
Сейчас в работе внешняя звуковая карта Steinberg UR-22 mk II. В паре с ней трудится микрофонный предусилитель с динамическими эффектами dbx 286s (очаровательная вещь, могу порекомендовать коллегам), после настройки сделавший записи, на мой взгляд, более плотными, насыщенными, с меньшим количеством шума и, самое главное, ровным, прогнозируемым качеством записи. От взрывных согласных спасает поп-фильтр, «атлантом на своих плечах» держит микрофон настольных пантограф, заказанный из Китая.

После переезда в новую квартиру, стал вопрос с местом для записи, и очень удачно под него подошёл тупичок в коридоре. Он стал моей домашней студией. Был куплен и наклеен акустический поролон, на пол лёг ковролин, потолок был закрыт ворсистым пологом, любезно сшитым любимой тёщей, появилась занавеска. Практически пропал «вечный бич начинающих чтецов» — эхо и бочкообразный звук. Переживания по поводу техники и обстановки пропали, дав возможность сосредоточиться на самой записи.
Так что, на сегодняшний день осталась только одна проблема — найти время. Время для записи. А его так мало в календарных сутках! Ведь хочется и побыть с семьёй и любимой собакой, почитать, посмотреть кино, поиграть в хоккей и послушать аудиокниги в исполнении коллег.