Где автору общаться
с читателями?

Мы уже говорили о том, как важно писателю развивать и поддерживать собственный бренд. Важная составляющая личного бренда — общение с аудиторией. В этой статье мы предлагаем вам обзор площадок, где лучше всего построить контакт с читателями.

Telegram

Telegram — популярный мессенджер, созданный основателем «В контакте» Павлом Дуровым. В начале января 2021 года ежемесячная аудитория мессенджера в мире превысила 500 миллионов активных пользователей. В «телеге» преобладает мужская (67%) аудитория, самая большая возрастная группа — 25−34, она составляет почти 40% аудитории.

Telegram предлагает несколько способов общения с аудиторией — единичные и групповые чаты, каналы и боты.

Канал — самый популярный способ распространения информации.

Каналы делятся на публичные и приватные. Для подписки на публичный канал достаточно щёлкнуть по кнопке Join, для доступа к приватному требуется приглашение администратора. Теперь у владельцев каналов появилась возможность прикручивать к публикациям комментарии.

Каналы позволяют постить любой контент, от простыней текста и подборок ссылок до визуалов и видео. В отличие от Facebook и Вконтакте, пользователь видит, сколько свежих записей появилось на канале с момента его последнего появления. Главный минус — за последнее время каналов развелось столько, что большая часть контента так и остаётся непрочитанной.

Instagram

Instagram — это бесплатное приложение, позволяющее делиться фотографиями и небольшими видео. Большая часть аудитории (около 80%) — женщины, средний возраст — 16−34. Акцент приложение делает на визуальной составляющей, текстовое описание под фотографиями ограничено 2200 символами.

В Instagram сформировалось активное сообщество книжных блогеров, называющих себя букстаграмерами (от англ. book — «книга» и Instagram).

Букстаграмеры публикуют отзывы на прочитанные книги, делятся списками на прочтение, хвастаются покупками, выкладывают содержимое книжных полок и выполняют книжные вызовы — задания, придуманные другими блогерами.

В Instagram писатели могут делиться с подписчиками новостями и планами, анонсировать новые релизы, выкладывать или зачитывать отрывки из пишущихся произведений, публиковать читательские отзывы, буктрейлеры или фан-арт.

В Instagram можно завести бизнес-аккаунт — он упростит продажу книг, если вы занимаетесь самиздатом, позволит настроить таргетированную рекламу и просматривать статистику профиля. Ещё одна важная деталь — хэштеги. Облако тэгов смотрится неаккуратно, но в целом они позволят найти ваши публикации пользователям, заинтересованным в подобном контенте. Для книжных блогов активно используются теги #bookstagram, #букстаграм, #книжныйчервь, #книжныйманьяк, #книги и #люблючитать.

TikTok

TikTok — это популярный сервис, заточенный под просмотр коротких (15−60 секунд) вертикальных видеороликов. Наибольшей популярностью пользуются музыкальные клипы, комедийные скетчи, танцевальные ролики и развлекательный контент, но существует спрос и на бытовые лайфхаки, обучающие видео и советы.

Большая часть аудитории (55,6%) — мужчины, преобладающие возрастные группы — 16−24 (41%) и 24−34 (24,5%). Аудитория отличается высокой лояльностью и проводит в TikTok по 39 минут в день.

Сервис не жалует импровизации, большая часть роликов снимается по чёткому сценарию, хотя порой выстреливают ролики, которые нарушают сложившиеся каноны платформы. Пользователи находят новые видео через подписки и рекомендации. Алгоритмы сервиса выводят в рекомендованное качественные видео, не обращая внимания на количество просмотров и число подписчиков — можно набрать миллион просмотров и при нуле подписчиков.

Что даст TikTok писателю? Аудиторию. За счёт алгоритма и списка рекомендаций каждое новое видео увидят не только ваши подписчики. Хитрость в том, чтобы поставлять контент, который пользователи захотят посмотреть и расшарить. TikTok не подходит для анонсов, новостей и непосредственной рекламы книг, но он поможет в создании и развитии личного бренда. Литераторы могут позиционировать себя как эксперты, которые делятся интересными историями, лайфхаками, рекомендациями и другим познавательно-развлекательным контентом.

Clubhouse

Clubhouse — это новая социальная сеть, общаться в которой можно исключительно голосом. Приложение появилось в апреле 2020 года и менее чем за год его установили свыше 7 миллионов пользователей, причём пик загрузок пришёлся на январь и февраль 2021 года.

Clubhouse привлекает пользователей двумя особенностями — возможностью случайно пообщаться с какой-нибудь знаменитостью и временной «элитарностью». Пока что платформа доступна только на iOS и закрыта для широкой публики — попасть в число пользователей можно исключительно за счёт приглашений уже зарегистрированных там.

Clubhouse напоминает смесь подкаста в прямом эфире с конференциями с участием одного или нескольких спикеров. Общение протекает исключительно в режиме реального времени, запись разговоров не одобряется, после завершения беседы комната (чат, где и происходит беседа) бесследно удаляется.

Комнаты бывают публичными и приватными. Большинство публичных комнат посвящены конкретной теме, которая отображается в названии чата. Пользователи присоединяются к интересующим их беседам по поиску по темам или благодаря уведомлениям, которые сообщают, в каких комнатах находятся люди, на которых они подписаны.

Чем Clubhouse полезен для писателей? Платформа идеальна для лекций и семинаров, дискуссий и конференций, публичных выступлений, обмена опытом или интерактивных подкастов. Приложением активно пользуются писатели, журналисты, редактора и литературные критики, так что регистрация на платформе — отличный шанс завязать полезные знакомства с нужными людьми.

Facebook

Facebook — одна из самых известных и популярных социальных сетей в мире. Это любимая площадка айтишников, дизайнеров и представителей творческих профессий. Ежемесячно сетью пользуется около 40 миллионов россиян. Большая часть аудитории (58%) — женщины, преобладающий возраст — 25−50 лет.

Сеть позволяет публиковать видео не длиннее 2 часов и тексты не больше 60 тысяч знаков. Сопровождать публикации изображениями не обязательно, но, согласно статистике, текст без изображения получает меньший охват, а лучший охват и вовлечённость дают публикации с текстом на 80−120 знаков. Хорошо заходят подборки, новости, цитаты и инфографика.

Писатели могут создать на Facebook личный профиль, группу или публичную страницу (паблик). Для продвижения вашего творчества подходит паблик. Он индексируется поисковыми системами, позволяет настроить таргетированную рекламу и блоки с контактной информацией и отзывами и даёт доступ к статистике.

При работе с Facebook важно учитывать принципы работы алгоритма EdgeRank. Благодаря EdgeRank Facebook скрывает часть записей, которые считает неинтересными, и 80% подписчиков не видят публикаций друзей или пабликов. На выдачу в ленте влияет много факторов, в том числе лайки и формат публикации. Больше всего шансов на высокий охват у прямой трансляции, затем идут посты с фото и видео, ссылки, тексты и репосты. Лайки также влияют на охваты — чем больше людей оценит запись в течение первого часа после публикации — тем больше подписчиков увидит её в ленте.

Поэтому помимо развития паблика, посвящённого своему творчеству, писателям имеет смысл развивать и свой собственный профиль, позиционируя себя как личный бренд и выкладывая контент, интересный для подписчиков.

Вконтакте

Вконтакте — самая популярная соцсеть в России и странах СНГ. Ежемесячно её посещает 74 млн. миллион человек, причём 19 млн. сидит только здесь. Преобладающая аудитория — женская (57%), преобладающий возраст — от 13 до 34.

Для общения с читателями «ВКонтакте» писателю следует развивать своё сообщество — группу или публичную страницу. Публичная страница подходит лучше, поскольку их список отображается в профиле подписчиков и сильнее бросается в глаза.

«Контакт» позволяет выкладывать в записи тексты объёмом до 16 тысяч знаков, но весь текст после первых 350 знаков уходит под кат, так что для текстовых публикаций лучше подойдёт встроенный редактор статей.

Главная проблема «ВКонтакте» заключается в его популярности — в соцсети представлено такое количество контента, что на его фоне тяжело выделиться. При этом в сети, как и в Facebook, действует умная лента новостей, которая сама решает, когда и кому показывать публикации. Из-за этого определённая доля подписчиков узнает о ваших новостях только в том случае, если подпишется на уведомления о новых записях.

Приоритетом в выдаче пользуются видео, прямые трансляции и истории — посты, которые отображаются в отдельном блоке вверху страницы и исчезают через 24 часа.

Ещё «ВКонтакте» запустила алгоритм «Прометей», задача которого — увеличение охвата стоящих публикаций. Алгоритм в течение недели подсвечивает выбранные группы в списке рекомендаций, но чтобы привлечь «Прометей» нужно публиковать контент, который алгоритм сочтёт интересным и уникальным.

Одноклассники

Несмотря на стереотипы, «Одноклассники» по-прежнему остаются крайне популярной социальной сетью, ежемесячная аудитория которой составляет 43 миллиона человек. Преобладающей доле старше 35 лет, она живёт в регионах.

Как и «ВКонтакте», писателю для продвижения своего творчества в «Одноклассниках» следует создать группу или тематическое сообщество. Пользователи сети любят конкурсы, тесты, опросы и розыгрыши призов. Подобные публикации можно чередовать с новостями, анонсами, развлекательными материалами и полезным контентом. Упор следует делать на прямые трансляции, короткие видео и короткие тексты — длинные посты публика «Одноклассников» не жалует.

Яндекс.Дзен

«Яндекс.Дзен» — популярная площадка с аудиторией в 20 миллионов пользователей в сутки. Главная прелесть сети заключается в том, что она делает упор как раз на тексты. Пользователей «Дзена» не испугать длинными постами, они проводят на платформе в среднем 45 минут в день, и львиную долю этого времени уделяют именно чтению новых публикаций.

Благодаря местному алгоритму количество просмотров не привязано к числу подписчиков, поэтому даже начинающие авторы могут набрать десятки тысяч просмотров с одной из первых публикаций.

Главное — регулярная периодичность публикаций. Первые три поста алгоритм оценивает тематику канала и уникальность контента, а зачем начинает рекомендовать его читателям, проявлявшим интерес к схожим тематикам. Чем активнее пользователи заинтересуются материалами на вашем канале, тем больше показов вы получите.

Важно учитывать такой показатель как «Карма». Карма учитывает пять показателей — влиятельность, развитие канала (периодичность публикаций и динамика роста числа подписчиков), вовлечённость аудитории, качество публикаций и оригинальность. Чем выше карма — тем больше бонусных показов.

YouTube

Идеален, если вы не боитесь выступать на камеру и предпочитаете видеоформат. Пригодится для книжных обзоров, рецензий, дайджеста последних событий и прочих монологов, а также прямых трансляций.

Подкасты

Подкасты следует выбирать, если вы любите поговорить и вам регулярно есть, чем поделиться со слушателями. Однако для успеха подкаста большую долю эфирного времени вы должны уделять не новостям о собственном творчестве, а полезному контенту — советам, разбору популярных произведений и литературных приёмов, анализу положения дел на книжном рынке и беседам с интересными приглашёнными спикерами. Подкасты должны выходить с определённой регулярностью, и вам понадобятся навыки обращения со звукозаписывающими программами для сведения финального файла.

Общие рекомендации

Держите в уме, кто ваша основная целевая аудитория и на каких площадках она обитает
Попробуйте начать общение на нескольких площадках и оставьте те, где получите наибольший отклик
Адаптируйте публикации под особенности и ограничения каждой контрактной площадке, выкладывайте эксклюзивный контент для каждой из платформ
Определите для себя оптимальную регулярность публикаций и старайтесь её придерживаться
Старайтесь придерживаться заявленной тематики, но экспериментируйте с форматами подачи: чередуйте короткие текстовые посты с небольшими видео, прямыми эфирами и лонгридами
Будьте на позитиве, негативная интонация плохо сказывается на приросте новых подписчиков
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: