Зачем писателю личный бренд?

Конкуренция на книжном рынке велика, как же выделить свою книгу на общем фоне, найти своего читателя? В этом поможет личный бренд автора.
Слагаемые успеха
Успех любой книги складывается из трёх факторов.
1
Сначала автору нужно её написать
2
затем найти нужного издателя
3
а затем — своего читателя
Долгое время начинающие литераторы упирались в пункт два. Когда Джоан Роулинг искала издателя для своей маленькой сказки о мальчике, который выжил, ей отказали все издательства за исключением Bloomsbury, да и то потому, что книжка понравилась восьмилетней дочке гендиректора. Стивен Кинг коллекционировал отказы на специальном гвозде, и к моменту публикации его первой книги их там накопилось с несколько десятков.

Сегодня, с появлением платформы «Литрес: Самиздат», поиск издателя уже не представляет таких проблем. Гораздо тяжелее начинающему автору будет найти своего читателя. Конкуренция на книжном рынке велика, как же выделить свою книгу на общем фоне?
Секреты книжного продвижения
Когда маркетологи выводят на рынок новый продукт от неизвестного автора, они стремятся ответить на три вопроса:
1
Для кого эта книга?
2
На что похожа?
3
Почему она должна быть интересна именно вам?
Вы наверняка видели в описании книжных новинок фразы «Для всех поклонников „Игры престолов“», «Лучшее фэнтези со времён „Властелина колец“» или «Убойный коктейль из „Ведьмака“ и „Полиции Майами“».

Если первая книга автора выстреливает, дальше становится проще, так как его творчество уже знакомо рынку. Если бы Харпер Ли жила в наше время и вдруг опубликовала новый роман, на обложке большими буквами красовалось бы «От автора бестселлера "Убить пересмешника"».

Если ваши романы складываются в одну серию, всё становится ещё проще, и новые книги позиционируются как «Новая глава «Ведьмака»» или «Долгожданное продолжение «Игры престолов»». Захотели написать что-то иное? Ждите блямбу в стиле «Новинка от создателя культового «Плоского мира»».
Хорошее начинание, но так автор рискует стать заложником своего самого известного цикла, произведения или персонажа. Артур Конан Дойл хотел бы, чтобы его запомнили как автора «Бригадира Жерара», «Сэра Найджела» и «Белого отряда», но в памяти он остался в первую очередь как создатель Шерлока Холмса.
Что такое личный бренд
Если вы собираетесь работать в разных жанрах или форматах и, допустим, написать основанный на реальных событиях исторический роман следом за ужастиком, то ярлык «От автора культового хоррора «Резня бензопилой в пионерлагере» вам не поможет.

Тут и пригодится личный бренд. Термин впервые появился в 1997 году в книге американского маркетолога Тома Питерса The Brand Called You, но сам принцип применялся в рекламе гораздо раньше.
Личный бренд выделят человека на общем фоне и даёт определённые конкурентные преимущества. Это ваша репутация, ваш образ в глазах других людей. Он работает со всеми, от суперзвёзд до парикмахеров, торговцев на рынке и бабушек у метро.
Зачем писателю личный бренд
В XXI веке успешному писателю недостаточно просто писать книги. Автор превратился в один из наиболее эффективных инструментов продвижения. Если вы хотите, чтобы ваши произведения продавались миллионными тиражами, ваше имя должно превратиться в бренд.

Читателю всё равно, о чём новые книги Стивена Кинга или Виктора Пелевина, важно, что это новая книга его любимого автора, и издателю достаточно подчеркнуть в рекламе, что это — новый Кинг, и его уже можно купить. Виктор Пелевин никак не взаимодействует с читателями и не участвует в продвижении своих книг, но такое поведение — часть его личного бренда. Таинственность работает на поддержание образа, и любые попытки выйти из него только повредят репутации. Писатели-затворники не редкость, но и Джером Сэлинджер, и Томас Пинчон отгородились от мира уже после того, как стали популярными, для раскрутки с нуля подобная стратегия не подходит и приведёт только к противоположному.
Личный бренд способен поддержать писателя, когда он хочет выйти за рамки привычного формата и попробовать что-то иное. Именно сила имени помогла «королю ужастиков» Стивену Кингу издать его реалистичную повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», сила имени помогла телевизионному сценаристу и научному фантасту Джорджу Мартину пристроить нехарактерное для него фэнтези «Игра престолов» и именно сила имени помогла маме Гарри Поттера Джоан Роулинг с продвижением своего первого взрослого романа «Случайная вакансия».
Как автору построить личный бренд
Легко пользоваться силой имени, когда за плечами «Кэрри», «Сияние» и «Мёртвая зона». Построить личный бренд с нуля сложнее, но возможно.

Развитию личного бренда поможет репутация эксперта. Пишите гостевые посты в популярных блогах, ходите на подкасты, стримы и эфиры с блогерами. Участвуйте в мастер-классах, семинарах и вебинарах, выставках, конференциях и круглых столах. Говорите о своём творчестве, делитесь секретами мастерства, советуйте, что почитать и рассказывайте, какие книги оказали влияние на ваше становление как личности и как писателя.
Личный бренд не отменяет необходимости работать над собой, совершенствовать мастерство и писать новые книги. Но в 2021 году любой автор (если вы не Пелевин) должен постоянно оставаться на виду, причём не только после выхода новой книги, но и во время работы над следующей. Вы — лучший знаток своего творчества, и никто лучше не донесёт эту информацию до читателя. Никто не узнает о ваших книгах, если вы сами не будете о них говорить
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: