Как вести писательскую группу «ВКонтакте»

Авторы Литрес делятся опытом оформления и развития собственных сообществ
«ВКонтакте» — одна из самых популярных площадок, на которой писатели рассказывают о своих книгах. Однако прежде чем создавать авторскую группу, ее нужно продумать. Что такое целевая аудитория и как ее определить? Какой дизайн понравится подписчикам? Что лучше заходит пользователям: длинные посты, опросы, иллюстрации к книге?

Делимся советами авторов Литрес о том, как оформить группу в VK. Читайте честные рекомендации, как работать с сообществами от людей, которые делают это каждый (или почти каждый) день.

Катерина Райдер: «Если у постов есть уникальный стиль, автору сразу добавляется жирный плюс в карму»

Давайте пройдемся по основным моментам, которые я обнаружила за пару лет ведения группы без привлечения сторонних сил.

Для начала нужно определиться с аудиторией. Задайте себе вопрос: для кого ваша группа?
  • Исключительно для собственного удовольствия и вдохновения (в данном случае советы давать бессмысленно);
  • для читателей и поклонников вашего творчества;
  • для коллег — то есть писателей, чаще начинающих авторов (в таком формате сообщество быстро приобретает вид ученической платформы).
Бывают и гибридные случаи, объединяющие в себе все и сразу, но лично я редко встречала группы, где подобная мешанина выглядела органично. Я расскажу о втором варианте, потому что именно его выбрала для себя.

Катерина Райдер, автор и амбассадор Издательских сервисов Литрес

1 Оформление сообщества

Первое, что видит читатель, попадая в группу, — «обертку». Именно внешний вид на этапе знакомства выступает главным критерием: подписаться/не подписаться. Не жалейте времени на оригинальное оформление! Не можете справиться сами, обратитесь к специалисту. Сейчас в VK множество сообществ, готовых за небольшую плату сделать красивое обрамление для вашей группы.
Основные визуальные элементы: аватар, баннер, обложки альбомов, карточки меню (если оно есть). Остальные я бы отнесла к вспомогательным элементам: товары, видео, клипы. Все перечисленное должно быть в едином стиле. Дизайн можно и даже нужно менять время от времени. Например, когда начинается работа над новой книгой или серией.

Название сообщества должно быть понятным и лаконичным, например, включать имя автора или объединения. Также надо заполнить описание сообщества.

Посты: если у постов есть уникальный стиль, автору сразу добавляется жирный плюс в карму. Стиль, или почерк, складывается из мелочей: отступов, символов, структур. Обязательно разбивайте объемный текст на абзацы! И помните: в мобильном приложении посты выглядят иначе, нежели на компьютере! То же касается фотоподборок, артов, коллажей.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

2 Система хэштегов

Теги значительно облегчают восприятие контента и структурируют информацию, помогают с поиском нужных постов, даже если они публикуются рандомно (на вдохновении) без четкого контент-плана. В начале поста прописывайте основной тег, внизу можно добавить дополнительные. Не переусердствуйте: VK рекомендует добавлять не более 10 хэштегов, иначе они перестанут правильно функционировать. Я советую остановиться на 5−7 (2−3 персональных, 2−3 общих по теме).
Совет: разработайте собственную теговую систему, соберите в один пост, поместите его в закреп группы. Читателям лень проваливаться за тегами в меню, искать их в обсуждениях или описании сообщества (новый дизайн VK в этом плане неудобен), а в постах теги и вовсе некликабельны.

3 Контент-план

Если честно, в рамках VK я действую интуитивно. Когда-то у меня был активный аккаунт в ныне запрещtнной сети, вот там всt работало в соответствии с чtтким контент-планом. Было ли это результативно? Безусловно. Подошла ли данная модель для «ВКонтакте»? Странно, но нет.

В своем авторском сообществе я предпочитаю следовать общему настроению подписчиков в настоящий момент. Для этого нужно с ними общаться, собирать статистику. Как правило, большинство постов в группе — это арт-визуал моих книг (в частности тех, что находятся в работе), а также важные новости, релизы, объявления.
Моя основная аудитория — читатели. Именно для них я и создаю контент: вдохновляющий, завлекающий, погружающий в атмосферу моего творчества. Я не использую стороннюю рекламу, репосты и кликбейт; не разбавляю группу личной информацией не по теме; не делюсь фотографиями новогоднего стола (для этого есть личная страница); не захламляю, создавая видимость активности.

Авторская группа и контент в ней должны отвечать лишь одному незыблемому правилу — знакомить читателя с вашим творчеством. Все остальное лишнее!

Нажмите на изображение, чтобы увеличить
Так как дизайном и наполнением своего сообщества я занимаюсь лично, то специально для этой статьи составила гайд по чисто техническим характеристикам оформления: размеры обложек, видео, клипов, баннеров для постов и т. д. Его вы сможете найти по этой ссылке.

Дарина Стрельченко: «Обычно раздел „Отложенные посты“ заполнен у меня на 2−3 недели вперед»

Сначала разберемся с основными элементами группы:
  • Блок «О себе» (кто ты, о чем пишешь, жанры, издания, публикации, победы в конкурсах).
  • Блок «Где меня почитать» (ссылки на статьи и посты VK, на другие платформы).
  • Блок «Где купить мои книги» (если есть бумажные книги, к ним хорошо бы приложить ссылки на платформы и магазины, а еще не забыть аннотации и обложки).
  • Можно добавить ссылки на опросы, чаты с героями, конкурсы, разделы, где вы собираете арты и плейлисты по своим текстам.
В своей группе я выделила блок «Эфиры и встречи с читателями» — складываю туда записи трансляций VK и видео с мероприятий. Кому-то интересней смотреть, чем читать, а для кого-то это способ ближе познакомиться с автором. Кроме того, хорошо бы указать контакт для личных сообщений или оставить открытыми сообщения группы.

Не стоит пренебрегать закрепом: туда можно поставить либо список всего, что у вас можно прочесть, либо анонс ближайшего мероприятия, либо новость о выходе книги.

Дарина Стрельченко, автор Литрес
Некоторое время назад я пыталась выработать общую цветовую схему, конкретные шаблоны иллюстраций под каждую рубрику… Подгоняла размеры фотографий, использовала фильтры. А потом бросила все это, потому что, во-первых, помимо ведения соцсетей все же хочется писать тексты. А во-вторых, видимо, я совершенно не дизайнер, потому что без всех этих ухищрений моя группа выглядит куда лучше.

В итоге я пришла к минимальному набору вещей, которых придерживаюсь в общем оформлении:
  • Ставлю перед каждым постом значок ❖.

  • Ставлю под постами столько картинок или фотографий, сколько захочется. Но для трех рубрик — «Эфиры», «Рассказы» и «Рецензии» — есть строгий формат. Для эфиров ставлю определенную обложку, в которую вписываю тему и подробности, для рассказов использую строго одну картинку на пост и накладываю на нее название и хэштег, и для рецензий также использую определенный шаблон.

  • Добавляю под каждым постом аудиозапись. Слышала мнение, что это перекрывает возможность получить Прометея (система поощрения «ВКонтакте» уникального контента и поддержки интересных авторов — Прим. Ред.). Неправда: я получала его дважды.

  • Стараюсь по возможности использовать иллюстрации, по оттенкам подходящие к шапке.

2 Конент-план

Иногда случаются спонтанные инфоповоды, в контент-план их не так-то легко встроить. Обычно я просто записываю в блокнот идеи для постов, а потом оформляю их, ставлю в отложенные. Обычно раздел «Отложенные» заполнен у меня на 2−3 недели. Раньше я выкладывала по посту каждый день, но решила, что это не слишком эффективно: времени тратишь больше, а статистики каждый пост собирает меньше. Сейчас стараюсь писать пост в два дня .

В целом я подумываю вернуться к контент-плану — или, по крайней мере, его подобию. Когда у меня была только одна книга, все посты я могла посвящать исключительно ей. Сейчас нужно поддерживать и подсвечивать уже 5 книжек.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

3 О трудностях и ошибках

Главная трудность — лень. Сложно заставить себя потратить время на оформление и структурирование, особенно когда материала много.
Другая сложность — сделать шапку. Кажется, это мелочь, но пока найдешь картинку, пока подберешь шрифт и придумаешь, что написать, пока сохранишь в нужном размере, проверишь, подгонишь…
На все это снова уходит время, и каждый раз думаешь: так, может, лучше еще один пост, чем вот это вот все? Нет. Лучше один раз в несколько месяцев вот это вот все, а потом — забыть про эту мороку и любоваться творением своих рук.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить
А теперь рубрика «Мои ошибки»:
  • Пишу очень длинные посты. Не могу удержаться, как ни стараюсь.
  • Не выкладываю смешной контент вроде мемов, комиксов и нелепых дублей. А именно они собирают больше всего реакций.
  • С некоторыми книгами случаются провисания: например, я уже очень давно не выкладывала ничего о своей повести «А-линия» и почти чувствую, как книжка ревнует.
  • Не так часто выкладываю отзывы на свои истории — а между тем читатель порой способен куда круче, чем автор, заинтересовать другого потенциального читателя.
  • Нечасто провожу интерактивы, опросы, конкурсы.
  • Целиком я не следую даже своим собственным советам:) Но лучше так не делать!
Катерина Райдер, амбассадор Литрес
Дарина Стрельченко
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: