Top.Mail.Ru

Как заработать писателю?

Что за услуги?

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»

Муза, конечно, зовет писателя — но и жить ему на что-то нужно. Как метко подметил солнце русской поэзии А. С. Пушкин, чья цитата красуется выше, результаты творчества можно продать. С тех пор, как профессия автора сформировалась, появились литературные гонорары. А как еще может заработать человек, который умеет складывать буквы в слова, а слова в осмысленные и грамотные предложения?

На самом деле он может найти себе применение во многих сферах. Особенно это актуально для молодых авторов Литрес Самиздат, которые пока еще делают первые шаги в реализации своего большого творческого замысла. Расскажем про разные способы заработка и их нюансы.
Публикуйте книги в
30 млн
активных читателей
до 70%
выплата роялти
100+
партнерских площадок

Способы заработка для начинающего писателя

 Блог

Площадок для ведения блогов сегодня достаточно. Сделайте страницу ВКонтакте, в Одноклассниках или на Дзене. Или заведите канал в Telegram. Подробнее о работе на этих площадках писали здесь.

C одной стороны, логичным кажется, чтобы писатель в первую очередь размещал тексты. С другой — талантливый человек нередко талантлив во всем. И может проявить себя в разных сферах, привлекая внимание потенциальных читателей. Бывают случаи, когда образ автора, его личность, вызывают интерес к его произведениям. И из блогеров «вырастают» писатели.
Монетизировать блог можно разными способами:
  • Через программу поддержки авторов. Некоторые площадки, например, ВКонтакте или Дзен, выплачивают владельцам блогов процент от размещаемой в их блоге рекламы. Правда, это больше касается видео. Но ведение блога часто мотивирует освоить разные форматы.
  • Сбором пожертвований на карту. Некоторые площадки, например, ВКонтакте, предлагают официальную систему для сбора донатов.
    Введением платной подписки через такие сервисы, как Boosty. Люди оплачивают доступ к эксклюзивному контенту: съемкам, фото, интервью, обучающему контенту и т. д.
  • Размещением платных ссылок на другие блоги, площадки и т. п.
  • Созданием платных постов. Автор может писать обзоры произведений, рассказывать о мероприятиях, событиях и нативно включать туда тех, кто готов оплатить размещение.
  • Прямой рекламой. Рекламодателей можно искать как самостоятельно, так и через биржи блогеров.
Главное условие монетизации блога — он должен быть популярен и иметь аудиторию, которая читает, лайкает, комментирует посты. Для этого нужно публиковать интересные и полезные записи и популяризировать себя.

Контент-менеджмент

В обязанности контент-менеджера входит создание наполнения для сайтов, а иногда и блогов, компаний и известных личностей в сети. Он подбирает авторов для ресурса, изучает интересы целевой аудитории, составляет и корректирует стратегию публикаций, основываясь на регулярно поступающих данных исследований поведения пользователей портала. Чтобы освоить основные принципы работы, можно пройти обучающие курсы. Из очевидных плюсов этой работы — возможность делать ее удаленно и совмещать с другими занятиями, к примеру, написанием книги.

Написание научных статей, дипломов и курсовых

Студенты, начинающие ученые умеют проводить исследования, но не всегда могут формулировать мысли и структурировать информацию. Писатели могут выполнить эту часть работы, параллельно знакомясь с темой, которая, возможно, пригодится для создания произведения. Предложение своих услуг размещают в соцсетях, на интернет-досках объявлений и на специальных биржах. Там могут потребовать приложить копию диплома об образовании и пройти тест по тематике, в которой вы собираетесь писать. Хотя в этом деле лучше всего работает «сарафанное радио». Цена таких услуг зависит от множества факторов — от сроков и тематики до уровня работ (дипломы, очевидно, стоят дороже курсовых) и объема.

Копирайтинг

Еще один способ писателю заработать — стать копирайтером. От этих специалистов требуются 3 вещи: грамотно писать, передавать суть, уметь заинтересовать. Иногда работа сводится к рерайтингу — переписыванию имеющегося текста. В этом случае требуется его улучшить, дополнить ключевыми словами, коммерческими предложениями, повысить уникальность. Услуги копирайтеров оплачиваются по-разному, поэтому надо «прокачивать» свои навыки самопрезентации и коммуникации, чтобы искать хороших клиентов. Также «ловить» заказы можно на специальных биржах, где исполнителей выбирают по рейтингу, таких, как Etxt.ru, Text.ru, Copylancer.ru, fl.ru и других.

Переводы

Для работы в этой сфере нужно хорошо знать иностранный язык. Выгоднее всего — относительно редкий (самыми высокооплачиваемыми переводчиками являются те, кто владеет японским или китайским). Простой перевод уже мало кого интересует — с этим неплохо справляются онлайн сервисы. А вот профессионалы, которые могут не просто передать смысл текста, но и облечь его в литературную форму, адаптировать для российских читателей (или наоборот для зарубежных) — всегда на вес золота. Искать вакансии можно через издательства. Оплата зависит от тиража.

Корректура/редактура

Стать корректором или редактором — еще один вариант заработать с помощью текстов. Корректоры вычитывают тексты и исправляют всевозможные ошибки, которые допускают авторы в полете за вдохновением. Редакторы же бывают разные. Литературные проверяют и изменяют содержание в соответствии с требованиями жанра, но не искажая авторский смысл. Технические готовят книги для печати в соответствии с нормами полиграфии. Научные — как правило, узкие специалисты в своей области. Можно устроиться в издательство (для этого потребуется портфолио) или поискать вариант проектной работы. Тут подробно объясняли, что отличается корректура от редактуры.

Создание экскурсий и путеводителей

Если раньше путешествие было чем-то из ряда вон выходящим и туристов устраивали экскурсии из разряда «вот Кремль, а вот Красная площадь», сегодня сухой рассказ о датах и общеизвестных фактах вряд ли кого обрадует. Спросом пользуются авторские экскурсии или индивидуальные путеводители. Составлять свои маршруты можно по самым романтическим или криминальным местам — вариантов масса, тут все зависит от предпочтений клиентов и вашей фантазии. Поэтому и оценить эту услугу трудно.

Создание сценариев

У сценаристов проблем с работой нет. Другой вопрос, что «выстреливают» не все идеи — некоторые проекты тут же закрываются. Зато не обязательно вступать в ряды какой-то бригады. Можно напрямую «продать» свой сценарий студии. За серию дневных сериалов могут платить 30 тысяч рублей. На успешных вечерних проектах сумма доходит до сотен тысяч. А сценарии нужны не только для сериалов — услуги востребованы и в рекламе, enent-бизнесе, блоггинге — можно заработать деньги на ролике для Youtube — и так далее. Но заработок чаще всего нестабилен — зато в промежутках точно будет свободное время для реализации своих литературных планов.

Написание стихов / литературные вечера

Поздравления или признания в любви — самые популярные темы для написания стихов на заказ. Свои услуги предлагают сотни авторов. Чтобы выделиться среди них, придется постараться. Другой вариант — принимать участие в литературных вечерах. Такие нередко проходят в разных городах, часто — в небольших. Но чтобы быть приглашенным на встречу, надо быть уже хоть сколько-то известным, пусть и на уровне сети. Как правило, поэтам платят 60 процентов выручки от входных билетов. Заодно на таких вечерах можно продавать собственные сборники. Ну и знакомиться с ценителями таланта вживую — это часто подпитывает творческую энергию.

Литературные конкурсы

Победители литературных премий получают вознаграждения — иногда весьма существенные, до трех миллионов рублей. Размер зависит от масштаба конкурса. Победители и призеры конкурсов Литрес получают также помощь в продвижении и раскрутке своих произведений. В дополнение бонус — возможность получить признание в профессиональной среде.

Написание книг

Прямая работа писателей. Правда, подойти к ней можно с разных сторон. Начинающие авторы могут попробовать себя в качестве ghostwriter-ов. Таких специалистов еще называют гострайтерами, «литературными рабами» или книггерами. Писатели-призраки создают то, что необходимо заказчику, получают деньги, но всегда остаются в тени. Для кого-то такая работа покажется унизительной, но есть и плюсы: деньги гарантированы, уроки стилизации полезны (не зря же ученики художественных школ копируют полотна именитых живописцев), а отсутствие вашего имени под первыми творческими экспериментами, которые могут быть не всегда удачными, очень удобно. Хотя можно в итоге кусать локти: если творение вдруг станет бестселлером.

Публикация в Литрес

Зачем писать за кого-то, когда можно самому зарабатывать на собственных книгах? Регистрируйтесь как автор Литрес, публикуйте свои произведения и получайте доход от их продажи. Его можно повысить, если передать книгу на условиях эксклюзивной лицензии. Она означает, что ваше произведение имеет право распространять только Литрес и партнеры. Тогда вы получите:
✦ Повышенные роялти — от 35% до 70% с продаж
✦ Цветную плашку, которая сделает книгу более заметной
✦ Размещение в отдельном разделе на сайте Литрес
✦ Дополнительные возможности продвижения

Пятерка книг, которые помогут писателям начать зарабатывать

Представляем список книг, которые более-менее помогут автору получить ответ на свой вопрос.
1. Как заработать, если умеешь писать. Ирина Горюнова
Сейчас пишут все. Но как найти свой собственный стиль? Как раскрутить себя и заработать, если уже умеешь писать? Эта книга — неоценимое пособие для каждого, кто хочет научиться писать так, чтобы его читали миллионы. А также для тех, кто хочет издать уже написанное.

  • Простые приемы, которыми пользуются известные литераторы
  • Отличия графомана от писателя
  • Все хитрости и ловушки издательств
  • Как заработать на писательстве

И многое другое…

Ирина Горюнова — владелец успешного литературного агентства, которое работает как с начинающими, так и со звездными авторами, в том числе с Татьяной Догилевой, Гариком Сукачевым, Романом Фадом, Инной Бачинской и другими. Книги Ирины выходят в крупнейших издательствах — «АСТ», «ЭКСМО», «РИПОЛ классик», «Время» и других. Вот почему именно она знает ответ на вопрос — КАК ЗАРАБОТАТЬ, ЕСЛИ УМЕЕШЬ ПИСАТЬ?
2. Как стать популярным автором. Екатерина Иноземцева

Месяцы сочинительства и переделок написанного, мыканья по издательствам, кропотливой работы по продвижению собственной книги — так начиналась карьера бизнес-автора Екатерины Иноземцевой.

Спустя три года в школе писательства, основанной Екатериной, обучались 1287 учеников, родилось 2709 статей, 1756 из которых опубликовали крупные СМИ. И главное: каждый из выпускников получил знания о том, как писательство помогает развить личный бренд.

В этой книге — опыт автора в создании полезного и интересного контента, взаимодействия со СМИ и поиска вашего кода популярности.
3. Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу. Эльвира Валерьевна Барякина

Начало — самый сложный этап в карьере молодого писателя. У него есть масса творческих идей, но он понятия не имеет, как их реализовать, как найти издательство и как заключить с ним договор.

«Справочник писателя» содержит подробные ответы на эти вопросы и рассказывает о внутреннем устройстве книжной индустрии.
4. Как писать коммерческие предложения и продавать что угодно кому угодно. Денис Каплунов

Эта книга — логическое продолжение предыдущих публикаций гуру в области копирайтинга и маркетинга Дениса Каплунова. Аналогов у этой работы нет, потому что она создана в формате мастер-класса по написанию коммерческих предложений для решения разноплановых задач.

Автор описывает «что» и тут же демонстрирует «как». Это позволяет читателям сразу же адаптировать приведенные в книге примеры для своих случаев и создавать результативные тексты, приносящие компаниям-заказчикам прибыль.

В основе книги — личный опыт Дениса Каплунова, который за десять лет работы копирайтером опробовал самые различные приемы и техники подачи информации при составлении КП.
5. Продай свой текст. Почему одного лишь #таланта_недостаточно. Артем Сенаторов

Текст — это не только творчество, это еще инструмент заработка. Читатель покупает книгу любимого автора, редактор оплачивает статью репортера, продюсер приобретает права на сценарий. В этой книге рассмотрены направления работы с текстом, в которых попробовать себя может каждый. Символ, строчка, абзац, глава — буква за буквой будет рождаться ваша работа. Вы получите знания о том, как писать, издавать, продвигать и продавать свой текст. И когда заработаете на Mercedes — пришлите авторам этого произведения весточку со словом «спасибо».

Как зарабатывали авторы раньше

Во все времена писатели искали способ заработать и шли на разные уловки, чтобы увеличить свой доход. Рассказываем истории литературного заработка от давно минувших дней до современности.
Бронзовые римские монеты, дословно — «тяжелая бронза»
Оплата литературного труда была уделом иностранцев или рабов. Настоящие римляне не брали деньги за оды, трагедии и другие тексты — это считалось неэтичным. Поэтому для римских граждан придумывали ценные призы — допустим, писателям вручали перстни или золотые чаши.


После распада Римской Империи наступило раннее средневековье. Теперь тексты писали в основном религиозные, а монахи и богословы не считали себя авторами текстов — лишь проводниками божественной воли. Знатные люди, которые позже занялись сочинительством, также считали неприличным просить гонорары за тексты.
Хоть какая-то оплата авторского труда вернулась в XVI—XVII вв.еках. Во времена Уильяма Шекспира автор мог получить за пьесу от четырех до десяти фунтов стерлингов. Если верить историческим данным, то бочка крепкого пива стоила примерно одну четвертую фунта, а 35 десятков яиц можно было купить чуть больше, чем за два фунта. Злые языки-исследователи поговаривают, что Шекспир спекулировал, перепродавая зерно во время неурожая.

В России ситуация вокруг гонораров изменилась с приходом к власти Петра I. Помимо прочего, правитель начал реформировать литературу, тем самым изменив отношение к ней читателей, издателей и авторов. «Ученые монахи» сменились чиновниками, гонорар приобрел формат жалования. Издатели стали платить эпизодически, часто — лишь после того, как книга была распродана. Иногда, кстати, даже не деньгами, а определенным числом экземпляров издания.
Настоящую революции в отношении к оплате авторского труда совершил А. С. Пушкин. До него считалось, что предложение оплаты сочинения может обидеть творца. Но Александр Сергеевич считал себя «литератором нового типа», и гонорары его подскочили в разы! Вот теперь к авторскому труду начали действительно относиться с укажением «Бестселлер» поэта «Евгений Онегин» принес ему больше трети всех его книжных заработков. Пушкин получил за этот роман в стихах 45 700 руб. — в пересчете на современные деньги, это целых 40 млн. Для сравнения: самый восхитительный обед в дорогом ресторане стоил не дороже рубля, а услуги кузнеца на выезд — 500 руб.

Во власти журналов

XIX век стал для Российской Империи бумом «толстых журналов». В них писатели публиковали либо повести и рассказы, либо романы по главам — совсем как в Литрес Черновиках! Журналы в популяризации чтения затмила и газеты, и книги. Отчасти так случилось из-за того, что почта работала как часы, и периодику было проще развозить по губерниям. Теперь авторам стали платить за публикацию на страницах издания — и гонорары зачастую были просто баснословными. Одним из самых первых и самых популярных толстых литературных журналов считается «Библиотека для чтения» Сенковского. Тут платили за каждый изданный лист, а публиковались здесь В. Одоевский, В. Даль, А. Марлинский, Н. Кукольник и не только. А. С. Пушкин, например, выложил тут свою «Пиковую даму».
В Европе тем временем каждый издатель платил писателю по-своему: кто-то за количество страниц, а кто-то — за количество знаков. Но давайте остановимся на авторе «Трех Мушкетеров» Александре Дюма. Приключения Д’Артаньяна и иже с ним автор публиковал в газете. Издатель платил за каждую написанную строчку. Дюма пошел на хитрость — писатель придумал для Атоса слугу, который разговаривает односложно. Обычно, его реплики ограничиваются «да» и «нет». Количество строк возросло, трудозатраты почти не изменились, зато прибыль потекла к Дюма еще большей золотой рекой.

Федор Михайлович Достоевский, в свою очередь, умудрялся получать гонорары за еще неизданные произведения. Автор очень часто нуждался в деньгах, поэтому брал заказы с предоплатой. Писателю говорили создать такое-то произведение, давали деньги и сроки — тогда Федор Михайлович садился творить, имея под собой эту «подушку безопасности».

На пороге современности

Пик гонораров в России наступает перед революцией — тогда Максим Горький получал 1200 руб. за лист, а Антон Павлович Чехов — 1000 руб. Продав книжку длиной в десять страниц, можно было заработать на три года проживания в роскошном отеле. Владимир Маяковский официально становится миллионером: он заказывает дорогие авто из-за границы, путешествует и содержит всю семью Бриков.
В СССР был создан «Союз писателей», который взял на себя контроль выплат и постарался сделать гонорары более-менее одинаковыми. Однако члены союза имели определенные привилегии: повышенная пенсия, льготы по квартплате, иногда возможность получить дачу. Именно в XX веке начинается практика выплаты гонораров за один авторский лист (40 тыс. знаков). Но многие писатели зачастую получали деньги только за первый тираж книги. Хотя не бывает правил без исключений — Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», получал максимальные суммы за все свои тиражи и считался самым высокооплачиваемым советским писателем.

На протяжении XX века начинают появляться культовые фантастические произведения, по которым принимаются создавать так называемый «мерч» — настольные игры, карточки, фигурки и т. д. Часть дохода от продажи всех этих вещей тоже отчисляется правообладателю, то есть автору либо его наследникам. Так, в 2011 году дети Дж. Р. Толкина, обладающие правами на книги отца, получили £0,6 млн с продажи мерчендайза — а это примерно 62 млн руб. Среди продукции были книжки, настольные игры, фигурки и даже детские деревянные дома в стиле хоббитских нор.

Проценты и только

Постепенно сформировалась современная система оплаты труда писателя. Авторский доход — роялти — рассчитывается в процентах от оптовой цены книги без НДС. В каждом издательстве свой размер роялти, но обычно он находится в пределах 8%-15%. Сам автор никак не влияет на формирование цены — стоимость книги зависит от затрат на редактуру, верстку, дизайн обложки, печать и т. д. Роялти выплачивается автору все то время, пока книга продается. Не стоит забывать и конкретно о гонораре — в некоторых издательствах он выдается сразу после поступления романа в печать. Но тут все зависит именно от условий договора, будьте внимательны, мелкий шрифт всегда самый коварный. Не все издательства не готовы одновременно выплачивать и гонорар, и роялти. Либо же гонорар может быть выплачен в счет роялти.

В Литрес Самиздат автор сам устанавливает цену на свою книгу. Роялти с продаж здесь составляет от 25% до 70%. Все зависит от выбранной вами типа лицензии (с эксклюзивной роялти выше) и от творческой активности. Подробнее о роялти рассказали тут.
Теперь вы знаете, как можно заработать писателю — литературным трудом или окололитературным. Выбирайте тот вид, который кажется вам лично интересным и достойным и при этом не мешает создавать задуманные произведения и публиковать их в Литрес.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.