инструкция для начинающего писателя
Как и где издать книгу:
Как издать свою книгу и заработать на этом?
Есть творческий потенциал, но не знаете, как издать свою книгу? Мечтаете стать известным и реализовать свои амбиции, но не в курсе, с чего начать? Без паники: все это можно сделать, а еще и без капиталовложений и с поддержкой профессионалов. Заинтересовались? Тогда внимательно изучите это руководство для начинающего писателя.
Можно ли издать книгу бесплатно?
Для публикации книги используются два способа — самостоятельная публикация либо привлечение издательства. Оба требуют внушительных инвестиций, и дело не только в тираже. Тут добавятся корректура, графика, верстка, продвижение и другие букинистические расходы .
К счастью, начинающий писатель может заглянуть на ЛитРес: Самиздат. Платформа возьмет на себя все расходы в рамках заключенного договора, разместит итоговую работу в передовых онлайн-библиотеках и книжных интернет-магазинах для популяризации издания.
  • Издание книги по венецианской модели
Впервые тиражи по этой схеме начали выпускать еще 500 лет назад в Венеции, когда крупные типографии только зарождались. Затея влетала в копеечку, и не каждый писатель, политический или военный деятель удостаивался престижа издать собственную печатную книгу. Подавляющее большинство трудов так и оставались рукописями вплоть до смерти автора.

Смысл самой венецианской модели был прост — коллегия читателей и меценатов определяли, какая книга вызовет потенциальный интерес и какой труд печатать в первую очередь. В наши дни такой подход вновь популярен: с развитием интернета печатать литературу стало накладно, спрос на бумажные издания упал.
Современная венецианская модель выглядит так:
в Сети действуют краундфандинговые площадки, на которых читатели могут голосовать за выпуск соответствующего учебника, романа, рассказа, сборника, атласа или журнала. Можно даже заранее приобрести книгу до издания, тем самым убив двух зайцев: не понадобятся наценки от посредников, а автор и типография получат предварительно подтвержденный заказ на тираж.
  • Краундфандинги можно использовать отечественные…
  • Boomstarter
  • Planeta
  • Rusin
  • Smipon
  • …или зарубежные:
  • Kickstarter
  • GoFundMe
  • YouCaring
Ваша задача — заинтересовать потенциальных инвесторов. Распишите идею книги, создайте интригу. И обязательно предложите эксклюзивный бонус участникам финансирования (экземпляр книги, имя спонсора в разделе «Особая благодарность» и пр.).
Как издать книгу через издательство?
Для неопытного писателя — метод достаточно непростой. Причин несколько:
  • Издательства ориентированы на прибыль, и для них выгоднее вложить ресурсы в авторов уже известных, нежели экспериментировать с новичками.
  • Самые крупные издательства предоставляют услуги по изданию книг платно. Следовательно, писатель вынужден самостоятельно финансировать тираж, корректуру и прочие расходы без гарантии возврата средств (никто не обещает возврата инвестиций и получения прибыли).
  • Даже с деньгами на руках не всегда можно добиться публикации. Нужно рассылать множество предложений самым разным издательствам в надежде, что на вашу рукопись обратят внимание.
Топовые издательства России (Эксмо, Росмэн, Дрофа, Просвещение) получают ежедневно сотни предложений о сотрудничестве со всего мира. Выделиться на таком фоне достаточно сложно, особенно без репутации, опыта, собственной сформированной аудитории.
Как издать книгу за свой счет?
Преимущества такого пути:
  • Ни с кем не нужно согласовывать бюджет, тираж, правки, стилистику;
  • Все права на книгу принадлежат вам — единоличное владение интеллектуальной собственностью;
  • В некоторых случаях на самиздате можно существенно сэкономить.
Но важно: в типографию нужно приходить с уже готовыми решениями (определиться с объемом тиража, иметь готовый текст книги, подготовленную верстку, корректуру и вообще — максимум завершенных этапов). Иначе каждый шаг потребует дополнительного финансирования и оттянет момент публикации.

  • Текст книги
Банально, но книгу для начала нужно написать. Сколько авторов уже обожглось, наивно веря, что кипы рукописей, наработки из десятков документов и прочие записки на салфетках можно быстро и легко обратить в целостное произведение. Вдумчиво соберите весь созданный материал, отделите зерна от плевел. Выберите хороший текстовой редактор, чтобы перепечатать и правильно структурировать произведение.
Даже на этапе самостоятельного набора книги стоит заранее уточнить правила оформления документа (у каждой типографии они могут быть разными).
  • Определение целевой аудитории книги
Законченная рукопись — еще не повод для публикации книги. Мотив (помимо пресловутых славы и денег) нужно определить. Набросайте небольшой вопросник:

  • Кто будет читать вашу книгу? Кто эти люди?
  • Какой цели она послужит?
  • Какие эмоции может вызвать?
  • Почему вашу книгу должны купить в книжном магазине?
Ответы на собственные вопросы могут вас удивить. Но они обязательно помогут: подскажут новые идеи, стратегии редактуры и даже полную переработку структуры. И это зачастую — только на пользу книге.
  • Тираж книги
От объема тиража зависят охват аудитории, ваши расходы, дальнейшая судьба произведения. Одно дело — выпустить книгу для друзей или знакомых, совершенно другое — замахнуться на многотысячный тираж для широкой общественности.

  • Важно: чем больше тираж, тем ниже итоговая стоимость единицы экземпляра. Здесь нужно трезво оценить собственные результаты и потенциал тиража.
  • Дизайн обложки и макет
Перефразировав Пушкина, быть можно дельной книгой и думать о красе обложки. Тщательно продумайте дизайн вашей книжной «оболочки», ведь она помогает продавать ваше произведение, демонстрирует ваш творческий уровень и креативность, повествует о содержании книги, интригует потенциального читателя.

Качество и детали оформления обложки (мягкая, твердая, с тиснением, в авторской стилистике и т. д.) определяют стоимость экземпляра книги. Постарайтесь найти баланс между привлечением читателей, приятным внешним видом готовой книги и вашими финансовыми возможностями.
  • Верстка книги
Самый простой вариант — сверстать книгу в Microsoft Word. Более продвинутые пользователи могут воспользоваться специализированными программами (Adobe InDesign, GitBook, MultiMarkDown и множеством прочих). Итоговая верстка должна получиться аккуратной, единообразной во всех разделах, стандартизированной и радующей взгляд. Потому верстку чаще поручают профессионалам (дизайнерам, фрилансерам, заказывают услуги у издательств), не экономя на качестве.
  • Корректура книги
Стивен Кинг писал:
Вы можете подумать, что способность писать четко и ясно лежит в основе таланта каждого писателя, но это не так. …Сходите в ближайший книжный… и полистайте там книги… Обещаю вам такое количество болтающихся причастий, не правильно расположенных определений и даже отсутствия согласования между подлежащим и сказуемым, что вы поседеете
Опечатки, ошибки, нарушенная стилистика и прочие лингвистические огрехи вашей книги обязательно будут заметны. Они превратят ее в блюдо, которое никто не захочет доедать, каким заманчивым бы ни был рецепт. Даже если по русскому языку у вас была «пять», поручите вычитку книги профессиональному корректору с «незамыленным» взглядом.
  • Редактура книги
Корректуру и редактуру часто путают. Корректор — правит нарушения норм языка (орфографию, пунктуацию, грамматику, опечатки). Редактор выправляет стилистику, композицию текста смысловые ошибки, несогласованный текст, проблемы логики сюжета и даже проводит фактчекинг.
  • Присвоение ISBN
ISBN — это уникальный код, «свидетельство о рождении», после присвоения которого книга может считаться книгой. В ISBN зашифрованы страна, код издательства, номер книги и прочая важная служебная информация. Вы можете не получать ISBN, если книга не будет использоваться для коммерческого распространения, но для продаж он обязателен.
  • Выбор типографии
Как определиться с типографией:

  • Обращайтесь в компании с проверенной репутацией — изучите отзывы клиентов, поинтересуйтесь достижениями, примерами работ.
  • Выбирайте подрядчика, которые предлагают пакеты издательских услуг: это сделает процесс быстрее, экономичнее и им будет заниматься одна команда профессионалов.
  • Ищите среду услуг «плюшки» — это могут быть фотосессии, маркетинг, книжная дистрибуция, проведение автограф-сессий и прочие непрофильные услуги.
Не гонитесь за дешевизной: самую первую книгу лучше доверить опытным спецам, чтобы не сомневаться по поводу каждого шага и избежать критических ошибок. К тому же, наблюдая за процессом работы профи, вы и сами узнаете кое-какие секреты внутренней кухни.

Как опубликовать книгу в интернете?
Если коротко, то вам понадобятся: сверстанная в электронном формате книга, и присвоенный ISBN. Реализовать публикацию книги в интернете сегодня очень легко. Скорее всего, вам даже не понадобится типографская верстка.

Разберем процесс на примере некоторых возможностей платформы ЛитРес: Самиздат:
  • Бесплатная публикация, product placement, распространение, автоматическое форматирование материала, подбор обложек, шрифтов, создание поддоменов автора, социальной сети для поддержки книги.
  • Услуги корректора;
  • Нет больших капиталовложений в тираж;
  • Активное развитие гаджетов и электронных книг вытесняет типографии, это может стать дополнительным фактором роста популярности издания.
Если ваша цель — продажи, заключите договор с известным издательством, предоставив электронную версию книги. В этом случае рассчитывайте на получение 30−80% прибыли с каждой продажи (до вычета налогов). Можно продавать литературу через Google Books и Amazon.com и другие сервисы. Подходят для реализации форумы, группы в социальных сетях, всевозможные партнерские программы с блогерами, на YouTube и других площадках.
Сколько стоит издать книгу?
Цена каждого экземпляра определяется суммой факторов. Среди них:

  • Количество страниц;
  • Качество бумаги;
  • Вид и особенности обложки;
  • Стоимость услуг типографии;
  • Размер тиража;
  • Наличие дополнительных услуг.
На сайтах крупных типографий должен быть онлайн калькулятор предварительного расчета стоимости работы над вашим тиражом. Либо компания предоставляет такой расчет бесплатно по запросу.
Офсетная печати книги на 150 страниц с твердым переплетом тиражом 100 экз. (с полным пакетом подготовки) может обойтись около 330−400 рублей за единицу. Если речь идет о тираже от 1000 экземпляров, можно получить скидку в 20−30%, либо бесплатные услуги на выбор (например, корректуру, макет обложки, верстку).

Как продать книгу?
  • Оформить ИП и заниматься прямой продажей;
  • Предоставить тираж на реализацию в книжные магазины по договору;
  • Разместить электронную версию произведения на онлайн-площадках;
  • Использовать партнерские программы;
  • Организовать рассылку рекламы и пресс-релизов книги издательствам, книжным магазинам, читателям;
  • Создать посадочные страницы (лэндинги);
  • Настроить таргетированную и контекстную рекламу в Google или Яндекс;
  • Сделать книгу на слуху в соцсетях, публикуя рецензии, гостевые посты в блогах и пр.
Сколько можно заработать на издании книги?
О стабильно высоком доходе можно говорить только после нескольких изданий, когда уже отлажена логистика и все процессы. Многое определяется сопутствующими расходами, талантом писателя, актуальностью информации, откликом у читателя и прочая.

Обычно себестоимость книги составляет 40−50%, следовательно, умножьте свою маржу на тираж. К примеру, если вы сами продаете материал в розницу, с каждой книги можно условно заработать 100 рублей, если отдаете оптом в магазин, то уже 50−70 рублей, если публикуетесь по договору с издательством, то 10−40 рублей. Некоторые труды приносят своим авторам по 1000—2400 рублей с каждого экземпляра (тематические издания, энциклопедии, научные публикации).

Если же вы только становитесь публикуемым писателем, повремените с материальными целями. Лучше заводите больше нужных знакомств, работайте над репутацией и влюбляйте в свою книгу читателей, заочно и очно.
Советы опытных писателей
  • Внимательно изучите нишу перед публикацией произведения. Возможно, книжные полки магазинов уже трещат под гнетом книг с задумкой, похожей на вашу;
  • Старайтесь получить отклик у читателя, пишите на актуальные для вашей целевой аудитории темы;
  • Чем меньше у вас опыта, тем более профессиональной должна быть поддержка издательства или типографии;

  • Потратьте больше времени на выбор названия, редактуру, аннотацию;
  • Не используйте банальные сюжеты, избитые истины. Интригуйте, провоцируйте и вовлекайте читателя;
  • На первых порах не стремитесь заработать баснословные гонорары. Когда есть талант, богатство и признание — вопрос времени.
Если вы хотите испытать себя в роли писателя, но не знаете, как опубликовать книгу в интернете или типографии, не действуйте по наитию. Муза может не подчиняться стратегиям и логике, но материальные вещи — еще как.
Была ли данная статья полезна для Вас?