«Не отдавайте права на электронную и аудиокнигу»

Амбассадор Литрес Евгения Кретова рассказывает, зачем оставлять за собой права на издание электронной и аудиокниги. И главное — почему это выгодно

Многие авторы мечтают, чтобы к ним пришло издательство и предложило выпустить книгу. Для писателя это сродни профессиональному признанию. Ведь если вам сделали предложение выпустить тираж, значит вы востребованы.

Допустим, так и случилось. Ваши книги, опубликованные в самиздате, заметили редакторы. Вы радуетесь и не читая подписываете договор. Стоп! Обязательно оставьте за собой права на электронную книгу, не передавайте их издательству. Почему? Во-первых, это выгодно. При самостоятельном размещении электронной книги на Литрес вы будете получать роялти в несколько раз выше тех, что предлагают издатели. Об остальных причинах расскажет независимый автор и амбассадор Литрес Евгения Кретова.
«Я публикуюсь в трех издательствах, и всегда оставляю права на электронную и аудиокнигу у себя»
Меня зовут Евгения Кретова, я автор Литрес. При этом я активно сотрудничаю с крупнейшими издательствами России: на днях вышла седьмая книга в серии «Романтические детективы» в АСТ, весной выходит финальная часть тетралогии «Вершители» в «КомпасГид», а в «Эксмо» готовится к изданию мистика «Альтераты». Всего у меня издано 15 книг и еще несколько рассказов в крупных межавторских сборниках. И подавляющее большинство книг я издаю, сохраняя за собой права на электронную и аудио версии.

Почему я так делаю? Это распространенная мировая практика. И у нее даже есть свое название — гибридное писательство. Впервые о таком термине я услышала из интервью Майка Омера Наталье Ломыкиной.
И «гибридный» от латинского hibrida — помесь, в контексте литературного творчества означает использование автором различных механизмов продвижения и дробление авторских прав.

Здесь, очевидно, придется немного рассказать о природе авторского права. Оно — не каменный монолит. Это строение из ряда вполне самостоятельных «кирпичиков». Например, по формату издания оно делится на:
• бумажную книгу;
• электронную книгу;
• аудиокнигу;
• переработку в пьесу для театральной постановки;
• экранизацию;
• создание компьютерной игры;
• перевод.
Любое из этих прав может представляться самостоятельно. Совсем не обязательно передавать их все одним «пакетом».
Почему авторы стараются сохранить за собой часть прав на литературное произведение?
Финансовая выгода
Предположим, что ваша книга на Издательской платформе Литрес размещена эксклюзивно, а вы имеете продвинутый статус и получаете роялти 70% от стоимости книги. Тогда при стоимости книги в 150 рублей, вы зарабатываете с каждого скачивания примерно 105 рублей. Допустим, вы продали 1000 копий. А это уже 105 тысяч рублей — вполне приемлемая зарплата. Минус налог.

Сравним ситуацию, когда вы отдаете электронные права издательству. Традиционно, вам предложат 20−25% от суммы, вырученной издательством с вашей книги. И вот она размещена за те же 150 рублей, но вы с нее получите примерно 18 рублей. Если вы продали те же 1000 копий, то ваш заработок составит всего 18 тысяч рублей. Минус налог. Да, издательство, вероятнее всего, поставит цену выше, не 150 рублей. Но и продаваться книга в этом случае будет меньше: покупательская способность не так высока.

Добавьте к этому тот факт, что издательство за использование электронных прав обычно рассчитывается с автором раз в год. Вот и получается, что только оставив за собой электронные права, вы сохраняете шанс получать ежемесячный доход и «жить с пера».
Ваша книга точно будет опубликована
Есть довольно много чисто организационных преимуществ. Сохраняя за собой права на электронную книгу и на аудио, вы самостоятельно решаете, когда ее выпустить, по какой стоимости. И вы гарантированно монетизируете свои права. Из собственного писательского опыта могу сказать, что издательские планы изменчивы. Ваша книга планировалась издаваться в межавторской серии, а серия закрылась. Книга не вышла.

В итоге вы замораживаете все права, всю монетизацию до тех пор, пока издательство не расторгнет с вами договор. На это могут уйти месяцы, а иногда и годы — издательство будет искренне пытаться найти для вашей книги другую подходящую серию.

Или еще ситуация, от которой вы не застрахованы: книга продается не очень хорошо. И издатель решил не делать аудиоверсию. При этом договор у вас действует, книга плохо, но продается, права на аудиокнигу оказываются просто заморожены. А между тем, это еще порядка 25−35% от заработка с электронной версии.

Не могу не отметить и монетизацию в формате черновиков. Вы зарабатываете на книге, которая еще пишется, заранее продвигаете ее и находите для нее читателей. Работая только с издательством, вы лишаете себя такой возможности — потому что процесс подготовки к изданию может занимать полгода-год. И все это время ваша книга не будет приносить вам доход.
Больше инструментов для продвижения
Сохранение прав на электронную версию книги связано еще и с возможностями продвижения: рекламные акции, скидки к праздникам, промокоды — вы можете получить только на те форматы, где являетесь правообладателем.
Сами выбираете обложку. Решаете, какие сцены оставить, а какие вырезать
Выпустить книгу со своей обложкой в авторской версии — это тоже серьезная возможность. Зачастую, оказавшись в серии с другими авторами, вы остаетесь недовольны обложкой и редакторскими правками. Допустим, вас попросили убрать сцены 18+, потому что серия не предполагает «взрослого» содержания. А вам эти сцены важны для развития героев, для их мотивации. Все-таки это важный художественный прием. Или издатель настоял на исключении каких-то шуток — такое тоже бывает. Сохранив права, вы сможете показать читателям книгу в той редакции, которую считаете нужной, сделав соответствующие комментарии в аннотации.
Более того, вы останетесь свободны в своем решении — оставить книгу внесерийной или вернуться в придуманный мир и написать продолжение или спин-офф. Иными словами, вы сохраняете все рычаги управления своей книгой как результатом своей творческой деятельности. Вплоть до снятия с продажи.
Как добиться сохранения прав на электронную книгу?
Я не могу сказать, что такой расклад дался мне легко. До недавнего времени получение электронных и аудио прав были красными линиями для издательств, без них многие отказывали авторам в заключении договора и публикации. И я с этим сталкивалась напрямую. Сейчас ситуация меняется, хотя есть ряд издательств, которые по-прежнему настаивают на передаче полного пакета прав на литературное произведение.
Как убедить издателей?
Редакторы и издатели — люди, которые прекрасно понимают язык цифр. Расскажите о своих текущих условиях работы и поделитесь, как много вы потеряете, если передадите все права на книгу. Я всегда подчеркиваю, что когда колесницу тянут два скакуна вместо одного, она едет гораздо быстрее. Издательство продвигает книжный формат, Литрес — электронный и аудио. Автор напрямую заинтересован в продвижении и не самоустраняется. Выгода здесь очевидна для всех. В рекламу автора и авторского бренда вкладываются все участники процесса: сам автор, издательство, профессиональные критики и блогеры. Литрес в данном случае выступает как второй игрок, который, продвигая электронную и аудиоверсию, играет на упоминаемость книги и автора в социальных сетях, в выдаче поисковых сервисов. На странице электронной книги формируются читательские отзывы, на странице книги в LiveLib — тоже, а они прикрепляются к карточке бумажной книги в ряде онлайн магазинов. Каждый отзыв — это билет к новым читателям. Более того, самые интересные отзывы вы можете разместить на обложку книги: это приятно и вашим читателям, и полезно вам. У меня несколько книг вышли с такими отзывами на обложках, и это здорово. Все вместе ведет к формированию имени автора как бренда. А это уже серьезная стратегия в работе с отечественными авторами.

Если издатель несговорчивый, вам придется принимать решение самому. Если издаться хочется так, что прямо не сдержаться, то придется пожертвовать собственными интересами. Если же они все равно окажутся важнее, то, может, имеет смысл подождать и поискать издателя, которому ваш текст понравится без условий и оговорок. Решение принимать вам — ведь вы рулите этой колесницей! Быть писателем — это не просто профессия, это образ жизни: важно, чтобы вам было комфортно на всех ее этапах.
Евгения Кретова,
амбассадор и автор Литрес
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: