Как продать свою книгу:
инструкция для авторов

Рано или поздно начинающие писатели задаются вопросом: как продать свою книгу? Одним интересен выход именно бумажного тиража, другие стремятся завоевать интернет, третьи еще не решили… Чтобы определиться с верным решением, придется вникнуть в нюансы издания, продажи и продвижения своего труда. Разберемся, с чего начать и какие инструменты использовать.
Как продать свою книгу издательству
Сразу предлагать произведение определенному издательству — пожалуй, самый трудный способ для малоизвестных авторов. Попробовать, однако, стоит.
  • Если у вас на примете нет конкретного издательского бренда, зайдите в книжный магазин. На какой полке вам больше всего хотелось бы увидеть свой собственный томик? Запомните представленные там издательства.
  • Теперь — посетите сайты этих издательств. Скорее всего, вы найдете там разделы для потенциальных авторов, с анкетами и онлайн-формами для заявок. Здесь вам предложат оставить личные данные, презентовать свою работу и предоставить аргументы в пользу ее коммерческого потенциала. Кратко, но емко и доходчиво расскажите об актуальности темы вашего произведения, потенциальной аудитории, своем опыте и т. д.
  • Фразы типа «Я написал гениальную книгу, придумал оригинальнейший сюжет, вы должны меня напечатать» — не работают. Зато для самопрезентации можно подготовить питч, или тизер, — короткое, но емкое представление книги, которое сможет зацепить издателя.
  • Приложите к заявке отрывок или несколько глав из своей книги. Целиком рукопись до заключения договора, как правило, не отдают. Если издательство настаивает на передаче полной версии, лучше проконсультироваться с юристом. Либо подыскать другое издательство.
Будьте готовы к тому, что решения в издательствах могут приниматься очень долго, при этом вероятность положительного исхода крайне невысока. В случае положительного ответа издательство предложит подписать договор, после чего рукопись отправится в производство. В таких процессах, как коррекция, подготовка макета, оформление обложки, верстка, печать и доставка в книжные магазины, вы участия, скорее всего, принимать не будете.
Роялти, которое выплачивает издательство — в среднем около 10% от оптовой стоимости книги, если автор уже известен достаточно широкой аудитории. В случае с начинающими писателями роялти будет меньше. Ощутимым доход станет при стабильном покупательском интересе и больших тиражах в десятки и сотни тысяч экземпляров.

Тот факт, что книга попала на книжные полки магазинов, не гарантирует успешных продаж — автору необходимо активно продвигать свое произведение для широкой аудитории.
Как продать опубликованную книгу в книжный магазин
На вопрос, как продать изданную книгу, однозначного ответа нет — книжные магазины не всегда охотно принимают на реализацию самиздат. Чтобы шансов у попытки договориться было больше, придется серьезно подготовиться.
  • Важно: книга должна быть издана, а не просто отпечатана. То есть для продажи обязательно наличие книжных кодов — УДК, ББК, ISBN. Обычно их присваивает типография, но самостоятельное получение номера в каталоге не составит большого труда.
  • Обязательно узнайте, есть ли у типографии, где был отпечатан тираж, договоры с книжными дистрибьюторами или магазинами. Возможно, получится отдать книгу на реализацию именно таким способом — пусть и не самым выгодным, но зато более реальным
  • Самым емким методом будет продвижение книги через максимальное количество пабликов, профилей в социальных сетях, персональный сайт, реклама в СМИ, участие в тематических мероприятиях.
Как продать свою книгу через интернет
Представим, что ваша книга полностью готова к реализации. Дело за самой реализацией.
  • Печатный тираж можно и нужно продавать не только в обычных книжных, но и в интернете, с помощью тематических форумов и маркетов вроде Озон.ру. Но этот метод весьма затратен в плане ресурсов: вам придется постоянно следить за тем, чтобы товарная карточка с вашей книгой была на видимых позициях, а купленные экземпляры придется отправлять самостоятельно.
  • Электронные книги намного упрощают дело. В Сети немало ресурсов, готовых помогать авторам в вопросах издания книг, начиная с верстки, коррекции, дизайна и заканчивая печатью всего тиража или экземпляров по требованию. При этом по различным партнерским программам готовые книги будут представлены во многих ведущих интернет-магазинах, библиотеках и приложениях. Все, что потребуется от автора, — изучить предложения и условия продажи, а затем выбрать для себя оптимальный вариант.
  • Собственный сайт/блог тоже могут оказаться весьма эффективными. Здесь вы, в первую очередь, налаживаете живой контакт с потенциальными читателями: рассказываете не только о сюжете своего произведения, но и о себе, делитесь историями о писательском процессе, размышлениями, плейлистами и иллюстрациями к книге — чем пожелаете. Со временем у вас появится лояльная аудитория, которая будет продвигать отрывки из вашего творчества, давать фидбэк — и приводить новых читателей.
Публикация на ЛитРес: Самиздат
Это одна из самых популярных издательских платформ в Интернете. Авторы получают бесплатную публикацию на ЛитРес, а также в широкой партнерской сети магазинов, библиотек, сервисов и приложений. К публикации принимаются книги любого жанра и формата — включая черновики (автор может выкладывать главы постепенно и вносить изменения после публикации). У сайта — многомиллионная база читателей, то есть потенциальных покупателей.
После регистрации на сайте нужно загрузить подготовленный файл книги и подтвердить свой профиль. Для книги будет создана карточка, в которой будет отображаться история ваших действий, а также текущий статус. Все книги проходят обязательную модерацию на соответствие указанному рейтингу и требованиям действующего законодательства.

Стоимость книги вы определяете сами.
За опубликованную на ЛитРес книгу начисляется до 70% роялти с каждой продажи — в зависимости от выбранного способа распространения. Повышенные роялти ЛитРес предлагает за эксклюзивное право на распространение книги без каких-либо ограничений. Выводить деньги можно любым удобным способом. Продвижение книги осуществляется автоматически за счет ЛитРес.
Печатные версии книг ЛитРес продает по принципу print-on-demand (печать по требованию), то есть печатает необходимый тираж только после поступления заказа от покупателя. Роялти выплачивается исходя из отпускной цены для магазина. Также автор имеет возможность заказать печать тиража от одного экземпляра и с доставкой на дом.
Как продвигать свою книгу
Прежде чем начать работу над промо-материалами для раскрутки своей книги, ответьте на вопросы:
  • 1
    Какие цели преследует издание книги — идейные, коммерческие или все сразу?
    Возможно, это способ заявить о себе как эксперте в той или иной области? Или простое желание подарить читателю новый интересный мир и яркие впечатления? А может, выход книги в свет — само по себе ценное достижение?
  • 2
    Кто является целевой аудиторией книги?
    Понимая, кому книга может быть интересна книга, вы быстрее определитесь с каналами ее продвижения. Это позволит разумно расходовать рекламный бюджет и собственные усилия.
  • 3
    Сколько времени, сил и денег у вас в распоряжении?
    Эти ресурсы стоит оценить адекватно: если какой-то из них иссякнет на середине пути, вся задумка как минимум не достигнет эффекта, а то и вовсе провалится.
Варианты промо
  • Наружная реклама. Баннеры на оживленных городских перекрестках, плакаты в метро и общественном транспорте показывают высокую эффективность. Привлекательная картинка так или иначе запомнится аудитории, и при последующей встрече в книжном магазине доверие к новинке будет выше — по принципу «где-то я ее уже видел»;
  • Продвижение в СМИ. Здесь возможны два варианта развития событий:

    1. Коммерческаяпубликация подготовленного автором пресс-релиза, на правах рекламы.
    2. Собственный интерес масс-медиа к книге. Чтобы вызвать его, потребуется необычный, актуальный инфоповод: книга (или ее автор) должны стать интернет-сенсацией, частью культурного явления, или еще каким-либо способом выделиться среди прочих.
  • Членство в союзах писателей и литературных клубов: их часто приглашают участвовать в книжных ярмарках, фестивалях, мастер-классах и творческих вечерах. Такие события посещает самая что ни на есть заинтересованная публика: найти своего читателя и представить ему книгу «тет-а-тет» будет намного проще;
  • Уже упомянутые социальные сети и блоги. Это Мекка творческих личностей, которая поддерживает не только начинающих писателей, но и поддерживает раскрученных. Постарайтесь стать активным юзером блогосферы, специализированных пабликов и сообществ;
  • Реклама-обзор, заказанная у блогеров с большим количеством реальных подписчиков. Главное, чтобы блогер был авторитетом «читающего» Интернета. Постарайтесь заинтересовать его не только финансово, но и идейно.
Ошибки в продвижении книги
Не ждите максимального результата при минимальных вложениях. Чтобы определить примерный бюджет на продвижение, нужно здраво оценить потенциал книги и тщательно продумать стратегию раскрутки.

В книжном бизнесе нужно полагаться не только на инстинкты, но и учиться на чужих ошибках. Наиболее распространенные:
  • Отсутствие продвижения книги в принципе.
    Современное общество избаловано: никто не будет читать все подряд только потому, что кто-то все время издает что-то новое. Без промо читатель никогда не узнает, что в свет вышла «потрясающая книга замечательного автора»;
  • Неверный выбор каналов продвижения.
    Такое может случиться по разным причинам, но результат окажется примерно одинаков: о вашей книге узнают единицы, а заинтересованных в ней будет еще меньше. Нужно иметь четкое представление о своей аудитории, ее интересах и привычках, чтобы информация была направлена в нужное русло и достигла своих целей;
  • Недостаточное количество способов продвижения.
    Используйте все доступные способы заявить о себе и своей книге. Чтобы читатель обратил внимание на неизвестного автора, ему нужно быть оригинальным, запоминающимся — и в некотором смысле вездесущим. «Интересно, что это за книга, которая везде попадается на глаза?» — примерно с такой мысли могут начаться длительные и крепкие отношения между читателем и автором.
подытожим
Издание бумажной версии и взаимодействие с издательством потребуют много сил, времени и вложений: если вы — неизвестный автор, гарантии успеха минимальны. Электронная книга выходит куда более выгодным решением: сверстать ее и выставить на продажу можно в кратчайшие сроки, проценты от продаж будут значительно выше и, скорее всего, начнут поступать раньше, чем от бумажных экземпляров в книжных оффлайн-магазинах. К тому же, все больше читателей отказываются от бумажных книг в пользу онлайн-библиотек и мобильных приложений для чтения.
Была ли данная статья полезна для Вас?