Город как главный герой

Разбираемся, как оживить городское пространство и сделать его частью повествования.
Когда город оказывается в центре внимания
В большинстве художественных произведений город служит лишь фоном, на котором разворачивается действие. Но время от времени встречаются книги, где город не просто выходит на первый план, но затмевает собой сюжет и становится важным действующим лицом.
Вскоре после выхода «Улисса» Джеймс Джойс сказал своему другу, Фрэнку Баджену, что он написал роман, чтобы «нарисовать настолько точную картину Дублина, что, если вдруг однажды город исчезнет с лица земли, его можно было восстановить по тексту книги». Что-то подобное 100 лет спустя сказал Алан Мур о своём романе «Иерусалим», действие которого разворачивается в родном городке писателя Нортгемптон. Для Мура литература — лучший способ сохранить воспоминания о городе, поскольку она навеки консервирует события прошлого.
Исследователи творчества немецкого писателя Альфреда Дёблина отмечают, что роман «Берлин Александплац» можно представить без главного героя, бывшего уголовника Франца Биберкопфа, но вот без Берлина — никогда. Схожим образом изображён Нью-Йорк в романе Джона Дос Пассоса «Манхэттен», который называли и «лучшей из книг, когда-либо написанных о Нью-Йорке», и «единственной книгой, которая покажет европейцам именно ту Америку, которую они увидят по приезде».
Как погрузить читателя в городское пространство
  • Городская атмосфера ощущается лучше всего, когда город описывается как живой и дышащий организм, который существует независимо от персонажей. А для этого в тексте в любой отдельно взятый отрезок времени должна происходить куча разных событий. Чтобы прочувствовать подобную атмосферу, особенно если вы сами живёте в мегаполисе, достаточно выйти на улицу и приехать в центр. Оглянитесь вокруг. Со всех сторон куда-то спешат прохожие. Уличные торговцы соревнуются в громкости криков с бродягами и собаками, деловито обнюхивающими пожарные гидранты. Люди стоят в очереди за хот-догами и кофе. Мимо проезжает туристический автобус, и стоящий на втором этаже гид о чём-то вдохновлённо вещает. На проезжей части проносятся мимо или стоят, нетерпеливо бибикая, в пробке машины. Вдалеке раздаётся полицейская или пожарная сирена, гремит над головой поезд надземки… Всем этим людям нет никакого дела до вас, будь вы даже спасителем вселенной или чемпионом мира по боям без правил.
  • Главное — не перегружайте текст. Описания окружающего пространства должны напоминать не унылое перечисление всего, за что зацепился ваш глаз, а монтаж наиболее удачных и сильных сцен. Выделяйте главные детали, способные подчеркнуть местный колорит. На восточных базарах всегда галдёж, а в воздухе витают сотни ароматов, портовые города пахнут солью, йодом и рыбой. А в Глазго с утра до вечера орут чайки, пикирующие на каждого зазевавшегося прохожего, который держит в руках еду дольше одной секунды.
  • Сделайте декорации частью действия: пусть ваш персонаж взаимодействует с окружающим его пространством: едет на метро, покупает кофе, стоит в очереди в банк. Передавайте городскую атмосферу через чувства героя: что он любит, ненавидит или едва терпит. Например, он ненавидит утренние поездки на метро, потому что там душно и многолюдно. А ещё ему каждый день отдавливают все ноги старушки с тележками, невесть куда спешащие в половине шестого утра. Зато в кофейне по соседству с работой невероятно вкусный кофе, а бариста-блондинка каждую смену улыбается и тайком подкладывает в его заказ бесплатный маффин.
  • Показывайте, как ваш город едва заметно меняется. Наконец-то открыли ту ветку метро, отремонтировали дорогу до дома, достроили высотку за окном, снесли любимый киоск, где герой каждый вечер после работы покупал шаурму и сигареты…
  • Самое главное — вы должны искренне любить то место, о котором пишете. Самые сочные, цепляющие описания идут прямиком из души. Если вы ненавидите мегаполис, о котором собрались писать, все попытки изобразить его приятным местом покажутся фальшивыми. Однако если поделиться вашей неприязнью с главным героем, его отношение к окружающему сеттингу мигом озарится новыми красками.
  • Если вы пишете о городе, в котором живёте с рождения, попробуйте взглянуть на него глазами приезжего, впервые здесь оказавшегося. У местных часто замыливается глаз, а приезжий будет восторгаться любой мелочью, свойственной для этого места.
Что делать, если вы никогда не были в этом городе, но хотели бы реалистично написать про него
Писательская фантазия способна перенести нас в далёкое прошлое или отдалённое будущее, в другую галактику или в волшебный фэнтезийный мир. Так что уж справиться с описанием города, в котором он никогда не был, должен каждый новеллист. Главное — правильно собрать материал.

  • 1
    Пролистайте все путеводители и гиды по городу, о котором собрались писать.
  • 2
    Откройте Google Maps и изучите подробную карту района, в котором будет разворачиваться действие. Проложите маршруты вашего героя, отметьте места, куда он чаще всего будет наведываться.
  • 3
    Изучите фотографии этих мест на Flickr.
  • 4
    Откройте YouTube и посмотрите виртуальные туры, буквально водящие вас по улицам этих городов.
  • 5
    Послушайте рассказы и воспоминания местных уроженцев.
  • 6
    Муниципальные и государственные сайты часто дают море необходимой информации о местных красотах, достопримечательностях и активностях.
  • 7
    Проштудируйте местные сериалы и газеты, посмотрите фильмы и прочтите книги, действие которых разворачивается в данном городе. Главное — следите не за сюжетом, а за работающими на атмосферу элементами сеттинга.
Помните, что туристы и местные живут в двух разных городах. Коренной житель ни за что не пойдет в ресторан или кафе, рекомендованное в туристических путеводителях. Он знает с десяток мест, где еда вкуснее, а счёт меньше.

Поэтому старайтесь сочетать демонстрацию известных туристических аттракционов с менее известными, но значимыми для местных локациями, обычаями и традициями. Таким образом, если читатели вашей книги как и вы никогда не были в этом городе, они сразу зацепятся взглядом за достопримечательности. А коренные жители оценят отсылки на вещи, понятные только им.

Главное, постарайтесь, чтобы всё, что вы пишете об этом месте, было правдой. В век интернета слишком легко можно найти людей, которые с радостью укажут вам на обратное.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: