Герой любого времени

За одних переживают, радуются и печалятся. Да что там, в них даже влюбляются. При этом другие не то, что не вызывают позитивных эмоций — они вообще не пробуждают никаких: остаются плоскими, как лист бумаги. Почему так? И есть ли секреты создания качественных персонажей? Разбираемся вместе.

Бриджит Джонс мечтает похудеть. Капитан Ахав хочет отомстить гигантскому белому киту Моби Дику. Гарри Поттер — жаждет одолеть Тёмного Лорда. Первый приём для формирования выпуклого, интересного героя — дать ему желание, мечту, цель. Причём их осуществление не должно даваться просто — иначе конфликта не будет (впрочем, в то же время, препятствия не должны быть слишком неправдоподобными и немотивированными).

Воссоединиться с потерянной любовью, отомстить за родителей, выжить на необитаемом острове — список можно продолжать долго. Эти варианты в разных вариациях использовали и классики, и современные авторы. Можно случайным образом выбрать, а потом «докручивать» с учетом своего сюжета. На самом деле, черпать вдохновение можно в науке. К примеру, в 1943 психолог Абрахам Маслоу в своей работе «Теория человеческой мотивации» раскрыл так называемую пирамиду потребностей. В основании её лежат физиологические потребности: еда, секс, сон и так далее. Следующий уровень — потребность в безопасности: защищенность человека, его семьи, дома. Дальше идут потребность в принадлежности и любви, в оценке и в самоактуализации.
В одном произведении герои могут сталкиваться с проблемами разных уровней — к примеру, борются за свою жизнь и встают перед сложным моральным выбором.
(ПРИМЕР: «Голодные игры»: Китнесс борется за выживание. Но при этом спасает другую участницу, соперницу — ребёнка).

Интересным может быть конфликт между тем, к чему герой считает, что стремится и тем, что ему на самом деле нужно. Частая вариация — персонаж добиваться любви одной недостижимой женщины, а в это время понимает, что идеальная всегда была рядом. Хотя возможны и другие сценарии.
(ПРИМЕР: в романе Р. Мэтисона «Я-легенда» герой хочет вылечить весь мир, вернуть его в прежний вид. Хотя, на самом деле, ему нужно было адаптироваться к новым условиям. С чем он не справился).

Подарите герою личность. Когда на собеседованиях спрашивают: «Расскажите о себе?», это часто вводит в ступор. Сложно определиться и с собой, а когда это касается личности, существующей только в голове, ситуация может быть ещё труднее. Но можно начать с обычного профайла — возраст, место рождения, пол, образование, интересы, профессия и так далее. Подспорьем могут стать образцы или архетипы — приспешник злодея, роковая женщина, «тёмная лошадка», верный друг и так далее: на имеющиеся стереотипы можно нанизывать свои, уникальные элементы.
Позвольте герою быть живым. И на Солнце есть пятна. И хорошие люди делают плохие поступки. Придуманным персонажем легко очароваться — он не разбрасывает носки по квартире, никогда не кричит, всегда в хорошем настроении и ест лишь правильную еду и только с ножом и вилкой. Но это будет мираж. Влюбляемся мы в недостатки — щербинку между зубами, лошадиный смех, неуёмное любопытство. Именно такие мелочи вызывают эмоции. И работает это и с книжными героями. (ПРИМЕР: Чацкий был импульсивен — уехал путешествовать е предупредив даму сердца, Страйк у Гелбрейта хромой и склонный к употреблению алкоголя). Правило работает и с отрицательными персонажами — щепотка позитивных черт превращает их из ярмарочных злодеев в полноценных участников действия (ПРИМЕР: в «Молчании Ягнят» Ганнибал Лектер образован, умён и хорошо воспитан). Ведь в жизни всё не делится на чёрное и белое?
Предоставьте герою место. Пусть только в фантазиях, но герой существует. И он не может висеть в вакууме. Ему нужна квартира, офис, палатка, парковка, кусок джунглей — какое-то пространство, которое сможет также подчеркнуть его особенности, дать представление о личности. Согласитесь, пустой огромный дом, обставленный дорогой техникой в элитном районе, как и полуразвалившаяся хибара, полная детей и домашних животных, многое говорят об обитателях. Большинство деталей такими и должны быть — не случайными, сообщающими о характере героя (ПРИМЕР: Лихорадочно желтые шторы в пыльной, крохотной, похожей на гроб комнатушке Раскольникова поддерживают его индивидуальность).
Подарите ему что-то чужое. Зачем выдумывать, если можно подсмотреть? Наблюдения — один из главных источников вдохновения писателей. В магазине, метро, на работе, на дружеской посиделке можно встретить так скажем «заготовки» для персонажей. У них можно позаимствовать особенности внешности, привычки, манеру речи, истории из прошлого, смешать всё это в некоторых пропорциях и получить реалистичного героя. Правда, следует быть осторожным, чтобы не допускать слишком полного совпадения: не все прототипы будут этим обрадованы. Дело может дойти даже до проблем с законом.
Не заставляйте раскрываться сразу. Все козыри на стол выкладывать нельзя — как в картах, так и в литературе. Каждая страница должна вызывать желание перевернуть и увидеть следующую. Если же всё о персонаже будет известно с самого начала — какая тут интрига. Читатель должен раскрывать персонажа по ходу произведения, вместе с ним переживать трансформацию. Но во всем важен баланс. Слишком непонятные и загадочные герои зачастую отталкивают.
Расширьте границы. Персонаж — это не обязательно человек. Мы не говорим о фантастике и фэнтези, где есть люди-птицы и киборги. В «Старике и море» марлин — один из главных действующих лиц. Спорить о роли собаки в «Хатико» не имеет смысла. К ним применимы практически те же приёмы, с небольшими поправками — прописанные детали, истории, привычки и внешний вид сделают их ярче.

Другие статьи в нашем блоге: