Что такое городское фэнтези

Разбираемся, чем отличается городское фэнтези от обычного и как его написать.
Как правило, действие романов фэнтези разворачивается во вторичных мирах, развитие которых застряло на уровне земного средневековья. Однако в последнее время встречается всё больше книг, в которых магические и сверхъестественные элементы переплетаются с современным городским сеттингом.

Такое фэнтези называется городским. Изначально в городском фэнтези ключевую роль играл именно город. И хотя исторически урбанизационный взрыв пришёлся на последние столетия, города существовали с древнейших времён. Так что фэнтези в декорациях викторианского Лондона, древнего Рима или даже вымышленного фэнтезийного мегаполиса также попадают под определение городского. Например, в детективном цикле Глена Кука «Приключения Гаррета» действие разворачивается в фэнтезийном городе Танфер. Поскольку главный герой выбирается за городские стены только в первой книге, а в дальнейшем город воспринимается одним из действующих лиц повествования, цикл относится к городскому фэнтези.

Характеристики классического городского фэнтези:

1
Повествование разворачивается в городском сеттинге, причём город может быть любым. Большая часть авторов выбирают мегаполисы — Лондон, Нью-Йорк или Москву, но сгодятся и тихая деревенька посреди аризонских степей, Смоленск или даже дорога посреди нигде, с захудалыми мотельчиками у обочины и городками, жители которых редко выезжают за пределы двадцати миль вокруг дома. Самое главное — населённый пункт должен играть в повествовании важную роль. События «Рек Лондона» и «Задверья» не могли бы произойти не в Лондоне, «Тайного города» и «Ночного дозора» — не в Москве, а «Американских богов» — не в американской глубинке.
2
В произведении присутствует мистический, сверхъестественный или волшебный элемент. Магия может существовать в мире открыто или закрыто, а среди людей опять же в открытую или тайно обитают сказочные и мифологические существа и представители фэнтезийных рас: вампиры, оборотни, эльфы, тролли и пикси, а возможно и минотавры, кентавры и единороги, хотя последним трём тяжелее всего затеряться среди бетонных джунглей.
3
Городское фэнтези охотно использует элементы других жанров, тесно связанных с городским сеттингом. Книги часто пропитаны мрачной и жестокой эстетикой нуара, полицейского процедурала или детективного триллера. А среди героев хватает частных сыщиков, полицейских, охотников за головами и борцов с нечистью.
4
Персонажи живут в обоих мирах, однако не всегда одинаково в них ориентируются. Иногда герои могут открывать один из миров одновременно с читателями. Так, например, констебль Питер Грант, главный герой цикла Бена Аароновича «Реки Лондона», только в начале первой книги цикла узнает, что магия существует, а в британской полиции есть специальное подразделение, разбирающееся со всеми сверхъестественными делами.
5
Повествование зачастую ведётся от первого лица, что позволяет читателям ассоциировать себя с протагонистом и глубже прочувствовать все его проблемы.
6
Сериальность — из городского фэнтези получаются многотомные циклы.
В последнее время требования к жанру несколько ослабли. Сегодня городское фэнтези стало синонимом фэнтези современного, а для зачисления в его ряды достаточно, чтобы действие разворачивалось в нашем мире в наше время.

Городское фэнтези часто сравнивают с паранормальным романсом. Между этими жанрами много общего, а отличие ровно одно: паранормальный романс делает акцент на отношениях двух главных героев, а в городском фэнтези романтическая линия не играет ключевой роли в сюжете.

Городское фэнтези часто использует фэнтезийные элементы как метафору для обсуждения проблем уже нашего мира: полицейского произвола, цен на жильё, засилья мафии, коррупции, наркоторговли, расизма и загрязнения окружающей среды.

История жанра

Городское фэнтези как жанр зародилось в сороковых годах прошлого века, когда на страницах журнала Astounding появились рассказы Фрица Лейбера, Джека Уильямсона и Л. Спрэг де Кампа, в которых фэнтезийные элементы переносились в современность.
Популярность жанр обрёл в восьмидесятые годы, когда на экранах кинотеатров вышли «Охотники за привидениями», «Гремлины» и «Горец», а на книжных прилавках появились сборники рассказов под редакцией Терри Виндлинг «Пограничье», роман «Война дубов» Эммы Булл и цикл «Приключения Гаррета» Глена Кука.

Ну, а настоящий всплеск популярности пришёлся на рубеж тысячелетий, когда появились «Досье Дрездена» Джима Батчера и «Сьюки Стэкхаус» Шарлин Харрис, книги Лорел Гамильтон и Ким Харрисон.

К числу ярких представителей цикла относятся «Дозоры» Сергея Лукьяненко, «Тайный город» Вадима Панова, «Киндрэт» Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой, «Досье Дрездена» Джима Батчера, «Хроники железного друида» Кевина Хирна, «Реки Лондона» Бена Аароновича, «Алекса Веруса» Бенедикта Джеки, «Кейт Дэниелс» Илоны Эндрюс и «Американских богов» Нила Геймана.

Как писать городское фэнтези

Заранее определите границы — решите, какие элементы вы возьмёте из реальности, а какие — из вымышленного мира.
Продумаете, как ввести фантастические элементы в повествование, чтобы мир казался логичным и правдоподобным. Как добавленные вами фэнтезийные элементы влияют на экономику, общество и окружающую среду? Знают ли простые люди о существовании магии, и если знают, как её существование сказалось на облике города? Обладают ли волшебные существа равными с людьми правами? Платят ли тролли налоги? Может ли вервольф снять квартиру, если её владелец запрещает держать дома домашних животных? А если миры существуют раздельно, как волшебные существа держат своё существование в тайне? Как они научились обходить вездесущие камеры наблюдения? Как устроена магия? Какие отрасли и профессии устарели с её появлением? Пользуются ли кентавры такси, и берут ли вампиры ночные смены в госпиталях и моргах? Терпит ли магия технологию, и если да, есть ли заклинание, способное усилить сигнал Wi-Fi? К примеру, в «Реках Лондона» Бена Аароновича волшебники освоили все современные технологии, но магию практикуют только после того, как выключат все свои гаджеты: даже самое простенькое заклинание способно поджарить внутренности телефонов и планшетов.
Город — превыше всего. Сделайте сеттинг одним из главных героев. О каком бы городе вы ни писали, вы должны сделать его ярким, атмосферным, затягивающим в свои лабиринты и живущим по законам, не зависящим от остальных персонажей. Такой мир рисует Алексей Пехов на страницах романа «Пересмешник». Его Рапгар живет своей жизнью, каждый день в городе происходит что-то интересное, от жутких преступлений до соревнований университетских сборных по гребле. Если вы пишете про реальный город, упоминайте реально существующие места, описывайте ощущения от пребывания в нём — создавайте ощущения присутствия и причастности к вашему миру. Так поступают Кевин Хирн в «Железном друиде» и Сергей Лукьяненко в «Дневном дозоре» — насколько ж вкусные там описания Праги!
Проработайте персонажа. Поскольку в городском фэнтези повествование зачастую ведётся от первого лица, глубоко проработанный, многослойный персонаж не только цепляет внимание, но и служит линзой, через которую читатель воспринимает мир. Кто ваш герой, человек или представитель другой расы? Чем зарабатывает на жизнь? Как относится к сказочным существам? Является одним из них, помогает им или же убивает при первой возможности? Насколько хорошо он ориентируется в обоих мирах? Способен ли отыскать тролля, затерявшегося на Манхэттене? А пройти от Маросейки до Кремля? И избегайте крайностей: протагонист не может быть ни всемогущим (тогда у него нет пространства для роста), ни бессильным (тогда зачем он сюжету?)
Оставьте задел на будущее: из городского фэнтези хорошо получаются циклы. «Тайный город» уже разменял четвёртый десяток, а Гарри Дрезден приближается к третьему. При этом вы можете сделать как сериал со сквозной сюжетной линией, так и законченные истории, объединённые лишь миром, да действующими лицами.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: