Драконы и роботы
Некоторые думают, что фэнтези — это новомодное название для фантастики. Но это не так. На самом деле, это два разных жанра (хотя технически фэнтези это одна из разновидностей, как бы «поджанр» фантастики, такой же, как научная фантастика, фантастический реализм, альтернативная история, стимпанк и другие). Они как дельфин и косатка — казалось бы, оба плавают в воде, оба относятся к китовым, то есть, на первый взгляд, очень похожи. Но имеют несколько важных различий. Каких? Расскажем ниже.
Фэнтези — самый продаваемый жанр этого года. Но, на самом деле, расцвет его начался ещё во второй половине ХХ века. Это, как говорят психологи, ожидаемо: чем неуютнее реальность, тем больше хочется спрятаться в фантазиях. И именно поэтому фэнтези обходит фантастику — мир в этих произведениях уникален, существует по своим законам, отличным от привычных. Когда в фантастических — похож на настоящий, имеет лишь обоснованные временем или технологиями «доработки». Довольно часто фэнтези отрицает науку, когда фантастика её просто дополняет, не меняя общеизвестные основы. То есть происходящее в фантастике имеет логическое объяснение, пусть с допущениями — скажем, развитие сверхспособностей вызвано мутациями, новыми технологиями, научными открытиями и так далее, а в фэнтези главенствует магия, необъяснимое, иррациональное начало.
То есть если попаданец оказывается в прошлом потому, что построил машину времени — это фантастика. А если потому, что случайно попал в разлом времени, устроенный колдуньей — это фэнтези.
Кстати, здесь важно отметить разницу между фэнтези и сказками. Волшебство в сказках, как правило, не является основой сюжета, а подчеркивает какую-то особенность героя, при этом обладает неограниченной силой — особых правил применения там нет. А миры обычно показаны крупными штрихами — как знакомое с детства «в некотором царстве, в некотором государстве». В фэнтези миры, а, подчас, и Вселенные, тщательно проработаны — взять «Властелина колец», где обстановка детализирована вплоть до языков, на которых разговаривают эльфы, орки, гномы и другие.

Эти и другие мифические существа — феи, ведьмы, демоны, колдуны, единороги и так далее — зачастую становятся героями фэнтези. И в таких произведениях развитие персонажа, как правило, легко прослеживается, у него есть история — в фантастике этот момент может отсутствовать. В основе сюжета фэнтези обычно лежит борьба добра со злом в том или ином проявлении, и в сложных ситуациях моральный выбор героев очевиден. В фантастике однозначное, чистое, 100-процентное зло встречается реже — кто прав предоставляется решить читателю.
Кстати, фэнтези тоже нельзя назвать однородным жанром. Внутри него есть течения, которые сложно классифицировать — подходов множество. Например, фэнтези делится на высокое и низкое — это не имеет отношения к размеру произведений, а является калькой с английского High и Low — оценивается по содержанию фантастической составляющей. Соответственно, в высоком действие происходит в полностью выдуманном мире — как в «Ведьмаке» или «Игре престолов». В низком — магия — как лавровый лист в супе, важное, но не основное, она сосуществует с привычным (или очень на него похожем) миром как в «Звёздной пыли» или «Гарри Поттере», где магглы являются постоянным фоном, а некоторые становятся персонажами.

По сюжету фэнтези бывает эпическим, в котором герои противостоят могущественным врагам, как это происходит в книгах Ника Перумова, и тёмным или мрачным, где зло уже победило, а персонажи пытаются минимизировать его влияние.

По времени и месту действия фэнтези делят на городское, где город со своей атмосферой играет существенную роль в происходящем, при этом события могут происходить и в настоящем, и в прошлом, и даже в будущем, и историческое. В последнем известные факты получают новую, магическую оболочку, которая позволяет по-новому интерпретировать события или представить альтернативную развязку.

По мифологии, которая лежит в основе, можно выявить славянское фэнтези, фэнтези на восточных или западных мифах и так далее. Впрочем, некоторые писатели смело смешивают все идеи и получают авторскую мифологию — как тот же Дж.Р. Р. Толкиен, которого часто называют одним из родоначальников жанра, и вполне заслуженно.
Другие направления — детективное фэнтези (как «Под знаком Мантикоры» А. Пехова), магический реализм («Американские боги» Н. Геймана), игровое и эротическое фэнтези. Есть даже технофэнтези, где наука и магия существуют параллельно, а иногда и взаимосвязаны. Такие произведения уже оказываются где-то на грани между фэнтези и фантастикой, впрочем, влияние этих жанров друг на друга критики заметили давно.

И уже существует литература, в которой они сплелись настолько, что охарактеризовать однозначно её нельзя — например, «Тёмная башня» С. Кинга или «Не время для драконов» Н. Перумова и С.Лукьяненко.