Укрощаем время: тайм-менеджмент для писателя

Собрали советы, принципы и программы, которые помогут грамотно распорядиться своим временем.
Первая идея — как вспышка. Бывает, заставляет вскочить среди ночи и начать накидывать сюжет, сцену или диалог. А после… Ничего. Вроде и время есть. И желание. А результата — нет. Потому что, в итоге, минуты, часы, а иногда и целые дни уходят не туда и не на то. Почему? И как эффективно этому противостоять? Разберёмся вместе.

Перебор — плохо, недобор — тоже. Принцип действует и в случае с идеями. Всего должно быть в меру. Иначе время начинает работать против писателя. Что делать? Для каждой ситуации рецепт свой.
Голова — как чистый лист
От сидения за столом книга (да и самый коротенький рассказ) даже после ошеломительного старта сами собой не появятся. Если проблема в отсутствии творческой энергии, её нужно аккумулировать. И для этого не нужно изображать деятельность за клавиатурой. О прокрастинации и борьбе с ней мы уже рассказывали, а вот как можно найти новые идеи и вдохновение:

  • Найти вдохновение можно в обычных вещах. Ходить по магазинам, проводить время с семьёй и друзьями, гулять — жить, не заставлять себя думать только о произведении. Но не забывать брать с собой блокнот, а лучше диктофон (встроенный в смартфоне вполне подойдёт) — так внезапно обрушившаяся идея гарантированно не уйдёт не пойманной.
  • Перемены освежают — это не обязательно должно быть что-то глобальное, вроде путешествия или переезда. Можно переместить рабочее место в другую комнату или в кафе. Или хотя бы сменить обои на экране компьютера. Новая информация активирует нейронные связи.
  • Шпионить не стыдно. Люди — неиссякаемый источник информации. Некоторые современные литераторы признаются, что, в случае «мыслительного затора» отправляются в самые массовые места — вроде торгового центра или аэропорта — и просто смотрят и слушают. Чужие лица и беседы непроизвольно вдохновляют.
Голова — как полная сковородка попкорна
Ты ещё не успел взять одну воздушную кукурузинку, другое зёрнышко поп-корна «взрывается» и переключает внимание на себя. С идеями может быть примерно так же. Вроде есть и время, и чистый файл. А рой мыслей настолько бессистемен, что заставляет хвататься то за одну сцену или главу, то за другую. А в результате недоработанной не получается ни одна. И на этот случай есть рецепты.

  • Самый простой вариант — записать все мысли (задачи). Потом — расставить по приоритетности. Помочь в этом может матрица Эйзенхауэра. Квадрат делится на 4 части. Задачи в нём группируются на «важные и срочные», «важные и несрочные», «неважные и срочные» и «неважные и несрочные». Такой анализ позволяет легко понять, с чего нужно начать, а что можно оставить на потом. Например, добавить описание одежды героя в главу, которая будет скоро выложена — дело, может быть, и не такое важное, но определённо срочное. А вот набросать сюжет новой книги — важно, но это может немного подождать. Правда, регулярный пересмотр и корректировка матрицы тоже занимают время. А если не следить за её содержимым — смысл в ней теряется.
  • Дробить и радоваться — тоже выход. Любую крупную задачу, к которой страшно подступиться, можно разбить на множество мелких. «Галочка» напротив каждого пункта для писательской психики (да и для любой) работает как поглаживание — то есть не стоит стесняться в список дел включать даже такие мелкие как «открыть файл» — крохотная галочка даст мозгу большую мотивацию.
  • Тем не менее, и такие длинные списки некоторых могут вгонять в ступор. Выход — надиктовывать себе задачи. Диктофон есть в каждом смартфоне. После наговаривания задачи нужно делать паузу. После — слушать по одной. И не включать следующую, пока не завершите предыдущую. Из минусов — невозможность выделения срочных и важных задач, ведь в мозг задачи не приходят в порядке приоритета (а жаль).
Лови рабочую волну
Как настроиться на рабочий лад? Единственно правильно варианта нет. Эрнест Хэмингуэй трудился строго по графику, вставая в 6 утра, не смотря на то, во сколько лёг. Подсчитывал число написанных за день слов, строил графики. Похожих принципов сегодня придерживается Харуки Мураками. Жорж Санд устанавливала себе планку в 20 обязательных страниц в сутки. К такой дисциплине склонны не все. Агата Кристи, напротив, писала урывками, между делами — даже не имея рабочего стола. Пруст вообще считал, что только физическое страдание позволяет достичь высот в искусстве, поэтому избегал общества и писал ночами, мучая себя отсутствием сна.

Вряд ли в наше время кто-то готов на это: здоровье дороже. Да и многие имеют другую работу, помимо писательства. Но лайфхаки на писательских форумах появляются регулярно. Так, к примеру, чтобы настроиться на литературную деятельность, советуют:
  • 1
    Определить рабочее место писателя — нахождение за ним со временем начнёт автоматически приводить мозг в нужное состояние;
  • 2
    Обозначить свои «рабочие дни». Если вы не только писатель, но отец (или мать) семейства, профессионал в какой-то другой сфере, волонтёр в какой-то организации, не стоит пытаться успеть совместить все роли за один день. Можно решить для себя, что воскресенье — семейный день. Понедельник — для основной работы. А ещё какой-то день (или его часть) — всегда время для писательства. Причём известно об этом должно быть не только вам, но и окружающим, чтобы никто не отвлекал;
  • 3
    Брать качеством, а не количеством. Закон Парето говорит о том, что 80 процентов усилий приносят 20 процентов результата — и наоборот. То есть не обязательно выделять себе несколько часов, нужен хотя бы один, но за который надо выложиться по полной, не отвлекаясь на мемы с котиками, разговоры по телефону и так далее;
  • 4
    Уходить из дома. Коворкинги с быстрым интернетом, тишиной, печеньками и платным пребыванием заставляют заниматься делом;
  • 5
    «Перевернуть» день: утро вечера мудренее — народные сказки во многом правы. Во-первых, утром голова чиста и свежа. Во-вторых, в это время остальные обычно заняты и не могут отвлечь. А соблазн сбежать в кино/кафе/на прогулку ещё невелик. Такой подход позволит быть продуктивным.
Если и швец, и жнец, и творец…
Если профессия определяется источником заработка, то многих писателей, кто творит в свободное от основной занятости время, можно записать в непрофессионалы. Но это совсем не говорит о качестве их труда. Так Булгаков, Даль и Чехов работали врачами. Александр Островский начал создавать свои произведения, служа канцеляристом в суде. Михаил Пришвин был талантливым инженером-землеустроителем. Примеры совместительства есть и среди современных авторов.

Как всё успеть? Кому-то поможет то же выделение «писательских» дней или вечеров. Другим — навык говорить «нет» родным и знакомым, потому что на всё сразу — и регулярное творчество, и полноценную работу, и неограниченный досуг времени хватит только если отказаться от сна.

Решением может быть применение Agile-методологии в жизни. Её философия предполагает гибкость и умение подстраиваться, необходимость сохранения постоянного темпа работы (без рывков «на убой» и простоя) и оценку результатов через регулярные промежутки времени. Понятно, что на работе бывают авралы, а дети болеют. В таких условиях сложно назначать себе «железные» 5 страниц в сутки — можно заложить себе 50 страниц за 2 недели. Тогда совесть не будет мучить за вечер безделья. Ведь в другой день на свет могут появиться сразу 30 страниц — как придёт вдохновение.
Технологии в помощь
Можно рисовать матрицы на листке, составлять списки в «Заметках» смартфона. А можно воспользоваться преимуществами технологий и использовать их для управления своим временем. Вот топ-10 самых удобных и эффективных программ для тайм-менеджмента — какую выбрать, решать вам:
С такими инструментами планировать время проще будет и начинающему писателю, и уже опытному. В конце концов, не количество потраченного времени определяет качество произведения. Так Достоевский написал «Игрока» за 26 дней. Энтони Бёрждес создал «Заводной апельсин» за 3 недели. А Жорж Сименон на первый роман из серии про комиссара Мегре потратил всего 6 дней
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: