Истории на стыке жанров

Писать книгу в рамках одного жанра часто бывает скучно и не обязательно, ведь можно смешать несколько направлений и позаимствовать понравившиеся элементы каждого из них.

В книжном магазине книги выставлены чётко по жанрам: детективы, триллеры, фантастика, любовные романы. Но если повнимательнее присмотреться к стоящим на полках изданиям, то станет понятно, что их нельзя подвергнуть строгой классификации, один и тот же роман может попасть как на полку «Фантастика», так и в шкаф «Сентиментальная проза».

Такие книги называются кросс-жанровыми или относящимися к гибридному жанру. Истории на стыке жанров раскрашивают сюжет новыми красками, расширяют границы возможного в повествовании, позволяют удивлять читателя неожиданными сюжетными ходами и привлекают новую аудиторию.
Раньше считалось, что издатели не любят выпускать подобные книги, поскольку не всегда понятно:

  • с чем их сравнивать
  • на какую аудиторию позиционировать
  • на какой полке продавать

Но большая часть книжной торговли перетекла в онлайн, а онлайн позволяет ставить книги сразу на несколько виртуальных полок, так что жанровая привязка уже не играет роли.
Некоторые разновидности кросс-жанровых гибридов настолько плотно вошли в обиход, что уже не воспринимаются как гибриды.
Комедийный боевик, юмористическое фэнтези, детективная фантастика, мистический детектив и магический реализм — это всё истории на стыке жанров.
Причём некоторые из этих направлений, например, магический реализм, в принципе не поддаются рациональному объяснению.
Как сказал мексиканский критик Луис Лил: «Если вы можете это объяснить, это не магический реализм».

Популярные истории на стыке жанров
Многие известные авторы, например Стивен Кинг, Дин Кунц и Роберт Маккамон регулярно сплетают элементы разных жанров и отлично себя чувствуют. Когда Дина Кунца спросили, считает ли он себя автором ужастиков, он ответил: «Я пишу кросс-жанровые книги: саспенс перемешивается с любовной историей и юмором, иногда добавляю пару столовых ложек фантастики, иногда щепотку ужаса, иногда — капельку паприки».
«Тёмная башня» Стивена Кинга впитала в себя элементы фэнтези, постапокалиптики, хоррора и вестерна. А его же «11/22/63» — это смесь исторического и политического триллера с детективным романом, в котором ещё присутствуют путешествия во времени и элементы постапокалиптики. После выхода «11/22/63» была номинирована на премию «Локус» в категории «Лучший научно-фантастический роман» и завоевала «Книжную премию газеты «Лос-Анджелес Таймс» в номинации «Лучший триллер или детектив».
Схожий набор наград собрал «Союз еврейских полисменов» Майкла Шейбона. Действие романа разворачивается в альтернативной реальности, в которой часть Аляски превратилось в независимое еврейское государство, где нашли приют беженцы, пытающиеся спастись от зверств нацистов. Книга выиграла премию Эдгара Аллана По в номинации «Лучший детективный роман» и забрала все три главные научно-фантастические премии: «Хьюго», «Небьюлу» и «Локус».
«Смерть приходит в Пемберли» Филлис Дороти Джеймс — это не только классический британский детектив, но и сиквел не менее классического романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
«Облачный атлас» Дэвида Митчелла проводит читателей через приключенческий роман, криминальный триллер, научную фантастику и постапокалиптический квест.
«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк смешивает исторический роман с фэнтези.
А «Бойня номер пять» Курта Воннегута — полуавтобиографическая историческая сатира с путешествиями во времени.

Как писать истории на стыке жанров

1
Рассказывайте те истории и на пересечении тех жанров, о которых вы сами бы хотели прочитать.
2
Определитесь, зачем вы хотите использовать несколько жанров. Недостаточно просто перемешать понравившиеся элементы в надежде, что из них получится что-то удобоваримое. Вы должны чётко понимать, что даст вашей истории каждый из них. Каждый компонент должен усиливать и обогащать сюжет. Никогда не стоит смешивать несколько жанров только потому, что они популярны в данный момент. Во-первых, читательская мода быстротечна, пока вы пишете текст, интерес может ослабнуть. А во-вторых, читатель видит, когда автора на самом деле интересует затронутая им тема, а когда он включил её в повествование ради галочки.
3
Найдите, что у ваших жанров общего. К примеру, триллеры и детективы сочетаются с мистикой и сверхъестественным, потому что в основе всех этих направлений лежит стремление докопаться до неизвестного.
4
Определите основной жанр вашего романа и придерживайтесь его структуры. В основе любой успешной гибридной истории лежит один конкретный жанр, который и разгоняет сюжет, задача всех остальных — раскрашивать его яркими красками. Это отражается даже в названии гибридов: романтическое фэнтези (фэнтези с романическим флёром), исторический триллер (триллер в исторических декорациях), научно-фантастическая драма (драма в фантастических декорациях).
5
Знайте законы жанров, которые собираетесь перемешивать. Только так вы избежите клише, нужно по-новому использовать жанровые тропы или позаимствовать наименее очевидные, но важные для вашего повествования элементы.
6
Взятые элементы должны иметь смысл в созданном вами мире.
7
Соблюдайте законы выбранного вами жанра касательно того, что должно случиться, и нарушайте все правила касательно того как это должно произойти.
8
Ваш мир должен быть цельным, последовательным и непротиворечивым. Если на протяжении всей книги вы убеждаете читателя, что мистика в вашей книге присутствует незримо, а люди практически ничего не могут ей противопоставить, худшее, что вы можете сделать, — это ввести в финале тайную правительственную организацию, играючи расправляющуюся с любой нечистью. А где эти ребята были раньше? Прятали рояль в кустах?
9
Придумайте персонажей, которые рушат привычные рамки. Жанровую литературу часто критикуют за клишированность и предсказуемость, так пусть ваши герои ведут себя нетипично для типичных ситуаций.
10
Всегда рассказывайте больше одной истории за раз. Пусть помимо магистральной сюжетной линии на заднем плане творится много чего ещё. Это оживляет ваш мир, придаёт персонажам глубины и, в идеале, позволяет оставить задел на продолжение.
Была ли данная статья полезна для Вас?