Истории на стыке жанров

Писать книгу в рамках одного жанра часто бывает скучно и не обязательно, ведь можно смешать несколько направлений и позаимствовать понравившиеся элементы каждого из них.

В книжном магазине книги выставлены чётко по жанрам: детективы, триллеры, фантастика, любовные романы. Но если повнимательнее присмотреться к стоящим на полках изданиям, то станет понятно, что их нельзя подвергнуть строгой классификации, один и тот же роман может попасть как на полку «Фантастика», так и в шкаф «Сентиментальная проза».

Такие книги называются кросс-жанровыми или относящимися к гибридному жанру. Истории на стыке жанров раскрашивают сюжет новыми красками, расширяют границы возможного в повествовании, позволяют удивлять читателя неожиданными сюжетными ходами и привлекают новую аудиторию.
Раньше считалось, что издатели не любят выпускать подобные книги, поскольку не всегда понятно:

  • с чем их сравнивать
  • на какую аудиторию позиционировать
  • на какой полке продавать

Но большая часть книжной торговли перетекла в онлайн, а онлайн позволяет ставить книги сразу на несколько виртуальных полок, так что жанровая привязка уже не играет роли.
Некоторые разновидности кросс-жанровых гибридов настолько плотно вошли в обиход, что уже не воспринимаются как гибриды.
  • Комедийный боевик, юмористическое фэнтези, детективная фантастика, мистический детектив и магический реализм — это всё истории на стыке жанров.
Причём некоторые из этих направлений, например, магический реализм, в принципе не поддаются рациональному объяснению.
Как сказал мексиканский критик Луис Лил: «Если вы можете это объяснить, это не магический реализм».

Популярные истории на стыке жанров
Многие известные авторы, например Стивен Кинг, Дин Кунц и Роберт Маккамон регулярно сплетают элементы разных жанров и отлично себя чувствуют. Когда Дина Кунца спросили, считает ли он себя автором ужастиков, он ответил: «Я пишу кросс-жанровые книги: саспенс перемешивается с любовной историей и юмором, иногда добавляю пару столовых ложек фантастики, иногда щепотку ужаса, иногда — капельку паприки».
  • «Тёмная башня» Стивена Кинга впитала в себя элементы фэнтези, постапокалиптики, хоррора и вестерна. А его же «11/22/63» — это смесь исторического и политического триллера с детективным романом, в котором ещё присутствуют путешествия во времени и элементы постапокалиптики. После выхода «11/22/63» была номинирована на премию «Локус» в категории «Лучший научно-фантастический роман» и завоевала «Книжную премию газеты «Лос-Анджелес Таймс» в номинации «Лучший триллер или детектив».
  • Схожий набор наград собрал «Союз еврейских полисменов» Майкла Шейбона. Действие романа разворачивается в альтернативной реальности, в которой часть Аляски превратилось в независимое еврейское государство, где нашли приют беженцы, пытающиеся спастись от зверств нацистов. Книга выиграла премию Эдгара Аллана По в номинации «Лучший детективный роман» и забрала все три главные научно-фантастические премии: «Хьюго», «Небьюлу» и «Локус».
  • «Смерть приходит в Пемберли» Филлис Дороти Джеймс — это не только классический британский детектив, но и сиквел не менее классического романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
  • «Облачный атлас» Дэвида Митчелла проводит читателей через приключенческий роман, криминальный триллер, научную фантастику и постапокалиптический квест.
  • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк смешивает исторический роман с фэнтези.
  • А «Бойня номер пять» Курта Воннегута — полуавтобиографическая историческая сатира с путешествиями во времени.

Как писать истории на стыке жанров

  • 1
    Рассказывайте те истории и на пересечении тех жанров, о которых вы сами бы хотели прочитать.
  • 2
    Определитесь, зачем вы хотите использовать несколько жанров. Недостаточно просто перемешать понравившиеся элементы в надежде, что из них получится что-то удобоваримое. Вы должны чётко понимать, что даст вашей истории каждый из них. Каждый компонент должен усиливать и обогащать сюжет. Никогда не стоит смешивать несколько жанров только потому, что они популярны в данный момент. Во-первых, читательская мода быстротечна, пока вы пишете текст, интерес может ослабнуть. А во-вторых, читатель видит, когда автора на самом деле интересует затронутая им тема, а когда он включил её в повествование ради галочки.
  • 3
    Найдите, что у ваших жанров общего. К примеру, триллеры и детективы сочетаются с мистикой и сверхъестественным, потому что в основе всех этих направлений лежит стремление докопаться до неизвестного.
  • 4
    Определите основной жанр вашего романа и придерживайтесь его структуры. В основе любой успешной гибридной истории лежит один конкретный жанр, который и разгоняет сюжет, задача всех остальных — раскрашивать его яркими красками. Это отражается даже в названии гибридов: романтическое фэнтези (фэнтези с романическим флёром), исторический триллер (триллер в исторических декорациях), научно-фантастическая драма (драма в фантастических декорациях).
  • 5
    Знайте законы жанров, которые собираетесь перемешивать. Только так вы избежите клише, нужно по-новому использовать жанровые тропы или позаимствовать наименее очевидные, но важные для вашего повествования элементы.
  • 6
    Взятые элементы должны иметь смысл в созданном вами мире.
  • 7
    Соблюдайте законы выбранного вами жанра касательно того, что должно случиться, и нарушайте все правила касательно того как это должно произойти.
  • 8
    Ваш мир должен быть цельным, последовательным и непротиворечивым. Если на протяжении всей книги вы убеждаете читателя, что мистика в вашей книге присутствует незримо, а люди практически ничего не могут ей противопоставить, худшее, что вы можете сделать, — это ввести в финале тайную правительственную организацию, играючи расправляющуюся с любой нечистью. А где эти ребята были раньше? Прятали рояль в кустах?
  • 9
    Придумайте персонажей, которые рушат привычные рамки. Жанровую литературу часто критикуют за клишированность и предсказуемость, так пусть ваши герои ведут себя нетипично для типичных ситуаций.
  • 10
    Всегда рассказывайте больше одной истории за раз. Пусть помимо магистральной сюжетной линии на заднем плане творится много чего ещё. Это оживляет ваш мир, придаёт персонажам глубины и, в идеале, позволяет оставить задел на продолжение.
Была ли данная статья полезна для Вас?