Top.Mail.Ru

Подкаст: от создания до монетизации

Подкаст — популярный в интернете голосовой жанр. У него уже полмиллиарда поклонников во всем мире! Литературная отрасль тоже не обходит вниманием подкасты: их записывают писатели, издатели, книжные блогеры. Подкастам посвящен и отдельный раздел каталога Литрес. Поэтому сегодня мы расскажем подробно, какими они бывают, как создать подкаст, где размещать и можно ли на нем заработать.

Что такое подкаст

Подкаст — это цикл аудиопередач, который регулярно выходит в интернете. Обратите внимание: не разовая аудиозапись и не прямой эфир, а именно цикл записанных передач. Их можно слушать онлайн или скачать на любое устройство. Как правило, они посвящены одной теме: книги, сериалы, музыкальные новинки, путешествия и так далее.

Сам термин «подкаст» появился в 2005 году. Он родился из двух английских слов: iPod (мультимедийный плеер Apple, в магазине которого аудиопередачи появились одними из первых) и broadcast (от англ. «телерадиовещание, трансляция, передача»). iPod + broadcast = Podcast. Можно сказать, что подкаст — это аналог радиопередачи, который выходит в интернете.

Какие бывают жанры подкаста

Здесь существует несколько классификаций. Расскажем про основные.
По количеству авторов:

авторские — записывает один человек;
коллективные — ведут двое и более.


По гостям:

ведущие приглашают гостей: экспертов, профессионалов отрасли, селебрити;
в записи участвуют только авторы программы.
По формату:

монолог одного автора;
лекция — тоже монолог, но не просто рассуждения или факты, а с научно-популярным или образовательным содержанием
полилог соведущих или ведущего и гостей;
аудиоспектакль;
радиошоу — передачи на популярных радио, выложенные в интернет.


По частоте выпуска:

ежедневные;
еженедельные;
ежемесячные.

Зачем вам подкаст?

Вот несколько причин, по которым подкаст может быть полезен:
  • Он привлечет внимание к творчеству или другой сфере вашей деятельности — даст возможность поделиться отрывками, опытом, идеями.
  • Подкаст позволит ответить на вопросы аудитории, создать вокруг себя сообщество.
  • Это формат общения, где можно обсудить идеи и тренды с другими авторами, критиками, редакторами и другими экспертами.
  • Подкаст поможет создать и развивать личный бренд.
  • Это шанс отдохнуть от работы, переключиться на другой формат, перезагрузиться.
🎤
У Литрес есть собственная платформа для трансляции подкастов. Достаточно заполнить заявку, и в течение суток (изредка двух) запись появится в разделе «Подкасты». Файл может быть загружен на любой аудиохостинг.

Как создать подкаст

Подкаст — не разовая запись, а цикл выпусков. Даже если вы не уверены, что вам понравится делать их регулярно, продумайте концепцию и план. Дадим пошаговую инструкцию.
01

Выберите тему и жанр подкаста

Придумайте тематику и концепцию для подкастов. Тематика — это то, про что вы будете говорить, а концепция — как раскроете тему. Например, тематика — путешествия, концепция — «атмосферно-этнографический подкаст, путешествия через слова, звуки, эмоции и ощущения». Или тема — видеопродакшн, концепция — «видеоиндустрия без монтажа и ретуши», откровенный разговор о выгорании, обесценивании себя, отношениях с начальством, заказчиками и коллегами.

Тематика может быть любой, от науки до секса. Главное, чтобы вы разбирались в теме, знали, что хотите сказать, и понимали, где брать идеи для будущих выпусков.

Сразу определите, будет ли у вас один ведущий или несколько. Если нет коллег, которые вместе с вами увлечены идеей создать подкаст, начните с монолога. В будущем вы можете добавить соведущего или приглашать гостей, жестких ограничений на формат нет.
02

Составьте расписание и контент-план

Продумайте, как часто вы будете выпускать подкаст и сколько минут он будет длиться. Самая распространенная частота — еженедельные подкасты. Это оптимально и для ведущего, и для аудитории. Первый находит время подготовиться к эфиру, сделать и обработать запись. А слушатели успевают послушать и уже ждут следующий выпуск.

Большинство подкастов длится 20−40 минут. Это опять удобно ведущему, который успевает сказать все, что хотел, и аудитории, которая не устает. Но, например, глубокий исторический экскурс или лекция по популярной механике может потребовать больше времени. Жестких требований нет, но учтите, что большинство людей не любит слушать дольше 1 часа.

Набросайте список тем для первых 10 выпусков. Так вы будете понимать, какую информацию когда лучше озвучить. Иначе первая запись может получиться слишком длинной и неструктурированной, а после нее вы не будете знать, что сказать аудитории.
03

Сделайте сценарий подкаста

Не надо писать все выступление и читать его по бумажке — это будет звучать очень скучно. Но обязательно составьте план подкаста — что именно вы хотите сказать и в какой последовательности. Если вы приглашаете гостей для интервью, составьте список вопросов, которые будете им задавать. Возможно, они сами попросят эти вопросы заранее, чтобы подготовиться.

В сценарии можете коротко раскрыть отдельные мысли или ограничиться их списком. Это позволит вам не отклоняться от темы в процессе записи, не забегать вперед и ничего не забыть.
04

Подготовьте место записи

Для записи аудио нужно тихое, в идеале звукоизолированное место. Конечно, для первого же подкаста снимать студию звукозаписи может быть дорого. Поэтому просто найдите помещение, где минимально слышны посторонние звуки. Вот несколько лайфхаков, как убрать посторонние шумы:
  • закройте окно, выключите вентилятор, вынесите механические часы;
  • если у вас есть большой шкаф, учтите, что там за закрытыми дверьми тише, чем в комнате;
  • найдите не скрипящие стул, кресло, стол;
  • разложите одеяла, подушки, другие мягкие предметы — они будут гасить эхо, если комната большая или пустая;
  • если планируете использовать музыкальный фон для речи, не включайте музыку сразу — качественнее будет, если наложите ее при монтаже.
05

Подберите оборудование и программное обеспечение

Для начала возьмите любой микрофон и наушники, которые не искажают звук. Со временем, если жанр вам понравится, приобретете более дорогие. Первые выпуски можно записать даже на смартфон, так многие делают.

На микрофонах есть мягкая оболочка — поп-фильтр. Он очищает произношение так называемых «плюющихся» согласных б и п. Если на тестовой записи на смартфон или диктофон явно слышны плевки, надевайте на них что-то мягкое, прежде чем записывать голос. Например, носок или тонкую трикотажную перчатку.

Готовую запись обязательно надо обработать: усилить слабый сигнал, вычистить шумы (они все равно будут), обработать шипящие звуки, сделать голос более ровным и плотным. Это можно сделать в бесплатной программе Audacity, Ocenaudio, WavePad или любой другой. Здесь есть функционал, чтобы записать и обработать речь, собрать или наложить аудиодорожки, добавить музыку, фильтры, эффекты.

Прежде чем записывать полноценный подкаст, сделайте несколько тестовых записей в разных локациях. Проверьте, в каком помещении лучше звук, на каком расстоянии от микрофона вам лучше находиться.
06

Сделайте запись подкаста и обработайте ее

  • Сделайте разминку для голоса — расправьте плечи, продышитесь, почитайте вслух громко и с выражением.
  • Дышите ровно и в одном ритме.
  • Не старайтесь сказать много на одном вдохе — начнете задыхаться и хватать воздух ртом, что слышно на записи.
  • Старайтесь говорить не слишком быстро и не слишком медленно.
  • Если оговорились или сбились, остановитесь и повторите фразу сначала. Подобные сбои можно удалить при обработке.
  • Если вы нервничаете или вам не хватает воздуха, разбейте запись на несколько этапов. Между ними можно пройтись, отдохнуть.
  • Улыбайтесь: так голос звучит дружелюбнee.
  • После записи удалите лишнее: заминки, оговорки и т. п.
  • Улучшите звук в редакторе. Мы подробно разбирали, как это сделать, на примере Audacity.

Как разместить подкаст на разных платформах

Готовый файл загружают на аудиохостинг. Там он будет храниться и оттуда он будет транслироваться через RSS-ссылки, которые вы можете размещать везде, где это допускается.

Сейчас много доступных аудиохостингов, которые предоставляют плaтные и бесплатные услуги. Например, mave. digital, podster.fm, SoundCloud, Libsyn, Buzzsprout. Платные тарифы нужны в основном для того, чтобы размещать рекламу, получать расширенную статистику; само хранение обычно бесплатно.

На аудиохостинге следует сгенерировать ссылку на запись подкаста и ее разместить на разных площадках-трансляторах. Именно на них пользователи слушают ваши передачи. Среди популярных в России — Яндекс Музыка, VK Музыка, Telegram, Литрес, Apple Podcasts на iTunes, YouTube Music (бывшие Google Подкасты). Учитывайте, что две последние площадки могут блокировать передачи из России.

Как опубликовать подкаст в Литрес

Заполните заявку ниже. Заявка пройдет модерацию в течение суток. После успешного добавления подкаста в Литрес на вашу почту придет подтверждение.
Заявка на публикацию подкаста
Технические требования:

RSS-ссылка ведет на аудиофайл MP3, MP4, MOV, M4A, M4V, AAC, FLAC, включает обложку, описание
кодирование одноканальное (для моно) или двухканальное (для стерео)
скорость потока от 40 Кбит/с (лучше от 192 Кбит/с)
есть речевой контент
использование музыки, голоса не нарушает авторские права
аудиозаписи не нарушает законодательство РФ

После прохождения модерации на вашу почту придет уведомление, что контент загружен, а также логин и пароль для доступа к личному кабинету. Там вы сможете видеть статистику прослушиваний.

Как продвигать подкаст

Без продвижения никто не узнает, что вы стали подкастером. Вот какими способами можно сообщить аудитории о новом контенте:
🎤
У Литрес есть собственная платформа для трансляции подкастов. Достаточно заполнить заявку, и в течение суток (изредка двух) запись появится в разделе «Подкасты». Файл может быть загружен на любой аудиохостинг.
  • Публикуйте ссылки на трансляции в своих соцсетях и/или на личном сайте. Просите друзей и знакомых поставить лайк и сделать репост.
  • Разместите ссылки в пабликах, которые посвящены тематике вашего подкаста или вообще подкастам.
  • Добавьте подкаст в Литрес и расширьте аудиторию слушателей. На нашей площадке — более 30 миллионов пользователей!
  • Постите анонсы новых выпусков, отсылайте к старым в постах и комментариях, где это уместно.
  • Запускайте рекламу. Дешевле обойдется таргетированная реклама в соцсетях, дороже — контекстная реклама в поисковых системах и на сайтах.
  • Публикуйте описание и ссылку на подкаст у блогеров, других подкастеров на платной или бартерной основе. Используйте нативные интеграции, совместные подкасты.
  • На площадках-трансляторах заполняйте описание, теги, рубрики, ключевые слова, чтобы подкаст могли найти те, кто ищет контент по своим интересам.
  • У трансляторов есть подборки «Новинки», «Выбор редакции», «Рекомендованные». Попадание в них — тоже метод раскрутки. Выясните условия размещения в таких листингах на разных площадках.

Как монетизировать подкаст

Пока этот формат не получает монетизацию за количество прослушиваний. Дело в том, что подкастеры публикуют RSS-ссылки, а не сам контент. И трансляторам невыгодно платить за открутку аудио, куда они не могут вставить рекламу. Однако у авторов остаются другие возможности.
Донаты. Вы можете собирать и выводить пожертвования подписчиков. Для мотивации предоставьте тем, кто вносит донаты, какие-то бонусы, например расширенный вариант подкаста.
Закрытые каналы. Публикуйте в них контент и предоставляйте доступ только тем, кто его оплатил.
Реклама. Найдите рекламодателя, который согласится оплатить рекламную вставку в подкасте, рубрику или целый выпуск.

Если вы всерьез задумались, как зарабатывать на подкастах, учтите 2 фактора:
  • Нужно делать действительно интересный и оригинальный контент, который заинтересует подписчиков и рекламодателей.
  • Уделите время продвижению. Рассказывайте о подкастах в соцсетях и в кругу знакомых, покупайте рекламу, размещайте свой труд на всех возможных площадках. В их числе и Литрес с 30-миллионной аудиторией.
Заключение
Подкаст — это цикл аудиопередач на определенную тему. Пользователи могут с их помощью прокачать личный бренд или разнообразить свое творчество. Подкасты могут вести один или несколько человек, он может относиться к любой тематике. Жестких ограничений нет, главное — сделать его интересным и полезным, чтобы заинтересовать слушателей.

Выбирайте для подкастов те тематики, в которых вы разбираетесь и которым вам интересны. Подготовьте темы на несколько выпусков. Прежде чем делать запись подкаста, проработайте план и тезисы для него, чтобы не путаться. Уделите внимание качеству записи: найдите тихое место, обработайте аудио в редакторе.

Размещайте готовый файл на аудиохостинге, а ссылки на него — на разных платформах-трансляторах. Используйте платные и бесплатные способы продвижения, если хотите монетизировать подкаст. Или просто получайте удовольствие от нового творческого занятия!
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Не хотим вас отпускать!
Подпишитесь на рассылку, и мы отправим рассказ о сервисах Литрес и подборку новых статей.