Что такое компрессия и как правильно ее применять

Разбираемся в технических тонкостях, учимся работать со звуковыми редакторами

Должно быть, вы задаетесь вопросом, как получить звучание радийного или киношного качества. Как добиться плотного и в то же время гладкого, сатурированного (насыщенного теплыми тонами) звука приятного уху слушателя? Ответ кроется в важном для чтецов слове — компрессия.

Что такое компрессия?

Компрессия означает процесс сжатия сигнала, при котором сокращается динамический диапазон между самыми громкими и самыми тихими точками этого самого сигнала. Иначе говоря разница между перепадами громкости в записи сокращается, уравнивается, громкие части не шокируют резкими звуками, тихие же не заставляют напрягаться и вслушиваться в них.
В больших и не очень студиях звукозаписи, как правило, звукорежиссеры используют аналоговые компрессоры разных типов, которые обрабатывают сигнал на входе. Стоимость этой техники неловко называть вслух. Однако звуковая индустрия не стоит на месте и процессы цифровой постобработки сегодня могут быть высокого качества. Количество плагинов, как встроенных в DAW (Digital audio workstation - Цифровая звуковая рабочая станция например logic pro x, ableton, studio one и т.п.), так и отдельных VST (Virtual Studio Technology - формат виртуальных плагинов для обработки аудиосигнала), на любой вкус и кошелек перекрывают большую часть задач обработки записи. Важно понимать базовые алгоритмы работы с ними, чтобы избежать потенциальной перекомпрессии или так называемого «кирпича» (пережатый сигнал на изображении).

Как выглядит в аудиоредакторе «кирпич»

Основные параметры компрессора

Параметры компрессора, как они работают на этапе записи в реальном времени и на этапе постобработки с помощью VST плагинов:
  • 1
    Threshold (порог срабатывания) — отвечает за момент срабатывания компрессора. Эту настройку можно считать ключевой, она позволяет компрессору сжимать сигнал и контролировать количество применяемого сжатия в децибелах (дБ). Компрессор срабатывает тогда, когда исходный сигнал оказывается выше заданного значения. Иначе говоря, все, что громче порога срабатывания, будет сжиматься. Чем ниже порог, тем сильнее сжатие сигнала. Важно не передавливать сигнал и не превращать звуковую волну в кирпич, лучше сохранять динамику, близкую к натуральной.

    Чтобы настроить этот параметр рекомендуем выделить фрагмент записи и определить самую тихую часть в дБ. Здесь можно примерно выставить порог срабатывания. Все, что громче (выше) этого значения приблизится к значению самой тихой части записи. Для ослабления компрессии можно двигать порог срабатывания выше по значениям.
  • 2
    Ratio (соотношение) — отвечает за степень сжатия сигнала. Сильно ли будет компрессироваться сигнал, который превышает порог сжатия. Коэффициент показывает соотношение сжатого сигнала к исходному (1:1, 2:1, 3:1, 4:1 и т. д.). Чем выше первое число в соотношении, тем активнее компрессор ослабляет сигнал. Если выставить значение 1:1, то на сигнал это никак не повлияет. Если выставить значение 2:1, то сигнал будет сжиматься компрессором наполовину после прохождения порога срабатывания. Чем выше значение ratio, тем жестче срабатывает компрессия и тем плотнее становится сигнал. Для речи рекомендуемое значение соотношения колеблется в диапазоне от 2:1 до 4:1.
  • 3
    Атака (Attack) отвечает за скорость утихания громкости в миллисекундах (мс). Он определяет, как быстро компрессор реагирует на сигнал за пределами установленного порога. Чем меньше атака, тем быстрее компрессор включается в работу и сжимает звук. Так, например, выставленная атака в 0 мс выше порога сожмет сигнал мгновенно, сделав его безжизненным. А атака от 20 мс и больше оставит «полетность» и будет срабатывать мягче. Для речи рекомендуем использовать атаку 10−40 мс.
  • 4
    Время восстановления, спад (Release)#nbsp;— противоположность атаке. Этот параметр устанавливает время в миллисикундах (мс), через которое компрессор разожмет сигнал и вернет его на начальный уровень, в режим ожидания следующего пикового значения. Время восстановления, как правило, значительно дольше, чем время атаки. Обычно его значения находятся в диапазоне от 40−60 мс до 2−5 секунд ©, в зависимости от типа и модели компрессора.
    Атака и время восстановления работают вместе и определяют, как именно сигнал будет ослаблен при превышении порога срабатывания — быстро или медленно. Для речи рекомендуем использовать параметр примерно в диапазоне 100−150 мс.

Как использовать виртуальную компрессию на примере бесплатной программы Audacity

  1. Откройте программу и загрузите туда ваш записанный файл. Выделите трек.

Нажмите, чтобы увеличить
2. Выберите панель «Эффекты» => «Компрессор».

Нажмите, чтобы увеличить
3. Выставите параметры, подходящие для вашей записи. Нажмите «Ок».

Нажмите, чтобы увеличить
4. Финальная картинка должна измениться. Если результат вас не устраивает, то можно отменить параметры и повторить все этапы, выставив значения мягче. Чтобы сравнить, как выглядит аудиодорожка до и после компрессии, посмотрите видео справа. При необходимости видео можно увеличить, нажав на крайнюю кнопку справа (в виде квадрата), или проиграть заново, нажав на кнопку play.
Важно помнить, что с компрессией очень легко перестараться. Обязательное слушайте исходный материал, чтобы понять, в каком диапазоне можно сжимать сигнал. Плотный звук это то, к чему следует стремиться. Однако не стоит жертвовать ради этого полетностью и живостью голоса. В работе с компрессией очень важно придерживаться чувства меры.
«ВКонтакте»: https://vk.com/christinaptitca
Кристина Рукавишникова,
специалист по аудиоконтенту Литрес: Чтец, звукорежиссер.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: