Постобработка сигнала в Audacity: подробная инструкция

Рассказываем, как улучшить аудиозапись на этапе постобработки

Работа на этапе записи звука — дело тонкое. Особенно, когда делаешь это самостоятельно, без больших студий и профессионалов. Необходимо следить за большим количеством параметров, не допускать шумов, помех и перегрузов. Как ни о чем не забыть и добиться хорошего результата, если у вас есть только бесплатная программа для обработки звука? Сейчас научим. Конечно, мы не всемогущи и ограничены техническими вводными, однако улучшить звуковую дорожку можно — и нужно! Разберем основные этапы на примере работы в Audacity версия 3.2.2.

Основные этапы

Базовая обработка записанного материала производится в несколько этапов. Для вашего удобства мы собрали их в список:
  1. Усиление слабого сигнала
  2. Настройка громкости
  3. Чистка шумов и кликов (щелчки)
  4. Выставление параметров шумоподавителя
  5. Работа с эквалайзером
  6. Сокращение динамического диапазона
  7. Обработка шипящих звуков
  8. Добавление ровности и плотности звука
Выглядит как непростая задача, правда? Но не пугайтесь раньше времени, мы пройдем с вами все шаги и дадим скриншоты, чтобы вы точно сделали все правильно. Вы быстро поймете, что все этапы легко применить на практике. Ну что, попробуем?

  1. Усиление слабого сигнала

Что: преамп (предусилитель).
Зачем: как правило идет в начале цепи как усиление слабого сигнала микрофона до уровня линейного сигнала, но также может использоваться для окрашивания т. е. сатурации звука. К сожалению, в Audacity возможности сатурировать звук нет, есть только базовая функция для усиления сигнала, но можно использовать сторонние плагины для этих целей.
Совет: при использовании преампа следите за параметром громкости, его лучше держать в диапазоне -24 дБ до -18 дБ, а также не допускайте перегруза (трещащий звук).
1. Выберите клип, зайдите в меню Эффекты → Громкость и компрессия → Усиление.

Нажмите, чтобы увеличить
2. Подвигайте ползунок, прослушайте. Если результаты устраивают, нажмите применить.

Нажмите, чтобы увеличить
При правильном использовании параметра, амплитуда звуковой волны станет визуально больше в программе. Если результат не устраивает, то всегда можно отменить эффект через меню Правка → Отменить.

2. Настройка громкости

Что: баланс Громкости.
Зачем: регулировка громкости, чтобы запись легко воспринималась слушателем. Запись должна быть не слишком тихой, но и не должна пиковать и давать перегрузы.
Совет: оптимальное значение громкости лучше держать в значениях от -18 дБ до -6 дБ. Сигнал должен быть в зеленом диапазоне, пики могут уходить время от времени в желтое значение метрик, однако нельзя допускать попаданий в красное значение.
1. Откройте записанный файл в программе Audacity. Выделите трек. Выберите на панели меню Эффекты. Далее Громкость и Компрессия → Нормализация громкости.

Нажмите, чтобы увеличить
2. Выберите нормализация RMS. Выставите значение от -24 дБ до -14 дБ, в зависимости от исходной громкости Вашего файла.

Нажмите, чтобы увеличить
Проследите, чтобы пиковые моменты не попадали в зону перегрузов. Если громкость слишком высокая, то просто отмените действия в меню Правка → Отменить.

3. Чистка шумов и кликов

Что: чистка (шумы, клики, фейд-ины и фейд-ауты)
Зачем: чтобы избавить запись от лишнего звукового «мусора», шумов, кликов (т. е. щелчков), привести ее в порядок. Правильно склеить дубли и фразы при помощи фейд-инов (подъем громкости)/фейд-аутов (уменьшение громкости), для плавного начала и затухания фраз, а также при помощи кроссфейда, для склеивания двух частей трека. Опционально также можно использовать сторонние плагины для чистки фонограммы (о них мы опубликуем скоро отдельную статью).

  1. Как почистить шумы мы рассказывали здесь.
2. Удаление кликов: откройте записанный файл в программе Audacity. Выделите трек. Выберите на панели меню Эффекты. Далее Удаление Шума (Noise Removal) → Удаление щелчков.

Нажмите, чтобы увеличить
3. Поиграйте с настройками двух параметров, чтобы достичь лучшего результата.

Нажмите, чтобы увеличить
4. Фейд-ин/Фейд-аут: Выберите начало клипа для применения фейд ина или конец клипа для фейд аута. Зайдите в меню Эффекты → Фейды (Fading) → Фейд подъем (для начала, фейд-ин) или Фейд спад (для конца, фейд-аут).

Нажмите, чтобы увеличить
5. Обязательно отслушивайте получившуюся запись, чтобы не допустить проглатывания или съедания фраз. Фейд-ин/фейд-аут позволяют добиться плавности при склеивании дублей и фраз, главное не переборщить.

Нажмите, чтобы увеличить
6. Кроссфейд: Выберите начало первого клипа и конец второго клипа одновременно. Зайдите в меню Эффекты → Steve Daulton → Кроссфейд клипов.

Нажмите, чтобы увеличить
7. Обязательно отслушайте получившийся результат, чтобы не съедались фразы.

Нажмите, чтобы увеличить

4. Выставление параметров шумоподавителя

Что: гейт.
Зачем: работает как пороговый шумоподавитель, что позволяет контролировать уровень звукового сигнала. Глушит шумы и все, что ниже выставленных значений срабатывания. Поможет прибрать остатки шумов, после чистки. Также можно использовать вместо чистки шумов, если они не очень явные. В последней версии Audacity 3.2.2 появилась такая опция гейта, но можно использовать также и сторонние плагины для этих целей.
1. Выберите клип, зайдите в меню Эффекты → Steve Daulton → Шлюз Шума.

Нажмите, чтобы увеличить
2. Выставите настройки, прослушивая материал. Для лучших результатов можно выставить быструю атаку и длинный релиз. Порог шлюза и снижение уровня лучше не ставить в ноль, а выставлять на уровень между -40 дБ до -24 дБ.

Нажмите, чтобы увеличить
Важно, чтобы не было резких обрубаний фраз и чтобы не было сильных перепадов между уровнем шума лишнего и шума полезного.

5. Работа с эквалайзером

Что: EQ (эквализация)
Зачем: убрать возможный низкочастотный гул (high — pass), усилить полезные частоты, прибрать портящие звук частоты. Об основах работы с эквализацией мы писали здесь.
Совет: обязательно обрезайте низкочастотный гул, чтобы запись была чище. Как правило диапазон частот 80−100 гЦ для мужчин, 100−120 гЦ для женщин

6. Сокращение динамического диапазона

Что: компрессия
Зачем: уравнять разницу между самыми тихими и громкими звуками, сократить динамический диапазон сигнала, уплотнить трек.
Подробную инструкцию можно посмотреть здесь.

7. Обработка шипящих звуков

Что: де-эссер
Зачем: прибирает сибилянты в записи (с-ч-ш-щ). Срабатывает как узконаправленный компрессор тогда, когда уровень шипящего сигнала превышает установленный порог выбранной полосы частот. К сожалению, де-эссеры, как правило, являются сторонними плагинами, однако можно прибрать сибилянты эквалайзером, как нежелательные частоты.
Совет: в диапазоне 4−9 кГц находятся шипящие сибилянты, которые могут резко выделяться в записи и бить по ушам слушателя. Для того, чтобы найти дефект следует воспользоваться эквализацией.

1. Выберите клип, в меню Эффекты → EQ и Фильтры → Кривая EQ.

Нажмите, чтобы увеличить
2. Поставьте 3 точки на отрезке 0. Двигая среднюю точку вверх и вниз, вы будете увеличивать/уменьшать громкость частот, а передвигая все три точки по отрезку, — перемещаться по диапазону частот.

Нажмите, чтобы увеличить
3. Стоит сначала поднять узкой полосой эквалайзера диапазон частот от 4 до 9 кГц на +18 дБ и выше, найти самое выделяющееся место по звукам шипящих, а затем опустить параметр на — 18/-21 дБ, смягчив неприятную частоту.

Нажмите, чтобы увеличить
Как правило в мужском голосе шипящие живут в диапазоне от 3 до 7 кГц, в женском — от 5 до 9 кГц.

7. Добавление ровности и плотности звука

Что: лимитер
Зачем: завершающий штрих, чтобы добиться ровности, плотности и однородности звука. Выровнять громкость, предотвратить клиппинг (искажение звука) и перегрузы финального микса.
1. Эффекты → Steve Daulton → Ограничитель

Нажмите, чтобы увеличить
2. При работе со встроенным лимитером в программе Audacity рекомендуем выставлять параметр «Мягкое ограничение» и ограничение до -3 дБ.

Нажмите, чтобы увеличить
«ВКонтакте»: https://vk.com/christinaptitca
Кристина Рукавишникова,
специалист по аудиоконтенту ЛитРес: Чтец, звукорежиссер.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: