Звон монет: история авторских заработков

Как зарабатывали писатели в разное время и на какие уловки шли, чтобы увеличить свой доход?
Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать
Начиная статью этой цитатой «солнца русской литературы» А. С. Пушкина, мы немного красуемся уровнем знаний и сразу задаем тему дальнейшего разговора. Все мы прекрасно понимаем — как бы муза не рвала и метала, жить писателям всегда на что-то нужно было. Три корочки хлеба и стакан воды никто не отменял. А потому, с тех пор, как профессия автора сформировалась, появились литературные гонорары. Но как зарабатывали писатели в разное время? И на какие уловки шли, чтобы увеличить свой доход? Рассказываем с мерцающими в глазах рублями: от давно минувших дней до современности.

Часть 1. Aes Grave1

Римляне первыми поняли, что писатели не могут работать только за хулу и похвалу — римляне вообще были народом сообразительным. Вот они и решили платить авторам за их труд, правда было тут одно "но" — этой привилегией обычно пользовались иностранцы или рабы. Настоящие римляне не брали деньги за оды, трагедии и другие тексты, это считалось неэтичным. Но ради приличия придумывали ценные призы — допустим, писателям вручали перстни или золотые чаши. И чем не прототип фидбэка?

1. Бронзовые римские монеты, дословно — «тяжелая бронза».
После распада Римской Империи наступило раннее средневековье — тогда авторские гонорары утратили свой смысл. Теперь тексты писали в основном религиозные, а люди, их создававшие, не могли взять денег за труд. Ведь монахи и богословы не считали себя авторами текстов — лишь проводниками божественной воли. Так долгое время продолжалось и в Европе, и в России. Разве брал плату Нестор за каждую страницу своей «Летописи временных лет?». Да и среди бояр, которые чуть позже стали заниматься литературой, получать гонорары за сочинительство считалось неприличным.
Во времена Уильяма Шекспира, кстати, понятие «авторского права» до конца еще не сформировалось. Поэтому у драматургов не было никаких возможностей основательно заработать на своих произведениях, и театр становился хобби. В XVI—XVII вв.еке автор мог получить за пьесу от четырех до десяти фунтов стерлингов. Если верить историческим данным, то бочка крепкого пива стоила примерно одну четвертую фунта, а 35 десятков яиц можно было купить чуть больше, чем за два фунта. И злые языки-исследователи поговаривают, что Шекспир спекулировал, перепродавая зерно во время неурожая. Но оставим это на совести драматурга — каждый выкручивается, как может.

В России ситуация вокруг гонораров изменилась с приходом к власти Петра I. Помимо прочего, правитель начал реформировать литературу, тем самым изменив отношение к ней читателей, издателей и авторов — всей этой святой троицы. Тогда-то писательский труд наконец утратил характер святого дела. «Ученые монахи» сменились чиновниками, и сам гонорар приобрел формат жалования. Издатели стали платить эпизодически, часто — лишь после того, как книга была распродана. Иногда, кстати, даже не деньгами, а определенным числом экземпляров издания.
Но настоящую революции в отношении к оплате авторского труда совершил А. С. Пушкин. Удивлены? Вот и мы не очень, чего только поэт/писатель/балагур не успел сделать! А ведь представляете, до него считалось, что предложение оплаты сочинения может обидеть творца. Александр Сергеевич считал себя «литератором нового типа», а потому и гонорары его подскочили в разы! Вот теперь к авторскому труду начали действительно относиться с достоинством. «Бестселлером» поэта, безусловно, стал роман в стихах «Евгений Онегин». Это произведение принесло писателю больше трети всех его книжных заработков. Суммарно, за «Евгения Онегина» Пушкин получил 45 700 руб. — в пересчете на современные деньги, это целых 40 млн. Для сравнения, самый восхитительный обед в дорогом ресторане стоил не дороже рубля, а услуги кузнеца на выезд — 500 руб.

Часть 2. Во власти журналов

XIX век становится для Российской Империи бумом «толстых журналов», в которых писатели публиковали свои произведения: это были либо повести и рассказы, либо романы, выходившие по главам. Совсем как в ЛитРес Черновиках! Именно в нашей стране, кстати, роль журналов в популяризации чтения затмила и газеты, и книги. Отчасти так случилось из-за того, что почта работала как часы, и периодику было проще развозить по губерниям. Теперь авторам стали платить за публикацию на страницах издания — и гонорары зачастую были просто баснословными! (скажем спасибо Александру Сергеевичу). Одним из самых первых и самых популярных толстых литературных журналов считается «Библиотека для чтения» Сенковского. Собственно, само название уже намекает на содержание. Тут платили за каждый изданный лист, а публиковались здесь В. Одоевский, В. Даль, А. Марлинский, Н. Кукольник и не только. А. С. Пушкин, например, выложил тут свою «Пиковую даму».
В Европе, тем временем, дела тоже обстояли интересно. Конечно, каждый издатель платил писателю по-своему: кто-то за количество страниц, а кто-то — за количество знаков. Но давайте остановимся на авторе «Трех Мушкеторов» Александре Дюма. С ним связана одна интересная история, которая, помимо прочего, расширит ваш кругозор. Итак, приключения Д’Артаньяна и иже с ним автор публиковал в газете. Издатель платил за каждую написанную строчку, и тогда Дюма пошел на хитрость — писатель придумал для Атоса слугу, который разговаривает односложно. Обычно, его реплики ограничиваются «да» и «нет». Количество строк возросло, затраты сил почти не изменились, зато прибыль потекла к Дюма еще большей золотой рекой.

Федор Михайлович Достоевский, в свою очередь, умудрился получать гонорары за еще неизданные произведения. Дело в том, что автор очень часто нуждался в деньгах, поэтому брал заказы «наперед». То есть писателю говорили создать такое-то произведение, давали деньги и сроки — тогда Федор Михайлович садился творить, имея под собой эту «подушку безопасности».

Часть 3. На пороге современности

Пожалуй, пик гонораров в России наступает перед революцией — тогда Максим Горький получал 1200 руб. за лист, а Антон Павлович Чехов — 1000 руб. То есть, продав книжку длиной в десять страниц, можно было заработать на три года проживания в роскошном отеле. И это всего за одно произведение! Владимир Маяковский же официально становится миллионером: он заказывает дорогие авто из-за границы, путешествует и содержит всю семью Бриков.

Во времена СССР был создан «Союз писателей», который взял на себя контроль выплат и постарался сделать гонорары более-менее одинаковыми. Но тут мы в некотором плане возвращаемся к древнему Риму, в том смысле, что члены союза имели определенные привилегии. Будь то повышенная пенсия, льготы по квартплате, а может даже возможность получить дачу. Именно в XX веке начинается практика выплаты гонораров за один авторский лист (40 тыс. знаков). Но многие писатели зачастую получали деньги только за первый тираж книги. Хотя не бывает правил без исключений — Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», получал максимальные суммы за все свои тиражи и считался самым оплачиваемым советским писателем.

На протяжении XX века начинают появляться культовые фантастические произведения, по которым принимаются создавать так называемый «мерч» — будь то настольные игры, карточки, фигурки и т. д. Часть дохода от продажи всех этих вещей тоже отчисляется правообладателю — либо автору, либо его наследникам. Так, в 2011 году дети Дж. Р. Толкина, обладающие правами на книги отца, получили £0,6 млн с продажи мерчендайза — а это примерно 62 млн руб. Среди продукции были книжки, настольные игры, фигурки и даже детские деревянные дома в стиле нор Хоббитов.

Часть 4. Проценты, да и только

В это же время и за рубежом, и в СССР, формируется та система оплаты труда писателя, которой пользуются и сейчас. На данный момент, дела в издательствах обстоят так: авторский доход (роялти) рассчитывается от процента оптовой цены книги без НДС.
В каждом издательстве свое роялти, но обычно оно находится в пределах 8%-15%. При этом сам автор никак не влияет на формирование цены — стоимость книги зависит от затрат на редактуру, верстку, дизайн обложки, печать и т. д. Роялти выплачивается автору все то время, пока книга продается. Помимо этого, не стоит забывать и конкретно о гонораре — в некоторых издательствах он выдается сразу после поступления романа в печать. Но тут все зависит именно от условий договора, будьте внимательны, мелкий шрифт всегда самый коварный. Издательства иногда не готовы одновременно выплачивать и гонорар, и роялти. Либо же гонорар выплачивают в пользу роялти.

А как устроено в ЛитРес?

На ЛитРес: Самиздат вы сами устанавливаете цену на свою книгу и получаете роялти с продаж — здесь оно составляет от 25% до 35% за готовую книгу и 70%, если вы решите публиковать произведение по главам в формате Черновиков. Все зависит от выбранной вами лицензии. Деньги можно перевести на счет в конце квартала, если их сумма составит более 1000 рублей.
Вот что рассказывает Ольга Птицева, писательница и одна из ведущих подкаста «Ковен дур» о своем опыте заработка на ЛитРес: Самиздат:

Роялти я вывожу каждый квартал. У меня на Литресе есть роман и пару сборников, опубликованы они уже давно. Конечно, сразу после релиза они принесли достаточную сумму, чтобы поехать на выходные в Питер и выпить в любимых барах за творческое вдохновение и верных читателей. А то и пару раз. Но и сейчас роялти с Литреса — приятный бонус. Купить тёплую пижаму, вина и платьице, чем не писательская радость, правда?"

Чуть более лаконично о системе говорит писательница Евгения Кретова:

«У нас нет возможности самостоятельно регулировать выплаты роялти с Литрес — система формирует акты раз в квартал. Соответственно, так и выводим. Тратим роялти на все подряд. Я, например, живу „с пера“ — это мой основной доход»

Ну что же, а на этом наш небольшой экскурс в историю авторских гонораров заканчивается! Главное — помнить, что деньги это здорово, но творчество никто не отменял.

За материал благодарим нашего молодого автора Дениса Лукьянова.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: