Top.Mail.Ru

Сеттинг книги: что это такое

Что за услуги?
Реальный мир соткан из мелочей: мест, вещей, звуков, запахов, историй. Чтобы читатель поверил в реальность мира, который вы создаете в книге, в него нужно вложить те же детали. Вместе они составляют антураж истории или, иначе, сеттинг. Он состоит из трех уровней. Мы разберем каждый, а еще дадим несколько советов на примере сеттинга «Гарри Поттера».

Сеттинг в литературе

Этот термин используют в разных сферах: в играх, в психологии, в кино и литературе. В каждой из них слово «сеттинг» обозначает что-то свое, но общий смысл — среда, в которой происходит действие: место, время и условия.

В переводе с английского «setting» — это установка или настройка. То есть заданные условия мира внутри произведения, генеральная схема, в которую вписываются физические свойства, законы, социальное устройство, история и другие параметры мира.
Сеттинг помогает задать атмосферу и погрузить читателя в происходящее, поможет разобраться в вашем мире, особенно если он вымышленный. Если вы пишете серии книг, грамотное введение сеттинга станет удерживающим «крючком» для читателя, расставаться с вашей вселенной ему не захочется.
Примеры
Средневековый город, варварские нравы, грязь и звон мечей — элементы сеттинга антиутопии «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Школа волшебства, гербы факультетов, трапезы в Большом Зале, книги и камины — сеттинг фэнтези «Гарри Поттер».
Старый деревянный город, корабли, озеро, мальчишеский экипаж — сеттинг повести «Колыбельная для брата» Владислава Крапивина, написанной в жанре реализма.

Виды сеттингов

Литературный сеттинг может быть:
  • Реальным
    Средневековая Европа, современный город, Древняя Русь, Ледниковый период. Он чаще всего опирается на историческую эпоху;
Один из ярких примеров реального средневекового сеттинга — романа «Имя Розы» Умберто Эко. В нем есть место ярким историческим фактам, конфликтам и историческим личностям.
  • Вымышленным
    Средиземье, колдовской лес, мир роботов, алхимическая лаборатория, подводное царство. В этом случае выбор миров ограничен только вашей фантазией: фантастический или мифический мир; научно-фантастическая или параллельная вселенная; виртуальная реальность; утопия или антиутопия; альтернативная история или имитация реальности; будущее или постапокалипсис. Примеров может быть больше.
Вспомним «Дюну» Фрэнка Герберта. Действие книг разворачивается на песчаной планете Арракис. И это не просто планета, а детально проработанный мир в отдаленном будущем. Со своим летоисчислением, социальным устройством и вымышленными существами.

Уровни сеттинга

В сеттинге их можно выделить три. Чтобы создать убедительный и правдоподобный мир в книге, авторам нужно тщательно проработать все уровни сеттинга.
Физический сеттинг — это материальный мир, в котором живут герои. Иногда сеттингом называют картонный задник к театральной постановке. Вместе с декорациями и реквизитом это и есть физический сеттинг. Он включает:

✦ локации (космическая станция, исследовательский институт, квартира, школа, научная база, кротовый городок);
географию (карта мира; то, какие еще поселения и объекты, кроме описанных, присутствуют в мире);
предметы быта (одежда, транспорт, мебель, техника, пейзажи, артефакты, украшения).

Образец досконально проработанного физического сеттинга — вселенная «Властелина колец» Джона Толкина. В нем есть не только карта Средиземья, обычаи населяющих его народов, уникальные предметы быта и артефакты, но и целый «Сильмариллион», дополняющий картину мира.
Социально-культурный сеттинг — это социальное устройство мира. Благодаря нему читатель лучше узнает общество, в котором живут герои. Социокультурный сеттинг включает:

отношения между социальными слоями (начальники-подчиненные, дети-родители, богатые-бедные);
отношения между представителями разных общественных движений, культур, религий, каст;
политическое устройство (рамки, диктуемые законом, влияние власти, традиций);
культурную жизнь (увлечения, язык, уровень развития техники, мода, литература, периодика, кинематограф, история, обычаи).

Хорошо сделанный социокультурный сеттинг можно найти в антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла. Государство, правила жизни, идеология и даже язык «новояз» продуманы в ней до мельчайших подробностей.
Психологический сеттинг — это влияние обстановки на внутренний мир и поступки персонажей. Требуется кропотливая авторская работа, чтобы поступки героев были обоснованы, а причины поступков — понятны. Психологический сеттинг включает:

правила и нормы социума, которые влияют на психологию героев и их установки (мораль, традиции, общественное мнение, настроения масс);
влияние среды обитания (трущобы, джунгли, королевский дворец, мегаполис будущего — обитая в разных местах, герой будет вести себя и мыслить по-разному);
особенности личности самого героя (темперамент, характер, события из прошлого, которые влияют на его восприятие мира и поступки).

Яркий психологический сеттинг встречается в еще одной антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Ее герой, Дикарь, растет в резервации, а после попадает в цивилизованный мир. Это влияет на его восприятие окружающего, заставляет вести себя по-новому. Но Дикарь все равно придерживается воспитания и ценностей, полученных в родной среде.
Тщательно проработайте все уровни сеттинга, чтобы максимально погрузить читателей в свою историю. Так они не только дочитают произведение, но и будут с нетерпением ждать новинки.

Как написать сеттинг для книги

Несколько лайфхаков, которые пригодятся как новичкам, так и опытным писателям. Рассмотрим художественные приемы на примере книг о Гарри Поттере. Джоан Роулинг точно знает, как влюбить в выдуманный ей мир целые поколения читателей.

  • Играем по правилам
    Детали сеттинга не должны противоречить друг другу. Важно, чтобы выдуманные законы и правила действовали на протяжении всего произведения, а не менялись всякий раз, как это понадобится автору. В качестве антипримера вспомним маховик времени — элемент сеттинга, с которым связано множество логических дыр. Или некоторые предметы вроде летающего форда «Англия», которые впоследствии никак не проявили себя и стали одноразовыми артефактами.
    Когда речь идет о реальном сеттинге, не менее важно соблюдать законы придуманного писателем мира: физика, история, правдоподобность.
  • Прописываем уровни
    Литературный сеттинг — не только декорации, но и антураж истории. Для того чтобы читатель попал в Хогвартс, недостаточно нарисовать в книге гриффиндорскую гостиную и Большой зал. Нужно наполнить их:
    • второстепенными персонажами (ученики, привидения, животные, другие обитатели замка);
    • звуками (звон тарелок, выкрики заклинаний, смех, шипение зелий в котлах).
  • Делаем мир объемным
    Важно, чтобы в вашем произведении всюду чувствовалось дыхание придуманной вселенной. Если герои путешествуют по миру, пусть они упоминают о других городах, которые посещали раньше или хотят увидеть в будущем. Так читатель почувствует, что мир не ограничивается описанными локациями. В «Гарри Поттере» Гермиона периодически упоминает о своих родителях, которых в книге мы почти не встречаем, уезжает на каникулы к себе домой. Это дает понимание, что помимо реальности для волшебников и дома Дурслей существует и живет по своим законам немалый магловский мир.
    Даже если сюжет разворачивается в замкнутом пространстве, нужно сделать так, чтобы туда долетали весточки из большого мира, добавить туда другие элементы сеттинга. Когда в «Дарах Смерти» главные герои долгое время проводят в изоляции, их связью с реальностью становится волшебное радио, украденная книга и случайно подслушанные разговоры других волшебников.
  • Раскрываем через литературный сеттинг внутренний мир героев
    Сеттинг — это контекст, который помогает проявить персонажей, передать их настроение и мысли. В книге «Гарри Поттер и Дары Смерти» мы вместе с героями долгое время скитаемся по холодным лесам, дождливым пустошам и заброшенным, одиноким местам. Это передает унылое, подавленное состояние Гарри, Рона и Гермионы, хотя автор не говорит об этом напрямую.
    Обстановка с книгами, каминами и школой волшебства характерна для первых книг. В финале истории сеттинг меняется, становится мрачнее: руины Норы, разрушенный Хогвартс, темные тона. Все это рождает атмосферу тревоги, которая сменяет уютный, освещенный каминным пламенем замок, встретивший нас в первой части.
  • Продумываем больше, чем есть в книге
    Вспомните ресурс Wizarding World (бывший Pottermore), где Джоан Роулинг рассказывает о предметах, персонажах, заклинаниях и других деталях из мира «Гарри Поттера». Родословные древа, история волшебных школ, подробности о разработке гоночных метел… Всего этого не было в книгах, но все это было продумано писателем. Читатель чувствует, когда автор знает о своих героях и мире гораздо больше, чем вошло в историю. Это проникает в текст штрихами и мелкими деталями, но создает ощущение объема, показывает, что мир живет своей жизнью и за страницами книги.
  • Даем детали постепенно
    Многие авторы подробно рассказывают об устройстве мира уже на первых страницах. Это рискованный прием: есть шанс, что обилие информации скорее вызовет скуку, чем вовлечет в историю. Лучше вводить элементы сеттинга постепенно и ненавязчиво. Они должны быть рассыпаны по тексту — так же, как Гарри, вещь за вещью, заклинание за заклинанием, узнавал волшебный мир. Сначала это были странные события и пропавшее стекло, затем — волшебная палочка, спрятанная в зонте Хагрида, следом — Косой Переулок, каждый магазин которого таил новые подробности мира волшебников. Косвенное знакомство с сеттингом происходит вплоть до финальной части. Например, в «Дарах Смерти» читатель видит новые уровни Министерства магии и узнает, что сотрудники Отдела магического хозяйства носят мантии темно-синего цвета.
Вселенная без проработанного сеттинга — тусклая и плоская. Тщательно продуманные физическая реальность, общество и правила жизни дают объем, показывает читателю, что мир в книге, хоть и выдуманный, — но как настоящий. Именно в такие миры, с прописанными деталями, со множеством слоев, своей историей и традициями, читателю хочется возвращаться.

Как раскрывать сеттинг для читателя

  • Введение героя, для которого этот мир тоже в новинку
    Косвенно мы уже рассказали про этот прием выше — именно так вводила элементы сеттинга в «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. Такой способ удобен еще тем, что герой может задавать любые вопросы о новом мире, для вас это хороший шанс раскрыть любые исторические или концептуальные факты об этом мире.
    01
  • Потеря памяти или травмирующая ситуация
    Если герой ничего не помнит о своей жизни и мире, его тоже ждёт своего рода «знакомство» с миром и окружающими.
    02
  • Подсказки и проводники
    Можете подбросить главному герою чей-то дневник или свести его с таинственным незнакомцем, которые помогут раскрыть литературный сеттинг.
    03
  • Случайность
    Персонаж может стать свидетелем необычного происшествия или подслушать чей-то разговор. Другой вариант — оговорка или откровение другого персонажа, которые раскроют новые интересные детали.
    04
  • Описание
    Да, можно смело использовать слова автора. Этот способ сработает в любом произведении. Главное — следите, чтобы все элементы сеттинга вводились естественно и постепенно.
    05
Была ли статья полезна для вас?
Читайте также: