Создаем фэнтези об эпохе средневековья

Разбираемся вместе с писателем, как говорить о рыцарях, драконах и королях

Начинающие писатели часто отправляют своих героев в другие эпохи. Это может быть не только средневековье, но и античность, время индустриальных революций. Вместе с автором ЛитРес Томом Беллом, который работает в жанре фэнтези, написали чек-лист для путешественников во времени. Какие основные ошибки совершают неопытные литераторы и как их избежать? Рассмотрим на примере средневековья.

Забывают о мифологическом сознании

Люди со времен своего появления и, во многом, до сих пор, жили мифологическим (религиозным) сознанием. Для средневекового человека существование темных, божественных или колдовских сил было такой же реальностью, как для нас знание о космосе или о том, откуда дети берутся. Создайте собственные или эксплуатируйте реально существовавшие приметы, суеверия, верования и культы. Ваши персонажи могут быть доблестными рыцарями, драконоборцами, самураями или королями, неважно. Для них существовал потусторонний, пугающий, магический мир, и этот факт определял их поступки.
Отважный драконоборец может бояться ночных упырей, что шастают по городам под луной и сосут кровь.
Великий король может опасаться ведьм и устраивать на них охоту. А ну как, урожай погубят или, о ужас, подагру на него нашлют?
Безумный викинг мог наесться мухоморов, надеть на голову драную козью шкуру и представить, что превратился в медведя.
Советую почитать по данной теме роскошную книгу «Первобытное мышление» Люсьена Леви-Брюля

Не учитывают религиозный контекст

Религия, как проявление мифологического сознания и неотъемлемая часть эпохи средневековья, важна при проработке персонажей. Крестовые походы, религиозные войны, политические убийства, гонения и истребление иноверцев, колдунов и ведьм — лишь мизерный список, в котором можно и нужно черпать вдохновение. Иной раз ни одна писательская фантазия не сможет придумать того, что происходило в реальной истории.

Вооружившись этим знанием можно начинать работу над персонажами. Они могут верить в бога Одина (бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий) или быть его ярым противником, отстаивая свою верность богу войны Кратосу (младший титан, союзник Зевса в борьбе с титанами).

Не работают над речевыми особенностями персонажей

Речь персонажей зависит от уровня их интеллекта, знаний и места, где они жили и росли. Если ваш герой аристократ, который путешествует по своим владениям и общается с темными крестьянами, это должно быть видно по его манере общения.

Диалекты, бессвязная речь, заимствованные слова, заикания или слова-паразиты — все это сильно разнообразит повествование и покажет, как люди отличаются друг от друга. Но лучше не наделять главных персонажей ярко выраженными дефектами речи или особенностями произношения. Читатель быстро устанет наблюдать за его диалогами. Такой прием лучше использовать со второстепенными или эпизодическими персонажами.

Помните, что на дворе средневековье! Люди тех времен не покупали в бутиках джемперы из мешковины. Избавляйтесь от всех современных терминов. Порой лучше описать какой-то объект простыми словами, чем использовать одно, но современное. Не разрушайте атмосферу своих миров, если только это не художественный прием. Так в «Ведьмаке» Анджея Сапковского лешие и кикиморы жили рядом с «потестиквизиторами» и «мегаскопами».

Не думают об особенностях оружия и одежды своих персонажей

Викинг IX века не мог бегать по лесам в майке или шлеме с забралом, вооруженный аркебузой XV века. Такая дотошность может показаться неопытному писателю излишней, но читателю быстро наскучит книга, где вместо обещанного средневековья будут скакать киборги в рейтузах и стрингах.

Разнообразьте ваш мир деталями. К примеру, в месте, где живет главный герой, добывали качественную железную руду. Значит, он мог заполучить себе отличный меч или доспех.

А живи этот же персонаж где-то на юге, среди песков, он мог надеяться на оружие разве что собранное из навоза и палок или трофейный экземпляр. Помните, что разное оружие предназначалось для разных целей. Прежде чем наделить своего избранного-героя-спасителя-миров какой-нибудь особенной боевой косой из золота и платины, подумайте, для чего нужна такая коса. Да и сколько она будет стоить?

Самое лучшее, практичное и довольно дешевое оружие тех времен — это банальный топор! А копье и того дешевле. Пика или длинный меч отлично подошли бы для конного боя, если ваш герой рыцарь или просто всадник. Последнего, кстати, лучше всего вооружить луком и стрелами. Меч для всадника — самое последнее средство, когда он потеряет и коня, и лук.

Ничего не знают о лошадях

Кстати о лошадях. Друзья, вы вообще знаете, что такое лошадь? Это хитрая скотина, которая ищет любую удобную возможность, чтобы досадить своему всаднику. Она также опасна спереди, как и сзади. Она, правда, может стать верным другом, если приложить к этому много усилий.

Однако в книгах лошадь используется просто как средство для доставки персонажа из пункта «А» в пункт «Б». Помните, что лошадь ест, как молодой КамАЗик, и «выхлоп» у нее не меньше. Стоила она, по средневековым меркам, как нынешний мерседес. Иметь в собственности коня мог позволить себе далеко не каждый, да и не всякая лошадь подойдет для диких скачек по степям в компании орков. Настоящие боевые рысаки и мерины, специально натренированные не бояться сражения, были чем-то вроде космического корабля «Восток», на котором Гагарин улетел в космос. И по стоимости, и по значимости.

Историчность, бережное отношение к деталям, скрупулезная проработка окружающей персонажей действительности — вот что позволяет создать поистине живой мир, который станет настоящим участником повествования.
Телеграм-канал: https://t.me/tombell23
Группа «ВКонтакте»: https://vk.com/tombell23
Канал на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCAGUTiEAgoVwOwWjE62wqCg
Страница автора на ЛитРес: https://www.litres.ru/tom-bell/
Том Белл,
автор ЛитРес, пишет книги в жанрах фэнтези и остросюжетной прозы
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: