Должен ли фантаст разбираться в науке?

Оказывается научная фантастика может быть твердой и мягкой. Давайте разберемся, что это значит.
Что такое научная фантастика? Это произведение, основанное на фантастическом допущении, вымысле, который искусно смешивает реальную науку и фантастический мир, выдуманный автором. Это один из самых требовательных в работе жанров — потому что приходится иметь дело с научной стороной жизни человечества. Но насколько глубоко надо знать науки? И может ли фантастический факт просто присутствовать в книге, без всякого объяснения? В этом поможет разобраться автор ЛитРес Елена Чара Янова.
Для того, чтобы как-то разобраться в этом вопросе, портал TV Tropes, посвященный мировой художественной литературе, изобрел свою шкалу твердости научной фантастики. Главный критерий — насколько фантастическое допущение соответствует реальности? Самая «алмазная» научная фантастика — та, которая почти нигде читателя не обманывает. Самая «мягкая» предлагает в фантастические факты просто поверить.

Разберемся? Давайте начнем с произведений самой блистательной и самой «твердой» научной фантастики и закончим самой фантастичной из фантастичных, а измерять твердость будем по шкале от 1 до 6 баллов. Поехали!

6 баллов: минимальное количество фантастических допущений

По факту это даже не художественная литература, а футуристический прогноз. Например, «Роскосмос» планирует отправить космический корабль «Орел» с космонавтами на борту вокруг Венеры в исследовательскую миссию в 2030 году. Хорошая завязка к фантастическому роману, правда? Но нет, это прогнозируемая реальность, пусть и звучит пока, как фантастика.

5 баллов: достоверная научная фантастика

Это твердая НФ, в которой автор старается соблюдать существующие законы природы, учитывать современные ему научные достижения и знания, а на их основе предполагает, как будет выглядеть будущее с технической и социальной точек зрения. Примером классики твердой НФ можно назвать книги Айзека Азимова, Станислава Лема, Ивана Ефремова. Они стараются каждое фантастическое допущение обосновать и объяснить, описать не просто полеты в космос или развитие робототехники, а попробовать погрузить читателя с головой в этот мир.

В «Марсианине» Энди Вейера происходит то, что пока еще не случилось, но потенциально может произойти. Человек может полететь на Марс? Да. А спуститься, чтобы исследовать Красную планету? Да. А вдруг произойдет буря, и один из космонавтов там и останется? Почему нет! Самое время сказать, что у этого типа фантастики есть подпункт — футуристическая НФ.

Снова 5 баллов: футуристическая научная фантастика

Для твердой научной фантастики обычно делаются и технические, и социальные фантастические допущения. Футуристическая НФ обращает внимание прежде всего на общество и культуру человечества. Как будет выглядеть жизнь, если… И тут широчайший спектр предположений.

Эрнест Клай и в своем романе «Первому игроку приготовиться» спрашивает: что будет, если виртуальная реальность и многопользовательские игры охватят весь мир в одной глобальной игре? Как это повлияет на общество, как будут вести себя люди, каким будет этот новый мир?

Лучше всего, пожалуй, с этим подклассом твердой НФ знакомиться на примере книги Андрея Столярова «Футуроцид».


А помните, как изящно поиронизировали на тему придуманного будущего и жизни человечества Аркадий и Борис Стругацкие в романе «Понедельник начинается в субботу», когда программист Сашка Привалов в книжное будущее на мопеде времени путешествовал? Советую, если не читали!


А для футуристической научной фантастики, которая морально устарела, придумали даже целый термин — «футуроржавчина». Например, «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна — великолепный образец научной фантастики, невероятной для своего времени, но не так уж фантастичной сейчас. Но разве от этого книгу стало неинтересно читать? Отнюдь нет.


4 балла: классическая твердая научная фантастика

Этот подкласс научной фантастики строится на одном большом допущении. Например, у Лю Цысиня в «Задаче трех тел» внимание сосредоточено на решении этой самой задачи о трех телах. Или у тех же братьев Стругацких в «Пикнике на обочине» кто-то неизвестный словно бы расстрелял землю из большого револьвера — и на нашей планете появились 6 аномальных Зон.

А тоже пишу фантастические романы. Работаю как раз в этом сегменте НФ. В романе «Доказательство Канта» я предполагаю, что где-то во Вселенной есть жизнь на основе кремнийорганики. Параллельно человечество активно космос осваивает. А теперь сложим одно с другим и посмотрим, что получится. Причем допущение может быть как одно и большое, так и несколько, но не глобальных — например, у Сергея Лукьяненко в «Пороге» и «Пределе» допущений достаточно много, но они не противоречат физике, биологии и прочим наукам.

3 балла: как говорится, наука вошла в чат

В относительно твердой НФ фантасты стараются соблюдать законы природы и науки настолько, насколько это допускает идея произведения. Акцент в таких книгах делается не на науку, а на социум, политику, интриги, расследования, любовь и дружбу, эпос и героику. Это, например, «Гиперион» Дэна Симмонса или сага о Майлзе Форкосигане Лоис Макмастер Буджолд.

Эти миры продуманы, логичны, физичны и биологичны. В них интересное социальное и культурное устройство, в них работает наука и техника, в них гармонично сочетается и стремление пофантазировать, и стремление обратить внимание на героев, и научная сторона.

2 балла: наука заявлена, но соблюдение ее законов довольно условное

Например, в «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса полным-полно разных наукообразных штук. Или в рассказах Роберта Шекли — еще больше. Но в целом держатся они все на 2 китах:
• на идее;
• на честном слове.

Просто поверьте в то, что существует робот Марвин, что он умнее человека в 50 000 раз. Или что придумали самообучаемую страж-птицу. Или что есть гигантский улыбающийся рот, который с удовольствием ест активную протоплазму — и это универсальное оружие.

«История твоей жизни» Тэда Чана, по которой потом сняли фильм «Прибытие» — отличный рассказ. Он в большей степени про лингвистику, а не фантастику. Но и против фантастики и лингвистики автор ничем не погрешил. Такой научной фантастики огромное количество, и вся она не про науку, а про размышления о людях, о технологиях, о будущем, о том, что будет, если. Вообще вся научная фантастика, если так подумать — об этом.

1 балл: от науки осталось одно название

А кроме названия еще какое-то таинственное вещество/существо/металл, благодаря которому быстро и легко решаются все проблемы на свете. Среди фармацевтов препараты, работающие на эффекте «плацебо», называют «фуфломицином». В среде фантастов такие волшебные элементы называют условно «хрендостаний». В фильмах вы часто можете их видеть — это, например, вибраниум во вселенной Марвела, дилитиум в «Стар Треке». В литературе «хрендостаний» используется реже. В книгах либо просто все работает, потому что должно работать, либо внимание уделяется героям и их приключениям, а научная составляющая уже идет постольку-поскольку.


И тут уже можно вести речь о широком спектре жанров на стыке с научной фантастикой. Например, это любовная космическая фантастика, где есть межпланетные перелеты. Как они работают не так уж и важно, читателем интересней отношения главных героев. Или боевая космическая фантастика со смелым и отважным героем, который владеет разными видами оружия. И не имеет значения, как они работают.

Советы авторам научной фантастики

  • Определите для себя идею и смысл книги. Если у вас сложный мир со своими взаимоотношениями, своей техникой и другими расами, присвойте условный класс твердости 3 и потрудитесь. Пропишите расы, пропишите для себя допущения, обозначьте основные линии технического, культурного и социального развития. Только так читатель будет готов поверить в новый мир.
  • А если, скажем, это роман про бравого капитана космического корабля и его приключения? Стычки с контрабандистами и высадки на новые планеты, сложности с другими культурами и любовь к инопланетянке – присвоим условный класс твердости 2. Если хотите – объясняйте, если хотите – сделайте фактом своего мира.
  • Если же, например, у вас превалирует любовная линия, бои или политика – сосредоточьтесь на них! Присваиваем условный класс твердости 1 – и не надо описаний науки на несколько страниц.
  • Но если вы заявили научную фантастику классов 3, 4 и 5, пожалуйста, будьте готовы читать и консультироваться, раскапывать статьи и учебники, бегать к специалистам и принимать упреки в том, что вы где-то что-то недоработали.
  • Никогда не переживайте, если вам указали на ошибку! Один человек не может всего знать. Ошибки – это совершенно нормально. Станислав Лем в «Солярисе» не говорил о глубине планеты-океана, но суровая физика такова, что при приблизительно близких к Земле размерах планеты он не мог бы быть глубоким. А он был. Давление атмосферы на Марсе не допускает вероятности возникновения пылевых бурь, одна из которых и унесла Марсианина у Энди Вейера. Но она взъярилась и унесла.
  • Если задумали фантастический роман с уклоном в утопию или антиутопию, в любовную или боевую линию, читайте и исследуйте профильные материалы: социологию, психологию, тактику и стратегию боя. Сосредоточьтесь больше на них. Читатель в любом случае скажет вам спасибо за тщательную проработку вашей Вселенной.
  • Пусть вы не разбираетесь в физике или химии, астрономии или биологии, но хотите использовать образы ученых, космоса, межзвездных перелетов и научных открытий – так используйте в полной мере! Просто старайтесь не вдаваться в конкретику, если текст и жанр того не требуют.
Личная страница во «ВКонтакте»: https://vk.com/chara_wolf
Авторская группа во «ВКонтакте»: https://vk.com/predelhayflicka
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/author/elena-chara-yanova/
Елена Чара Янова,
научный фантаст, автор ЛитРес
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: