Издательство или самиздат — что выбрать?

Разбираемся, где лучше публиковать книги и сколько может зарабатывать автор

Путь начинающего писателя не заканчивается, когда он ставит в книге последнюю точку. Нет, в этот момент все только начинается! Впереди главный вызов — выпустить книгу. Есть 2 возможности:
• послать рукопись в традиционное издательство;
• самостоятельно опубликовать книгу через издательскую платформу.

Давайте вместе с вами разберем все шаги от выбора площадки до публикации. А заодно сравним, какие условия предлагают в издательствах и в самиздате. Для вашего удобства основные отличия издательств и издательских платформ мы собрали в одну таблицу. Если вы хотите изучить какой-нибудь из пунктов подробней, переходите к соответствующей главе этой статьи.
  1. Порог вхождения в издательство и в самиздат
Издательства делают ставку на известные имена. Все банально — они хотят зарабатывать на продажах книг. Книгу популярного писателя обязательно купят, а никому не известного новичка, наверное, нет. В цикле производства печатных книг задействовано много участников. Издательство вкладывает большие средства, а прибыль получает одним из последних. Поэтому оплачивать тираж малоизвестного автора, скорее всего, никто не будет — большой финансовый риск. По этой причине, кстати, издательства любят работать с блогерами или медийными личностями — у них есть своя аудитория, а значит затраты окупятся.

Это серьезное ограничение для начинающего автора. Мы не говорим, что издатели отказывают всем новичкам, но придется пройти жесткий отбор. И не всегда он справедливый. Часто новых авторов берут в так называемые серии: детективы, любовные романы, фэнтези и фантастика и т. д. Если, по мнению издателя, ваше произведение не подходит для этой серии, его не возьмут. И это совершенно не значит, что вы написали плохую книгу. Просто она не соответствует ожиданиям редактора.
Главное отличие
Издательство может отказать писателю просто из экономических соображений. Самиздат открыт для всех. Никакой редакционной политики, запретных тем, необоснованных ограничений. Единственный судья — аудитория. Читатели сами решают хорошая книга перед ними или нет, голосуют за понравившиеся произведения рублем.
Важное требование — ваши тексты должны соответствовать законам РФ. В остальном полная творческая свобода. И многие авторы ценят такой подход. Согласно исследованию ЛитРес треть всех электронных книг, выпущенных в России, — это самиздат.

Кто-то может сказать, что отсутствие жестких рамок отражается на качестве публикуемых книг. Это не совсем так. Издательские сервисы отказываются от лишнего контроля, который может быть губителен для писателя. Хорошо написанные книги станут популярны, слабые произведения — будут продаваться плохо. Цель в том, чтобы дать каждому автору проявить себя. А читатели уже сами рассудят, какой автор им больше по душе.
2. Время ожидания ответа

Вы отослали рукопись и ждете письма от редактора. Издательство может месяцами молчать и держать вас в подвешенном состоянии. Представим, что пришло заветное письмо с обещанием взять ваше произведение в работу. Вы подписываете договор… и еще несколько месяцев ничего не происходит. Много времени уходит на редактуру и согласования, если вы еще никому не известный молодой писатель.

Самиздат позволяет опубликовать свой текст за 2−3 дня, максимум — 7 рабочих дней! Именно столько нужно для модерации и проверки текста на соответствие законам РФ. А дальше ваш роман, повесть или сборник рассказов попадают в руки к читателям. Кстати, ЛитРес дает возможность публиковать не только законченные произведения, но и черновики. Последний формат позволяет публиковать книги по главам. Черновики проходят модерацию вообще за сутки.


3. Редактура и подготовка к публикации
Издательство может влиять на сюжет произведения, просить внести серьезные правки. Это нужно, например, чтобы книга вошла в серию. Иногда правки противоречат замыслу автора, и ему приходится выбирать между тем, что он хотел сказать, и тем, что нужно издательству.

Публикация в самиздате дает писателю творческую свободу. Никто не навязывает своего видения. Если вы нуждаетесь в помощи, в ЛитРес есть услуги редактора и корректора. В чем между ними разница, рассказываем в этой статье. С помощью специалистов у вас получится убрать провисания сюжета, улучшить текст, исправить возможные пунктуационные и грамматические ошибки.

Точно такая же ситуация складывается с версткой и созданием обложки для книги. В издательстве все эти этапы контролирует ваш редактор. С вами могут не обсудить обложку. Или показать ее, но учесть лишь некоторые ваши пожелания. Издательская платформа позволяет полностью контролировать процесс. Если возникнет потребность в помощи профессионалов, то мы предлагаем соответствующие услуги. К тому же многие материалы ЛитРес публикует в открытом доступе, например, в этом блоге. Мы уже собрали статьи о том, как оформить книгу в редакторе, как продвигать свои произведения, как зарабатывать писательством. У нас опубликовано несколько сотен материалов, которые могут быть полезны начинающим авторам.
4. Расчет роялти
Тут все просто: у самиздата выплаты авторам в разы выше, чем у издательств. В первом пункте мы уже писали про затраты, которые несут издательства на публикацию бумажной книги. У издательских платформ расходов меньше, поэтому есть возможность давать высокий процент роялти.

Вместе с ЛитРес даже начинающий автор получит 25% на старте. В издательствах такие цифры не фигурируют в договорах даже опытных писателей, исключение — топовые авторы. Средняя ставка роялти в издательствах — 10−15%, а для новичков иногда и 8−10%. ЛитРес позволяет получать до 70% роялти, если вам присвоен продвинутый статус. Что для этого нужно, читайте в материале нашего автора.
5. Авторские права
Издательства чаще всего забирают исключительные права на все виды лицензий себе: не только на издание печатной книги, но и на электронную книгу, аудиокнигу и экранизацию. Получается, что в течение нескольких лет (обычно договор заключается на 5 лет) вы не сможете распоряжаться своим произведением.
СОВЕТ
Лучше не давать издательствам права на электронные и аудиокниги, а публиковать свои произведения самостоятельно на площадках. Так вы будете получать больше роялти. О том, как они начисляются, смотрите 4 пункт этой статьи.
ЛитРес ведет более гибкую политику. Вы можете предоставить платформе неисключительную (у вас останется право публиковать книгу на других платформах) или исключительную (публикуетесь только на ЛитРес, но получаете больше роялти) лицензию на ваши произведения. Вы решаете выпускать аудиокнигу по вашему роману или нет, и по какому виду лицензии это делать.
6. Доступность аудитории
Печатные книги стоят дорого, что отсекает часть аудитории. Даже радостная новость о хороших продажах может привести к разочарованию — долгому ожиданию дополнительного тиража. Если вы начинающий автор, то не все книжные возьмут ваши произведения на реализацию. Иногда писатели сами платят за тираж и за то, чтобы попасть на полку в магазине. Но чаще всего это полка, которую сложно найти с первого раза, потому что на уровне глаз выкладывают только бестселлеры и громкие новинки.

ЛитРес публикует электронные книги. Следовательно, их всегда легко найти, они доступны читателю в любое время без дополнительных вложений со стороны писателя. Сколько в течение месяца может прийти покупателей даже в самый популярный книжный магазин? Несколько тысяч, пусть, несколько десятков тысяч человек. Аудитория ЛитРес — 30 млн читателей ежемесячно.


Если вы хотите получить именно печатную книгу, то закажите тираж от 30 экземпляров в ЛитРес. Тираж можно разыграть среди подписчиков, продавать через свои соцсети, дарить знакомым. Подробности читайте тут.

7. Продвижение книг
Часто издательства тратят бюджет на продвижение известных авторов, потому что это точно принесет продажи. Новичкам приходится туго, почти всем нужно заниматься самостоятельно. Издательства делают анонсы в соцсетях и могут устроить по запросу со стороны автора презентацию книги. Остальное ложится на плечи писателя.

Самиздат тоже требует от автора некоторых усилий. При этом работа с читателями у digital-платформ выстроена лучше. ЛитРес бесплатно включает книги в подборки, устраивает акции со скидками для читателей, собирает тематические полки. Если этого мало, можно заказать услуги по продвижению. Работа с издательской платформой — это сборка конструктора. Вы выбираете те услуги, которые вам действительно нужны, и отказываетесь о тех, которые кажутся вам лишними.
Телеграм-канал: https://t.me/annapest_armageddon
Анна Пестерева,
журналист, редактор блога ЛитРес.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: