Top.Mail.Ru

Как сделать мерч по книге: советы авторов Литрес

Что за услуги?
Мерч — дополнительный инструмент продвижения. Сувениры можно разыгрывать среди читателей или отправлять блогерам вместе с книгой для обзора. Это неотъемлемая часть личного бренда писателя, который, если над ним работать, способствует узнаваемости и росту продаж. Мы поговорили с авторами и разобрались, как делать хороший мерч и что сейчас в тренде.
Мерч — это любая атрибутика бренда, в нашем случае — бренда писателя и/или его книги. Значки, открытки, кружки, блокноты или одежда — все это может стать мерчем, если на них появятся, например, название книги, имя писателя или изображение героев.

Яна Ткачева: «Начинайте работать над мерчем еще во время написания книги»

Я издающийся автор и владелец небольшого магазинчика соевых свечей и мерча ЯНАВАРИЛА. Собираю книжные боксы для себя и других авторов. Мне кажется, что свечи, закладки и открытки с героями всегда останутся классикой. Довольно популярны и акриловые стенды (это плоские фигурки персонажей, смотрите изображение). Ассортимент огромен! А мой магазин мерча в последние месяцы захватили открытки с рельефным тиснением и пластиковые закладки с прозрачными элементами.

Книжный бокс — это набор, который состоит из книги и сопутствующих и связанных с историей предметов. Чем уникальнее будут элементы бокса, тем интереснее: пины, кружки, брелоки, футболки, плакаты, открытки, закладки… что угодно!

Пример акрилового стенда
Когда я писала первую книгу, поняла, что, рассказывая о работе над текстом или публикуя выдержки и цитаты, я ничего не могу предложить аудитории для визуализации истории. Именно поэтому я стала сотрудничать с художниками и заказывать арты.
Потом мне и самой захотелось создать что-то своими руками. Так начался путь в мир свечеварения. Ходила на курсы, училась, придумывала бренд, а потом сделала первую коллекцию ароматов. Поначалу свечеварение казалось мне невообразимо сложным процессом, но глаза боятся, а руки делают, как говорится.

Начиная создавать аромат для книги, я обязательно подробно знакомлюсь с историей. В идеале, конечно же, читаю. Но если время поджимает, то прошу автора помочь мне. Важно все: время года, когда происходят события, сеттинг, запахи, которые фигурируют в истории. После этого я сверяюсь со своими таблицами, чтобы понять, какие ароматы, необходимые мне, сочетаются между собой наилучшим образом. Варю тесты и уже на готовых образцах наблюдаю, какое сочетание подходит именно этой истории. Процесс не самый простой, но увлекательный.

Свеча, сделанная к выходу книги

Советы по созданию мерча

  • 1
    Начинайте работать над мерчем еще во время написания книги. Художники не всегда работают быстро, а у хороших специалистов может быть очередь.
  • 2
    Перед началом работы с художником поинтересуйтесь требованиями типографии к печати открыток и другого мерча. Сначала я ничего об этом не знала, и для меня стали открытием такие понятия как «вылеты для печати», «разрешение rgb» и т. д. Не все вопросы можно переделать после отрисовки.
  • 3
    Спрашивайте мнение аудитории. Это бывает полезно, чтобы понять, что хотелось бы видеть именно вашим читателям. Я изначально проводила опросы в Telegram. К примеру, мои читатели не очень любят плакаты, зато открытки с персонажами, свечи и акриловые фигурки идут на ура. Также зашел ход с добавлением в книжный бокс чего-то съестного (крутой сырный попкорн). Но тут нужно смотреть на запрос, потому что вкусы у всех разные.
  • 4
    Распространяйте мерч либо через свои каналы, либо через договоренности с книжными блогерами. Они делают красивые распаковки, показывают мерч у себя на канале, это помогает узнать о вашей истории большему числу людей.

Кристина Робер: «Прежде чем делать мерч, ответьте на 3 вопроса»

Сейчас актуальны открытки, закладки, брелоки, шопперы, акриловые стенды, суперобложки, стикерпаки и свечи. Недавно стали популярны картины по номерам, мини-комиксы, открытки-таро.

Я начала с малого и нарисовала простенькие стикеры для телеграм. Если регулярно их использовать в переписках, в своем канале, то картинки примелькаются, вызовут у читателя узнаваемость. Но они мне так понравились, что сразу же собрала их в стикерпак и отдала в печать. На очереди — открытки.

Если бюджет позволяет, можно делать мерч с художником. А можно попробовать рисовать самостоятельно. Выбор за вами.

Стикерпак в Telegram
Я решила научиться рисовать — хотя бы изучить азы, чтоб проще было составлять техническое задание (ТЗ) художникам. Зависала на ютубе, смотрела всякие туториалы (видеоинструкции) и спидпэинты (процесс рисования, снятый на камеру и смонтированный в ускоренном режиме). Вдохновилась, захотела попробовать. Еще помогает насмотренность: я изучаю свое лицо, рассматриваю чужие иллюстрации, наблюдаю за светом, подмечаю нюансы.

С романом «Полусолнце» мне очень повезло: сама я не делала никакой мерч, все сделали кудесники, специализирующиеся на мерче по популярным историям. Кто-то из них прочитал книгу и вдохновился, кто-то просто узнал о громкой новинке. Ко мне напрямую обращались владельцы мерч-магазинов за подтверждением. И, конечно, я была не против! Что касается открыток с официальными артами из книги, то я работала с художницей Варей (heybambie). Все сложилось как нельзя лучше: мы начали сотрудничать задолго до выхода книги, понимали друг друга с полуслова. Союз – мечта.
При выборе художника важно понять, в каком стиле вам нужны иллюстрации. Допустим, если вы хотите стилистику комиксов, а художник специализируется на семи-реализме — хоть убейся, вы не получите нужный результат.

Советы по созданию мерча

  • 1
    Перед тем, как начать делать мерч, ответьте на 3 вопроса:
    Какой конкретно мерч вы хотите сделать?
    Какой у вас бюджет и сколько времени займет работа?
    Для какой аудитории вы делаете мерч: читатели или блогеры?
  • 2
    Мерч для блогерской рассылки — подумайте, кому отправлять. Изучите профили или спросите напрямую, если знакомы лично. Важно, чтобы блогер был рад подарку и захотел показать его подписчикам. Мы вот недавно дошутились до того, что им всем нужны мерчовые трусы! Ну прекрасно, делаем! И посмеемся, и блогеры довольны.
  • 3
    Мерч для читателей – спросите напрямую. Я делаю опросы и выбираю позиции, за которые голосует большинство. Многие мои читатели хотят календари, а я их вообще не люблю и не подумала бы сделать, если бы мне не подсказали.
  • 4
    Перед началом работы обязательно изучите требования к макетам, которые можно найти на любых сайтах типографий, чтобы рисовать в соответствии с этими требованиями – это здорово сэкономит время. Казалось бы, что может пойти не так? Вот я сижу себе, спокойно рисую, а потом хочу отдать арт в типографию. А мне говорят: у вас рисунок в одной цветовой схеме, а надо – в другой. Цвета на печати будут не такие.
  • 5
    Чем внимательнее вы изучите свою аудиторию и требования типографий, тем больше времени сэкономите на создании мерча.
Яна Ткачева
Кристина Робер
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: