Top.Mail.Ru

Что важнее: продвижение книги или бренда писателя?

Что за услуги?
Любой писатель, который только начинает свой путь, обязательно задумывается над тем, как примут его произведение, как о нем узнают, и как оно будет продаваться. Но тут назревает актуальный вопрос. Что важнее: личный бренд или продвижение книги? Попробуем разобраться, а заодно вспомним паблик-ток ММКЯ 2021 с участием писательниц Евгении Кретовой, Алекс Передерий и Миры Яниной.

Считают ли писательницы, что у них есть авторский бренд?

Алекс Передерий: «Да, однозначно. У меня есть писательский бренд и я над ним осознанно работаю. Я осознанно его создавала и продвигаю по мере своих сил».
Но не каждый автор может похвастаться такой же уверенностью. «Я надеюсь, что этот авторский бренд у меня есть, я на пути. Мне есть куда расти, и я еще не нашла всех своих читателей», — рассказывает Евгения Кретова.
Автор блога в @books_of_mira Мира Янина говорит, что у нее пока нет бренда. Он не сформирован, но она хотела бы, чтобы с ее именем ассоциировался определенный жанр и определенный тип книг.

Безусловно, у каждого писателя свой взгляд, и это абсолютно нормально.

Как же они начинали продвигать собственное творчество, когда написали первую книгу?

Вот их первые шаги, которые можно и нужно брать на заметку:

Евгения Кретова начала осознанное продвижение себя, как автора, через систему литературных конкурсов. «Возможно, это не самый популярный и надежный способ продвижения, потому что участвует в конкурсах сотни и тысячи авторов, а выигрывает один» — говорит она. Но именно участие во всевозможных конкурсах начало «приносить какие-то плоды, пошли победы и стала распространяться какая-то информация обо мне. На волне этой популярности я стала формировать то, что сейчас мы называем авторским брендом».
Но если у одних все идет, как по маслу, то другие сталкиваются с препятствиями и преодолевают тернистый путь. Таким он был у Алекс Передерий: «Мой путь к продвижению прошел через дикое сопротивление, ярость, потому что, когда я написала свою первую книгу, то мне казалось, что я сделала достаточно. Я дала ее почитать людям, и мне пришла от профессиональных писателей хорошая обратная связь. «Вау, ну все. Можно отправлять в издательство», — подумала я. Отправила, но мне пришли ответы, что это не формат. Я задумалась, а что мне делать дальше? Мне сказали: «Ты выложи ее бесплатно в интернете и может быть кто-нибудь ее почитает». В смысле бесплатно? Я три года работала над книгой, вложила в нее денег. Там авторские иллюстрации. И вы хотите, чтобы я выложила бесплатно в надежде, что кто-то это купит? Тогда меня спросили: «А что ты собираешься делать? Идти в электричку продавать свои книги или стоять на ярмарках у латка?» Я говорю: «А почему бы и нет?»

Алекс не понимала, как работает реклама, а конкурсы ничего не давали. Она напечатала экземпляры, пошла на ярмарку, их начали покупать, и тогда она задумалась: «А может не все советы одинаково полезны?»
А вот у Миры Яниной сложилась ситуация, которая кардинально отличалась от предыдущих. Она начала с нон-фикшн. На тот момент у нее уже был текст под названием «У вас будет двойня. Как выживают родители близнецов». Когда Мира дописала эту книгу, поняла, что ее как-то надо продвинуть, ведь столько было вложено. «Я на ней, как на кошках тренировалась», — признается она. Был заведен блог, Мира начала писать мамам двойняшек, что есть такая книга, то есть прямо «просилась на рекламу». «Сначала на меня подписались 50 человек, потом 100, а потом стали приходить вот эти мамочки и как-то блог вырос до 600 человек. В этот момент я решила, что пойду в сторону блоггинга».

Были ли авторы раньше на офлайн презентациях и помогали ли они им?

«У меня как раз первые офлайн презентации были связаны с конкурсами. Там были очень смешные истории, — рассказывает Евгения, — Дело в том, что чуть раньше, чем «Электронная буква» и сборник «Дом с панорамными окнами» у меня случилась победа на новой детской книге. Книга «Альтераты: миссия для усопших» — это триллер для подростков. Был такой шок, когда я приходила на интервью и журналисты говорили: «Вы знаете, в статье мы напишем слово альтераты, а вот все остальное мы не будем писать, потому что не хотим пугать родителей», — рассказывает Евгения.
«Я аудиал. Писатель, но аудиал», — признается Алекс. «До коронавируса был замечательный книжный клуб, книжный магазин, в котором было печенье, пряники, блинчики, вино и там можно было собираться, говорить о литературе, о продвижении. Я с удовольствием организовывала общие встречи для читателей, для писателей, чтобы просто пообщаться вживую. Для меня эта энергетика очень важна. Моя большая аудитория, она, наверное, все-таки оффлайновая».

А вот Миру Янину в большинстве случаев приглашают на онлайн-мероприятия. «Называйте место, время, тему и, если я свободна, то приду», — говорит писательница. «Так получилось, что в последнее время это какие-то конференции, эфиры в соцсетях. Мне это привычно и очень удобно. Надеваешь пиджак, садишься, где у тебя светло дома, и все».

На любой встрече или презентации авторы хотят познакомить читателя поближе со своим произведением. Как и где писательницы рассказывали о своей первой книге?

Евгения Кретова начала свой путь с ЛитРес: Самиздат. Ее книга стала лауреатом на конкурсе, который организовывался ЛитРес и LiveLib. И только спустя три года она нашла своего издателя. «Сейчас готовим вторую и третью часть. Здорово использовать те возможности, которые нам даёт интернет, которые нам дает ситуация удаленности и онлайн жизнь», — говорит писательница.

Таким может быть один из вариантов работы автора: благодаря конкурсам и премиям он попадает в разные издательства и заявляет о себе, но Алекс Передерий предупреждает и говорит: «Не все конкурсы могут быть полезны, а некоторые могут быть очень даже вредны, потому что половина литературных конкурсов — это самосуд, когда люди разбиваются на группы и анонимно судят друг друга. Анонимно. Тут просто надо понять, что на тебя выльют ушат и ты должен иметь силы, чтобы из этого ушата выделить что-то полезное для себя, реальную критику, а не просто „автор, убей себя об стену“. Никогда не читайте отзывы вечером, потому что спать потом не будешь, лучше с утреца».
А вот как дела обстояли у Миры Яниной: «Книгу „Хомо, Деус, Андро“ я изначально реализовывала только через свой блог. Я подумала, чем я могу выделиться среди конкурентов, что я могу дать читателю? Решила, что мой читатель достоин получать книгу в красивой обложке, а вернее в красивой упаковке. Это сыграло свою роль, потому что, когда я видела, что под новый год книга дошла до читателей, как они под елочкой развязывают бантик и открывают, то был какой-то детский восторг. Ты сам просто наполняешься. Человек еще даже не прочитал книгу, не открыл, а он уже рад, что подарок получил. Плюс в книге есть QR код, который идет на атмосферный плейлист. Я еще делала открытки. Читатель мог выбрать одну из трех в подарок и чуть позже я сделала блокнотики, которые шли в составе боксов».

Алекс Передерий тоже рассказала: «Меня пригласили друзья, подарили билет на ярмарку и сказали, что у меня будет целый стол. Тогда я задумалась над тем, а что у меня там будет? Сделала значки, открытки, наклейки. Человек взаимодействует не только с книгой, буквами, а он взаимодействует целиком с моим миром. Где-то есть аудиорассказы, где-то есть видеоролики, а еще где-то комикс. Вот мы думаем над короткометражкой. Мы выбираем тот способ, в котором лучше всего будет смотреться моя идея. Мерч — это часть моей писательской работы. Я делаю все в основном своими руками или договариваюсь с художниками».

Обложка для книги, как лицо для человека. Очень важно продумать ее от и до. Как же авторы работают над ее созданием и что самое главное надо донести до художника?

«Мне кажется, что в любом деле надо ставить качественное тз, если в финале ты хочешь получить хороший результат. Человеку надо объяснить, чего ты хочешь», — Мира Янина.
«У меня была мечта, чтобы обложку оформила Ольга Закис, но у меня не было с ней никакого контакта. Совершенно случайно мы познакомились в соцсети, начали общаться и договорились об оформление книги. У меня одна книга, но я на драйве написала, что у меня три и мне нужно оформление. Ольга согласилась, но попросила рассказать подробнее о всем цикле. Я написала весь бэкграунд, весь синопсис по будущим еще книгам, которые только в зачаточном состояние. Рассказала основные концепции, крючки по этой истории. В 2019 году на ММКЯ мы встретились лично и у нас случился мозговой штурм. Человек начал творить на какой-то своей волне, и я не вмешивалась в процесс, а затаив дыхание ждала, когда мне придет картинка. Ожидала чего угодно, но не думала, что это будет ребус, в котором будет заложено все: и энергон, и это устройство, и девочка, и корабль и вообще сама идея книги, но самое главное, что когда я увидела вторую и третью часть, то поняла, что обречена дописать эту историю до конца, чтобы эти обложки увидели все», — Евгения Кретова.
«Во-первых, у меня не было никаких связей и пониманий, какой художник мне может это нарисовать. Мне отвечали люди, но пропадали. Два года мы делали обложку книги. Потом нашли человека, которому я написала: „Должно быть два главных героя, чтобы был Марс, и с Марса сходил импульс“. В итоге он мне присылает обложку где какая-то сетка, какие-то два не главных героя, но стоят и какая-то зеленая планета. Я говорю: „А где Марс?“ Как оказалось, Марс был зеленым, и с этим художником мы попрощались. Мне повезло, что у меня есть хороший знакомый дизайнер, который просто сказал: „Ну давай я прикину, как твои иллюстрации могут быть“. Он сделал, а потом дошли до финальной обложки. Теперь я сотрудничаю только с одним художником. К обложкам есть определенные требования, это не будет смотреться просто, если кто-то возьмет красивую картинку, как бы круто она не была нарисована. Это не будет обложкой книги. Это нужен опытный человек, чтобы обложка была не просто обложкой, а была хорошей, цепляющей и крутой», — Алекс Передерий.
«В бою все средства хороши», — гласит крылатая пословица. Это работает также с публикацией и продвижением книг. Самое главное — запомните, что вы можете попробовать все, начиная от публикации маленьких сборников, а заканчивая масштабными сериями. Открытки, наклейки, яркие иллюстрации — все эти детали обязательно вам помогут стать узнаваемым автором.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: