5 способов написать синопсис для книги

С этими советами вы подготовите хороший синопсис и заинтересуете людей своей книгой

Синопсис — это краткое содержание произведения. Оно необходимо для участия в литературных конкурсах, подачи заявок на экранизацию, продвижения книги. Навыком пересказывать свою книгу приходится овладеть всем писателям, которые хотят быть востребованными и успешными. Здесь мы подробно рассказывали о том, что такое синопсис, какие ошибки при его создании можно совершить, а также приводили пример того, что должно получиться в итоге.


Эта же статья для тех, кто хочет перейти от теории к практике. Автор Литрес Глеб Кащеев делится собственным опытом создания хорошего синопсиса. Писатель стал победителем конкурса «Электронная буква 2020» в номинации «Лучший фантастический мир» Он расскажет о 5 разных приемов, с помощью которых можно написать краткое содержание вашей книги.


Несмотря на то, что про краткое изложение содержания романа написано много справочных материалов, когда садишься писать его сам, сталкиваешься с одной и той же проблемой. Ты насытил книгу таким количеством ценных идей и интересных поворотов сюжета, как же их выкинуть? Кого из героев упомянуть в синопсисе, а кто на сюжет влияния не оказывает? Бабушка главного героя, чьи советы он иногда вспоминает, и чьими пирожками спасается от голодной смерти, — она влияет на сюжет или нет?

И вот, вроде, пишешь краткий синопсис, а он вдруг уже на четвертую страницу переползает, а ты даже до середины сюжета не дошел. Объективно и беспристрастно взглянуть на свой сюжет и обрезать его до жалких 3000 символов очень сложно. Сам через это проходил. Поэтому я дам вам 5 работающих способов, как написать краткий синопсис. А уж насытить его потом деталями до нужного количества знаков можно легко.

Автор ЛитРес

Способ 1: пусть напишет другой

Не спешите возмущаться. Конечно, никто за вас писать синопсис не будет. С другой стороны, кратко пересказать чужую книгу в разы проще, чем свою. Причем читатели запомнят из вашего сюжета именно самое важное — то, что их больше всего впечатлило. А это вам и нужно. Впечатлило их — понравится и редактору, жюри, продюсеру.

Поэтому берите друзей, родственников, знакомых, которые уже прочли ваше произведение и, вооружившись диктофоном, просите их пересказать кратко: о чем роман. Из трех-четырех пересказов делаете усредненный текст, добавьте в начале на абзац описание главного героя и детали сеттинга (не более абзаца, запомните!) — вот вам и синопсис.

Способ 2: ищите референс

Воспользуйтесь способом, который используют сценаристы. Конечно, каждый считает свою книгу уникальной, но она не существует в вакууме. У книг, написанных в рамках того или иного жанра и даже на пересечении двух жанров, всегда есть аналоги. Да, вы пишете лучше, да, вы придумали уникальный твист, которого у других нет, но все равно похожие книги должны быть.

В кино это называется референсами. Для понимания: сценарий вообще не принимают к рассмотрению, если в нем не обозначены фильмы-референсы. Для прозаиков такого требования нет, но поверьте, найти похожий пример стоит в любом случае. Это поможет вам оценить целевую аудиторию, уточнить жанры, посмотреть как именно продвигалась та книга и т. п.

С точки зрения подготовки синопсиса это делается так: напишите сами краткий пересказ для книги-референса. Это всегда проще. Найдите в сюжете ключевые точки. А теперь возвращайтесь к своей книге и посмотрите на нее исключительно в рамках событий чужого синопсиса: в чем отличие вашего произведения. Внесите исправления в чужой синопсис так, чтобы теперь этот текст был про вас.

Способ 3: найдите ключевые точки

Если вы не супер-опытный писатель с кучей изданных книг, то вы, скорее всего, придерживаетесь стандартных правил при построении сюжета. У вас есть экспозиция (знакомство с героем и миром, в котором он живет) и три ключевые точки:
  • 1
    Что-то нарушает привычный мир героя и зовет его в приключение (или пинком заставляет бежать свою или чужую жизнь).
  • 2
    К середине романа ставки в игре повышаются. Герой понимает, что на кону стоит что-то гораздо большее, чем он предполагал, встречает новую проблему.
  • 3
    Кульминация. Герой вступает в финальную битву или сталкивается с серьезными проблемами и одерживает (или не одерживает) победу.
Отведите 1 или максимум 2 абзаца на экспозицию. Запомните, что редактора интересует не цвет глаз и волос героя, а его социальное положение, яркие черты характера, четко обозначенная сила и слабость, и то, чего он хочет достичь. Далее напишите по одному абзацу на каждую ключевую точку, обозначая с чем сталкивается герой и какие выводы или шаги делает. В конце можно добавить одно предложение про то, что случилось после победы героя, если у вас есть такой элемент сюжета как «возвращение изменившегося героя к обычной жизни». Если вы все сделаете правильно, то у вас выйдет синопсис на 1500−2000 знаков, который четко покажет содержание вашей истории.

Способ 4: используйте метод снежинки

Экстремальный способ, ломающий мозг, но после него вы будете писать не только крутые синопсисы, но и логлайны (краткое описание фильма, которое передает всю суть в 1−2 предложениях), аннотации и прочее, необходимое для продвижения книги. Попробуйте сформулировать всю идею книги в одном предложении, причем так, чтобы оно казалось интересным. Например: «Пятнадцатилетняя девушка-привидение пытается поймать маньяка, убивающего детей, а также переосмыслить свою предыдущую жизнь и понять, что же с ней случилось». Это из моего романа «Лабрис».

Если вы смогли это сделать не в стиле Льва Толстого и ваше предложение не занимает полстраницы, поздравляю. Вы проделали огромную и самую важную работу. Это логлайн вашей книги. Теперь превращаем одно предложение в три. В первом описываем каким был герой в начале. Во втором — что он сделал. В третьем — каким стал в конце или чего достиг. Поздравляю, первые два предложения — это, по сути, ваша аннотация. Для коммерческой аннотации можно потом второе предложение изменить, описав как герой начинает действовать и добавив интригу.

Теперь каждое из трех предложений превращаем в абзац. В первом — каким был герой в начале и в какую ситуацию вляпался. Во втором — что делал и с какими проблемами столкнулся. В третьем — как он со всем справился и каким стал в конце. Поздравляю, у вас готовый синопсис на 1000−1500 знаков. Я встречал конкурсы и с таким ограничением. Насытить его потом деталями и сделать из него 3000 или 4000 знаков уже куда легче. Следуйте той же логике: превратите каждый абзац в два, например.

Способ 5: начните с синопсиса

Этот способ годится для тех, кто только приступает к новой книге. Напишите сначала синопсис. Пусть он будет вашим планом. Тогда у вас не будет соблазна насыщать роман теми деталями, которые вы еще не придумали. Конечно, существуют авторы, работающие без плана, на одном вдохновении, и этот способ им не подойдет. Но для тех, кто представляет себе общую картину сюжета, я бы советовал воспользоваться этим способом.

Кстати, бонус в том, что синопсис + логлайн — это готовая сценарная заявка, которую можно кидать в киностудии. Тогда, в случае действительно классной идеи, возможно, вам придется писать не роман, а сценарий и увидеть свои произведения на большом экране.
«ВКонтакте»: https://vk.com/gleb_kascheev
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/author/gleb-leonidovich-kascheev/
Глеб Кащеев,
современный писатель, работающий в жанрах young adult, мистика, фантастика, фэнтези.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: