Top.Mail.Ru

Мэри Влад — о коммерческом писательстве

Современная российская писательница. Пишет в жанрах: остросюжетный эротический роман, криминальная драма, фрик-фэнтези и триллер.
1
Расскажите, как вы начинали писать, где впервые публиковали произведения?
Расскажите, как вы начинали писать, где впервые публиковали произведения?

Если говорить про самые первые публикации, то это были стихи, небольшие очерки, а затем рассказы и повести на сетевых ресурсах. Надо ли говорить, что это было милой графоманской затеей? Откликов особо не поступало, и я решила, что этим денег не заработать. Продолжала писать стихи в стол, а к прозе я больше не прикасалась. Мне казалось, что написать полноценный роман — это слишком сложно, для этого нужно быть гением, не меньше.


Но в апреле 2020-го я достала свой старый рассказ и полностью переработала, оставила только персонажей. И добавила туда эротику. Причем я совершенно не знала, как ее нужно писать. Это сейчас есть понимание, как работать с материалом, а тогда я набивала шишки. Одну за одной. Разумеется, ни про упаковку, ни про подачу, ни про приемы я не думала. Просто взяла и написала текст за три недели. Я была горда собой. Сейчас эта радость кажется наивной, но в тот момент все ощущалось иначе. Тогда я поняла, раз закончила одну книгу, то закончу еще сотни. И каждая в плане техники будет лучше предыдущей. Писательство — это навык, ему можно научиться. Я поставила себе цель: написать девять книг за год. Получилось сделать восемь с половиной.

Писала каждый день по шесть-четырнадцать часов в сутки на протяжении полутора лет. Забила на все остальное: встречи с друзьями, работу копирайтером и таргетологом, личную жизнь, соцсети. У меня была цель: стать коммерческим автором и жить на доход с книг. Я решила работать по принципу «количество перерастает в качество». Верный ли он? С одной стороны, да. С другой — открываю старые работы и думаю: «О, боги! Ну, кто так пишет?!»

Сейчас я пишу по три-четыре романа в год. И теперь работаю по графику. В какой-то момент я выгорела, это было ожидаемо. Хотя я была к этому готова, все равно бомбануло так, что мало не показалось. С тех пор выходные стараюсь не пропускать и открываю ноутбук только в рабочие дни.
2
Как вы учились писательству? Какие основные ошибки начинающего писателя вы можете назвать?
Как вы учились писательству? Какие основные ошибки начинающего писателя вы можете назвать?
Советую почитать книги по сценарному мастерству. И еще читать побольше разных жанров, не только тот, в котором работаете. Но вот курсы и книги по писательству я не советую. Многие авторы гребут под себя. «Пиши вот так, только это верно, а это нет», — самый ужасный совет, который можно дать. Потому что написание книг не геометрия. Тут нет четких фигур, нет жестких правил (грамматику сейчас не берем в расчет). Да, есть план построения сюжета, есть шаблоны. Но никакой автор не использует в каждой своей книге одни и те же приемы. Для одной книги будет хорошо так, а для другой — совершенно наоборот. Одна книга хорошо ложится в этот шаблон, другая — в другой, а третья — вообще качается на волнах и не хочет пришвартовываться к рамкам. Опыт — лучший учитель. Поэтому нужно много писать.

У меня персонажи делают историю. Они диктуют правила. Если персонаж хочет ругаться — пусть. Я ничего не запрещаю своим героям. Им виднее. Персонажи умеют мстить. Когда не поспишь из-за них несколько ночей подряд, больше не захочешь с ними бодаться:) Я тот автор, которого не смущают плашки «18+» и «содержит нецензурную брань». Пишу для взрослых, сознательных людей. Отметки на книгах стоят, в аннотациях указано, все предупреждены. Реакция читателя — это его личная ответственность.

Основные ошибки новичков, на мой взгляд:
  • Нет понимания для кого пишем. Кто мой читатель? Какие у него интересы, помимо книг? У каждого жанра своя целевая аудитория. Запросы и вкусы этих людей кардинально отличаются. Что хочет получить читатель? Какие эмоции, опыт, ощущения ему важны? Прежде чем садиться за текст, ответьте себе на эти вопросы.
  • Нет понимания для чего пишем. Денег заработать и стать успешным коммерческим автором? Или хочется просто выплеснуть то, что просится наружу? Пути решения задач будут в корне отличаться.
  • Думать, что после написания книги работа заканчивается. Нет. Все только начинается.
  • Забивать на упаковку текста. Обложка и аннотация должны работать на книгу! Необходимо сделать или купить красивую заметную обложку и написать цепляющую аннотацию.
  • Не придавать значения грамматике. Даже если книга бесплатная, ее нужно причесать. Если автор не настолько подкован в этом вопросе, хорошо бы воспользоваться услугами корректора (исправит опечатки и орфографические и пунктуационные ошибки). Если нужно, найдите литературного редактора (приведет текст в соответствие с литературными нормами). Если нет денег на корректора и редактора, стоит поискать грамотных бета-ридеров. Есть немало людей, которые любят вычитывать книги. Кто-то возьмется просто ради интереса, а кто-то на бартерной основе.
  • Опускать руки. Неважно, что книга не выстрелила. Анализируем в чем причина, делаем выводы и пишем следующую. Неважно, что хейтеры пришли к вам в соцсети. Они всегда и везде, не стоит обращать на них внимание. Если есть цель, нужно к ней идти.
  • Сравнивать себя с кем-то. На каждую книгу найдется читатель. Просто есть продукты на массовую аудиторию, а есть на более узкую. Не стоит соревноваться с другими авторами, лучше соревноваться с собой вчерашним.
3
В какой момент вы поняли, что стали писателем? Стеснялись ли вы называть себя писателем первое время?
В какой момент вы поняли, что стали писателем? Стеснялись ли вы называть себя писателем первое время?
Для меня понятия писатель и автор абсолютно равнозначны. Когда спрашивают, чем занимаюсь, отвечаю, что я автор остросюжетной эротики. Абсолютно этого не стесняюсь, наоборот. Не провожу границы и не приемлю ярлыки «высокий жанр» и «низкопробный жанр». Есть лишь качественные книги и некачественные. Неважно, в каком жанре они написаны, важно — как. Люди, которые считают эротические романы чем-то зазорным или пошлым, либо не читали качественную эротику, либо не пробовали ее писать. Да, само собой, вкусы у всех разные. Ну так никто и не заставляет читать и плеваться. Читатель сам выбирает, что покупать и читать, а что — обходить стороной.
4
Расскажите о своих первых ощущениях, когда книги начали активно покупать?
Расскажите о своих первых ощущениях, когда книги начали активно покупать?
Активные продажи пошли, когда я пришла на ЛитРес: Самиздат. Это был самый конец июля 2021. До этого я сотрудничала с «Ридеро». В итоге ушла оттуда и принесла все книги — а их было много — на ЛитРес. Я не ждала какой-то глобальной разницы, но, увидев ее, была в приятном шоке. Я не топовый автор, однако переход на ЛитРес: Самиздат наглядно показал, что мои книги интересны людям, их покупают, и они вызывают хороший отклик.

Что немаловажно: алгоритмы платформы помогают всем книгам подняться наверх. Разумеется, без определенного количества продаж в ТОП не попадешь. Но есть шанс забраться повыше, и тогда тебя увидят читатели, и купят, если книга заинтересует. Подпишутся на твои соцсети и напишут много доброго и хорошего. Помню, что прочитала отзыв на «Люби меня до смерти» и ревела, настолько тронуло. Я вообще заметила, как только подумываю уйти из писательства, сразу происходит что-то хорошее. Сидишь и думаешь: «Ну, и куда я уйду? Я же здесь нужна».
5
Какой главный писательский прием вы для себя открыли?
Какой главный писательский прием вы для себя открыли?
Не буду говорить про «чеховское ружье», «ломку четвертой стены» и т. д. Это есть в свободном доступе, легко можно найти и изучить. Расскажу только про самые любимые:
  • Первый я называю «петля». В голове у меня это выглядит как вязание крючком: делаем петельку и тянем, но держим в уме, что из нее потянется другая ниточка. Серия «Дьявольские сети» построена именно на этом приеме. Сюжет развивается от первой книги до четвертой, и событие, произошедшее в первом томе, может иметь логическое объяснение только в третьем или в последнем. Таким образом мы возвращаемся в начало, цепляем там момент, а затем идем в конец. И так по кругу.
  • Также люблю «волны». Это название я, опять же, придумала сама. Сначала набираем обороты, потом сбрасываем, набираем, сбрасываем. Обволакиваем обманчивым спокойствием, а потом обрушиваем на читателя лавину, которую никто не ждал. И уходим в сторону, переключаясь с основной сюжетной ветки и заставляя читателя подпрыгивать от нетерпения. Также можно почитать про использование клиффхэнгеров (когда повествование обрывается на самом интересном месте — Прим. Ред.).
  • Еще мне нравится перевертыш, как я его называю. Все не то, чем кажется. И все не те, кем кажутся.
Чтобы вы порекомендовали начинающим авторам? Как поверить в себя?
6
Чтобы вы порекомендовали начинающим авторам? Как поверить в себя?
Нужно делать качественный продукт и любить его. Если мы сами не будем любить себя и свои книги, то кто будет? Люди считывают такие вещи. Но все хорошо в меру. Не стоит думать, что ты лучше других. Не лучше. Просто другой. И твой продукт уникален. Так, как это делаешь ты, не сделает никто.

И не стоит хвататься за все и сразу. Выбираем нишу и работаем в ней. Потом уже можно попробовать силы в чем-то другом. Заводить ли второй псевдоним — дело каждого. Разумеется, если автор пишет эротику и вдруг захотел опубликовать детскую книжку, то в таком случае обязательно нужны два псевдонима.

Но если автор написал дарк-фэнтези, а потом решил попробовать себя в жанре триллера, то тут можно публиковаться и под одним именем, просто разделить произведения на серии.

7
Нужен ли автору личный бренд? И как его создать?
Нужен ли автору личный бренд? И как его создать?
Нужны страницы в социальных сетях. Не надо сразу во всех, сначала лучше выбрать две-три и сосредоточиться на них. Потом уже, если будет желание, заходить в другие. Реклама, взаимный пиар — все это нужно делать, если хочется видеть реальный результат.

Что касается постов в соцсетях, то я склоняюсь к тому, чтобы преобладал красивый визуал и отрывки/цитаты из книг. Арты и коллажи делаю сама, иногда покупаю, если что-то очень понравится. Разбавить можно голосованиями, например, спросить у читателей, какой персонаж или пара им больше нравится, подборками книг и/или фильмов, рекомендациями. Можно публиковать личные посты, если есть желание. Надо ли светить лицо? Тоже выбор каждого. Я свое не скрываю, но знаю авторов, которые не показывают фотографии. На то есть причины. Делайте так, как комфортнее вам.
8
Сталкивались ли вы с хейтом, как справляетесь с ним?
Сталкивались ли вы с хейтом, как справляетесь с ним?
А кто с ним не сталкивался? Осуждать не будут только тех, кто ничего не делает. Но сделанное — лучше идеального. Всегда. Я пишу нескромное и не совсем форматное, хотя жанр, в котором работаю, рассчитан на широкую аудиторию. Иногда прилетают простыни негативных комментариев. Раньше бурно реагировала и расстраивалась. Теперь меня не особо заботит, что пишут хейтеры, потому что есть уверенность в себе. Я знаю, что и как я пишу. Знаю, что у меня есть постоянные читатели. Знаю, что мои книги интересны людям. Поэтому лучше я потрачу время на написание новой главы, чем буду с кем-то что-то выяснять. Не стоит отдавать энергию, нервы дороже. Хейтерам нужно внимание, а негатив — отличная возможность его вызвать.

Если в комментариях нет перехода на личности, то отвечаю нейтрально. Если человек неадекватен, то либо блокирую на тех платформах, где есть такая возможность, либо пишу ответ с пояснениями. Ответ не для хейтера, ему-то плевать на объяснения, а для других читателей. Отзывы — это субъективное мнение. Критики, как таковой, вообще не существует. Все это просто вкусовщина. Кому-то не понравился роман? И что? Книга не станет от этого хуже. Даже деньги не всем нравятся. Так что пишем дальше, а говорят пусть за спиной. Те, кто лучше нас, им не до нас.
9
Автор должен сам продвигать себя, или это все же забота издательства, платформы?
Автор должен сам продвигать себя, или это все же забота издательства, платформы?
В начале пути никто не поможет. Это закон энергий. Чтобы что-то получить, нужно и отдать: время, силы, деньги. Если вложили душу, то и отклик не заставит себя долго ждать. И читатели придут, и продажи пойдут, и много чего еще появится в вашей жизни, сами удивитесь.

Не стоит всецело надеяться на поддержку платформ и издательств, даже если она есть. Писательство — это работа. Книжный бизнес — такой же бизнес, как и остальные. Не надо обижаться, если книга не зашла читателям, не попала в виджет или акцию платформы, не была взята в издательство. Никто нам ничего не должен. Это нужно понимать и не витать в облаках, надеясь на чудо. Все в наших руках. Поэтому нельзя их опускать.

10
Какие функции платформы ЛитРес: Самиздат помогли вам в продвижении книги?
Какие функции платформы ЛитРес: Самиздат помогли вам в продвижении книги?
Про алгоритм платформы я уже рассказала. Сайт ЛитРес очень удобно сделан. Он запоминает жанры, которые интересны читателям. Я сама покупаю только на ЛитРес, именно из-за удобства.

Насчет функций ЛитРес: Самиздат не могу сказать, я не заказывала рекламу через платформу, хотя давно присматриваюсь. У ЛитРес большой выбор услуг, каждый что-то для себя найдет. Интерфейс понятный, загрузка удобная, быстрая, модерация тоже на высоте. Мне все нравится в этом плане. Что хочу отдельно отметить, так это работу технической поддержки: всегда помогут, любой вопрос решат, отвечают быстро и по делу. Очень комфортное взаимодействие. Огромное спасибо им за их работу и отзывчивость.
Группа ВК: https://vk.com/emvlad_love
Телеграм-канал: https://t.me/emvlad
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/author/meri-vlad/
Мэри Влад,
российская писательница, пишет в жанрах: остросюжетные эротические романы, криминальные драмы, фрик-фэнтези, триллер

Купить книги автора:

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: