Что такое синопсис

Зачем нужен синопсис, из чего он состоит, как написать синопсис книги, а также наиболее частые ошибки при его написании с примерами — все в этой статье.

Зачем нужен синопсис

Допустим, вы написали первый роман и теперь ищете агента или издателя. Но чтобы заинтересовать их, помимо рукописи и сопроводительного письма понадобится синопсис. Синопсис — это краткое содержание вашей книги от начала до конца, которое должно продать текст литературному агенту, редактору или издателю.

Синопсисом называется не аннотация, не продающий текст и не пересказ, а именно краткое содержание текста. Его задача — продемонстрировать, что вы способны зацепить внимание читателя проработанным миром, достоверными характерами главных героев, драматическим конфликтом или необычными поворотами сюжета.

Синопсис позволяет понять, способны ли вы рассказать всю историю от начала и до конца, интересны ли ваши персонажи и нет ли в повествовании логических дыр, нестыковок или других проблем с сюжетом.
Качество синопсиса может решить судьбу всей книги. Если синопсис интересен, а текст сыроват, текст можно доработать и улучшить. Но если сыроват синопсис, рукопись даже открывать не будут, какой бы хорошей она ни была.

Из чего состоит синопсис

В зависимости от требований каждого конкретного издателя или агента, объём синопсиса варьируется от 4 до 7 тысяч знаков, или от 2 до 3 страниц текста. Это краткий синопсис. Иногда редакторы просят предоставить развернутый синопсис, его объём составляет от 10 до 15 страниц.
1
Синопсис состоит из нескольких четких разделов. В самом начале должны быть указаны имя автора, его контактные данные, название произведения, его жанр и объём в авторских листах (1 авторский лист содержит 40 тысяч знаков, считая пробелы).
2
В следующем абзаце даётся краткая, не больше пары предложений, характеристика главного героя, его целей и мотивов.
3
Далее следует в двух-трех предложениях описать сеттинг, в котором разворачивается действие книги. Особенно это важно для исторических романов, фантастики и фэнтези, поскольку позволяет сразу отсечь авторов, которые не ориентируются в описываемой эпохе или скопировали свой мир со Средиземья, Вестероса или далёкой-далёкой галактики.
4
Теперь можно переходить к краткому изложению сюжета, причём каждый абзац обязан продвигать повествование вперёд и не утаивать развязку. Синопсис — это не пересказ, а краткое описание произведения. История должна соблюдать законы жанра, в котором вы пишете. Детектив должен завершаться поимкой преступника или раскрытием преступления, а любовный роман не может заканчиваться разводом. Развод — это завязка сюжета, но не его итог.

Как написать синопсис книги

В идеале текст синопсиса должен отвечать на следующие вопросы:
  • Кто ваш главный герой и чего он хочет в начале истории? Что заставляет читателей переживать за него?

  • Какое событие или решение побуждают его приступить к действию?

  • Какие действия предпринимает герой, чтобы достичь цели?

  • Есть ли в повествовании антагонист, чего он хочет и чем ему так насолил главный герой?

  • Какие препятствия встают у него на пути?

  • Какие действия предпринимает протагонист, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу?

  • Что происходит в кульминации истории?

  • Какова ее развязка? Что ждёт главного героя? Выживет ли он? Все ли сюжетные линии увязаны?
Ответьте на эти вопросы, а затем превратите ответы в связный и логичный текст.

Важно соблюдать следующие правила:
  • 1
    Рассказывайте, не показывайте. Оставьте лирические отступления, шутки и пространные описания для рукописи. Стиль синопсиса должен быть кратким, ёмким и информативным. Никаких лишних персонажей, деталей, имён, подробностей и описаний. Детали могут быть в изложении, только если напрямую влияют на сюжет, но их описание не должно превышать пары строчек.
  • 2
    Если в вашем повествовании несколько главных героев или сюжетных линий, опустите все второстепенные. В идеале синопсис должен повествовать об одном главном герое и одной сюжетной линии. Если герои или сюжетные линии равнозначные, отделите их друг от друга небольшими подзаголовками, например, «На Стене», «За Узким морем» или «В Королевской гавани».
  • 3
    Если второстепенный персонаж не влияет на сюжет, не упоминайте его. Персонажа стоит включать только в том случае, если без его участия концовка не имеет смысла. По именам стоит называть только самых важных для повествования героев, всех остальных достаточно назвать по их роли: бывший муж, любовница, таксист, беглый каторжник. При первом упоминании имя важного персонажа можно выделить КАПСОМ. Пример: В поезде Гарри знакомится с двумя другими волшебниками-первогодками: неряхой РОНОМ и всезнайкой ГЕРМИОНОЙ. В первый день в новой школе Белла встречает загадочного и красивого одноклассника по имени ЭДВАРД.
  • 4
    Повествование должно быть линейным, никаких лирических отступлений, экскурсов в прошлое или будущее. Если в романе есть флэшбеки, не описывайте их.
  • 5
    Повествование должно быть логически завершенным. В синопсисе не может быть неразрешенных сюжетных линий и неясности.
  • 6
    Никакой недосказанности. В изложении обязательно должна быть раскрыта главная интрига произведения.
  • 7
    Повествование должно вестись в настоящем времени. Белла ВСТРЕЧАЕТ, Гарри ЗНАКОМИТСЯ.
  • 8
    Даже если ваш роман написан от первого (или даже второго) лица, в синопсисе изложение ведётся только от третьего. Однако в первых абзацах следует указать, от чьего лица ведётся повествование в рукописи. Например, повествование ведётся от лица Измаила, моряка на китобойном судне «Пекод».
  • 9
    Самые важные, интересные и интригующие детали старайтесь помещать в начало текста. Заголовок синопсиса должен содержать имя автора и название произведения.
  • 10
    Демонстрируйте эволюцию персонажа. Отмечайте, что он думает и чувствует по мере развития сюжета.

Наиболее частые ошибки при написании синопсиса

  • Грамматические и пунктуационные ошибки и опечатки. Редактор решит, что если вы не можете написать без ошибок даже пару страниц текста, рукопись открывать вообще не стоит.
  • Превышенный объём. У синопсисов есть чёткие размеры: не превышайте их.
  • Большое количество непонятной информации, необъяснимых или малознакомых терминов и сложных имён.
  • Сравнения с топовыми авторами и хвалебные оценки собственного труда. Допускаются фразы наподобие «рассчитано на аудиторию Джона Толкина и Джорджа Мартина», но вот словосочетаний типа «гениальный роман», «восхитительная книга» или «лучше Гарри Поттера» быть не должно. Избегайте любых оценочных суждений о вашем тексте, его качестве и маркетинговом потенциале. Исключения допускаются, если вам удалось получить отзыв авторитетного литературного критика, или же вы участник семинара или мастер-класса известного автора, который уже разобрал ваш текст.
  • Вы перепутали синопсис с рецензией. Избегайте фраз типа «кульминация повествования», «череда напряжённых сцен» или «в этом душераздирающем моменте».
  • Вы предполагаете реакцию аудитории. Не нужно писать «Читатели ахнут, когда узнают, что припас профессор Мориарти для Шерлока Холмса». Правильный вариант: «Приехав в Швейцарию, Шерлок начинает понимать, что для него заготовил профессор Мориарти».
  • Слишком много диалогов. В синопсисе не должно быть диалогов в принципе, они включаются только в том случае, если передают какую-то характерную особенность героя или содержат ключевой момент повествования.
  • Набор бессвязных предложений. Синопсис — логичный и связанный текст, практически микрорассказ.

Пример синопсиса

Хороший образец синопсиса рассмотрим на примере очень краткого (в идеале текст должен получиться в несколько раз больше) изложения романа Чарльза Диккенса «Большие надежды».

Филип Пиррип, известный всем как ПИП, живет со своей деспотичной сестрой, женой доброго ДЖО ГАРДЖЕРИ. Он отправляется учиться к МИСС ХЭВИШЕМ, старой леди в пожелтевшем подвенечном платье, которая слегка помешалась от того, что ее бросил жених перед алтарём.

В доме мисс Хэвишем Пип знакомится с ЭСТЕЛЛОЙ, очаровательной девушкой его возраста, и влюбляется в неё. Презрительное и высокомерное отношение девушки доводит Пипа до слез, и он решает «выбиться в люди».

Стряпчий сообщает Пипу, что он унаследовал внушительное состояние. Пип переезжает в Лондон, начинает новую жизнь, отдаляется от семьи и стыдится родства с верным Джо.

Спустя несколько лет Пип выясняет, что источником его богатства был беглый каторжник, которому он когда-то помог. Каторжника арестовывают, и Пип остаётся без гроша. Эстелла решает выйти замуж за злейшего врага Пипа, но ее семейная жизнь складывается нелучшим образом.

Пип возвращается к Джо и решает зажить честным трудом. Несколько лет спустя он встречает овдовевшую Эстеллу, и они уходят прочь, взявшись за руки.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: