Что такое синопсис

Зачем нужен синопсис, из чего он состоит, как написать синопсис книги, а также наиболее частые ошибки при его написании с примерами — все в этой статье.

Зачем нужен синопсис

Допустим, вы написали первый роман и теперь ищете агента или издателя. Но чтобы заинтересовать их, помимо рукописи и сопроводительного письма понадобится синопсис. Синопсис — это краткое содержание вашей книги от начала до конца, которое должно продать текст литературному агенту, редактору или издателю.

Синопсисом называется не аннотация, не продающий текст и не пересказ, а именно краткое содержание текста. Его задача — продемонстрировать, что вы способны зацепить внимание читателя проработанным миром, достоверными характерами главных героев, драматическим конфликтом или необычными поворотами сюжета.

Синопсис позволяет понять, способны ли вы рассказать всю историю от начала и до конца, интересны ли ваши персонажи и нет ли в повествовании логических дыр, нестыковок или других проблем с сюжетом.
Качество синопсиса может решить судьбу всей книги. Если синопсис интересен, а текст сыроват, текст можно доработать и улучшить. Но если сыроват синопсис, рукопись даже открывать не будут, какой бы хорошей она ни была.

Из чего состоит синопсис

В зависимости от требований каждого конкретного издателя или агента, объём синопсиса варьируется от 4 до 7 тысяч знаков, или от 2 до 3 страниц текста. Это краткий синопсис. Иногда редакторы просят предоставить развернутый синопсис, его объём составляет от 10 до 15 страниц.
1
Синопсис состоит из нескольких четких разделов. В самом начале должны быть указаны имя автора, его контактные данные, название произведения, его жанр и объём в авторских листах (1 авторский лист содержит 40 тысяч знаков, считая пробелы).
2
В следующем абзаце даётся краткая, не больше пары предложений, характеристика главного героя, его целей и мотивов.
3
Далее следует в двух-трёх предложениях описать сеттинг, в котором разворачивается действие книги. Особенно это важно для исторических романов, фантастики и фэнтези, поскольку позволяет сразу отсечь авторов, которые не ориентируются в описываемой эпохе или скопировали свой мир со Средиземья, Вестероса или далёкой-далёкой галактики.
4
Теперь можно переходить к краткому изложению сюжета, причём каждый абзац обязан продвигать повествование вперёд и не утаивать развязку. Синопсис — это не пересказ, а краткое описание произведения. История должна соблюдать законы жанра, в котором вы пишете. Детектив должен завершаться поимкой преступника или раскрытием предложения, а любовный роман не может заканчиваться разводом. Развод — это завязка сюжета, но не его итог.

Как написать синопсис книги

В идеале текст синопсиса должен отвечать на следующие вопросы:
  • Кто ваш главный герой и чего он хочет в начале истории? Что заставляет читателей переживать за него?

  • Какое событие или решение побуждают его приступить к действию?

  • Какие действия предпринимает герой, чтобы достичь цели?

  • Есть ли в повествовании антагонист, чего он хочет и чем ему так насолил главный герой?

  • Какие препятствия встают у него на пути?

  • Какие действия предпринимает протагонист, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу?

  • Что происходит в кульминации истории?

  • Какова ее развязка? Что ждёт главного героя? Выживет ли он? Все ли сюжетные линии увязаны?
Ответьте на эти вопросы, а затем превратите ответы в связный и логичный текст.

Важно соблюдать следующие правила:
1
Рассказывайте, не показывайте. Оставьте лирические отступления, шутки и пространные описания для рукописи. Стиль синопсиса должен быть кратким, ёмким и информативным. Никаких лишних персонажей, деталей, имён, подробностей и описаний. Детали могут быть в изложении, только если напрямую влияют на сюжет, но их описание не должно превышать пары строчек.
2
Если в вашем повествовании несколько главных героев или сюжетных линий, опустите все второстепенные. В идеале синопсис должен повествовать об одном главном герое и одной сюжетной линии. Если герои или сюжетные линии равнозначные, отделите их друг от друга небольшими подзаголовками, например, «На Стене», «За Узким морем» или «В Королевской гавани».
3
Если второстепенный персонаж не влияет на сюжет, не упоминайте его. Персонажа стоит включать только в том случае, если без его участия концовка не имеет смысла. По именам стоит называть только самых важных для повествования героев, всех остальных достаточно назвать по их роли: бывший муж, любовница, таксист, беглый каторжник. При первом упоминании имя важного персонажа можно выделить КАПСОМ. Пример: В поезде Гарри знакомится с двумя другими волшебниками-первогодками: неряхой РОНОМ и всезнайкой ГЕРМИОНОЙ. В первый день в новой школе Белла встречает загадочного и красивого одноклассника по имени ЭДВАРД.
4
Повествование должно быть линейным, никаких лирических отступлений, экскурсов в прошлое или будущее. Если в романе есть флэшбеки, не описывайте их.
5
Повествование должно быть логически завершенным. В синопсисе не может быть неразрешенных сюжетных линий и неясности.
6
Никакой недосказанности. В изложении обязательно должна быть раскрыта главная интрига произведения.
7
Повествование должно вестись в настоящем времени. Белла ВСТРЕЧАЕТ, Гарри ЗНАКОМИТСЯ.
8
Даже если ваш роман написан от первого (или даже второго) лица, в синопсисе изложение ведётся только от третьего. Однако в первых абзацах следует указать, от чьего лица ведётся повествование в рукописи. Например, повествование ведётся от лица Измаила, моряка на китобойном судне «Пекод».
9
Самые важные, интересные и интригующие детали старайтесь помещать в начало текста. Заголовок синопсиса должен содержать имя автора и название произведения.
10
Демонстрируйте эволюцию персонажа. Отмечайте, что он думает и чувствует по мере развития сюжета.
11
Самые важные, интересные и интригующие детали старайтесь помещать в начало текста. Заголовок синопсиса должен содержать имя автора и название произведения.

Наиболее частые ошибки при написании синопсиса

Грамматические и пунктуационные ошибки и опечатки. Редактор решит, что если вы не можете написать без ошибок даже пару страниц текста, рукопись открывать вообще не стоит.
Превышенный объём. У синопсисов есть чёткие размеры: не превышайте их.
Большое количество непонятной информации, необъяснимых или малознакомых терминов и сложных имён.
Сравнения с топовыми авторами и хвалебные оценки собственного труда. Допускаются фразы наподобие «рассчитано на аудиторию Джона Толкина и Джорджа Мартина», но вот словосочетаний типа «гениальный роман», «восхитительная книга» или «лучше Гарри Поттера» быть не должно. Избегайте любых оценочных суждений о вашем тексте, его качестве и маркетинговом потенциале. Исключения допускаются, если вам удалось получить отзыв авторитетного литературного критика, или же вы участник семинара или мастер-класса известного автора, который уже разобрал ваш текст.
Вы перепутали синопсис с рецензией. Избегайте фраз типа «кульминация повествования», «череда напряжённых сцен» или «в этом душераздирающем моменте».
Вы предполагаете реакцию аудитории. Не нужно писать «Читатели ахнут, когда узнают, что припас профессор Мориарти для Шерлока Холмса». Правильный вариант: «Приехав в Швейцарию, Шерлок начинает понимать, что для него заготовил профессор Мориарти».
Слишком много диалогов. В синопсисе не должно быть диалогов в принципе, они включаются только в том случае, если передают какую-то характерную особенность героя или содержат ключевой момент повествования.
Набор бессвязных предложений. Синопсис — логичный и связанный текст, практически микрорассказ.

Пример синопсиса

Хороший образец синопсиса рассмотрим на примере очень краткого (в идеале текст должен получиться в несколько раз больше) изложения романа Чарльза Диккенса «Большие надежды».

Филип Пиррип, известный всем как ПИП, живет со своей деспотичной сестрой, женой доброго ДЖО ГАРДЖЕРИ. Он отправляется учиться к МИСС ХЭВИШЕМ, старой леди в пожелтевшем подвенечном платье, которая слегка помешалась от того, что ее бросил жених перед алтарём.

В доме мисс Хэвишем Пип знакомится с ЭСТЕЛЛОЙ, очаровательной девушкой его возраста, и влюбляется в неё. Презрительное и высокомерное отношение девушки доводит Пипа до слез, и он решает «выбиться в люди».

Стряпчий сообщает Пипу, что он унаследовал внушительное состояние. Пип переезжает в Лондон, начинает новую жизнь, отдаляется от семьи и стыдится родства с верным Джо.

Спустя несколько лет Пип выясняет, что источником его богатства был беглый каторжник, которому он когда-то помог. Каторжника арестовывают, и Пип остаётся без гроша. Эстелла решает выйти замуж за злейшего врага Пипа, но ее семейная жизнь складывается нелучшим образом.

Пип возвращается к Джо и решает зажить честным трудом. Несколько лет спустя он встречает овдовевшую Эстеллу, и они уходят прочь, взявшись за руки.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: