Настоящая фантастика: учимся создавать новые миры

Рассказываем о литературном термине «ворлдбилдинг». И придумываем художественную реальность.
Работа над фантастическим текстом заставляет автора задаваться двумя вопросами. Как продумать нереальный мир? Как сделать так, чтобы он казался читателю настоящим?

Ответы приводят нас к понятию ворлдбилдинг. Это процесс создания целого художественного мира — занятие сколь увлекательное, столь и опасное.

Что такое ворлдбилдинг

Ворлдбилдинг или построение мира — термин, часто используемый в фантастических литературных кругах. Он происходит от английского «worldbuilding», что дословно и переводится как «постройка мира» или «миростроительство». Кстати, говорят, что в книжный мир слово мигрировало из индустрии гейм-дизайна.

Хорошие писатели знают, что придуманный мир обязательно надо проработать. Все должно быть логично — если водопады текут вверх, то тому должно быть объяснение.

Если какое-то ваше государство парит в небесах — расскажите, каким образом и зачем. Неважно, будут ли это технологии или магия. Главное — не забывать рассказывать, что, почему и как устроено. Так и сам не запутаешься, и привередливые читатели не придерутся. Естественно, степень проработки мира зависит от конкретного текста: кто-то предпочитает продумать все до мелочей, даже то, что останется за кулисами. Кто-то же довольствуется лишь общими чертами, условными карандашными набросками.

Составляющие ворлдбилдинга

Как же сделать свой мир реалистичным? Что надо иметь в виду в процессе его построения?
  • 1
    Религия и мифология
    Тяжело представить любое общество без веры или того, что ее заменяет. В романе можно запросто переработать уже существующие мифологические мотивы притом так, чтобы читатель узнавал первоисточник. Это создает особый эффект, который не позволит аудитории слишком оторваться от мира реального. У Гая Гэвриела Кея в «Тигане», например, продуман свой пантеон богов. Но в нем совершенно точно угадывается греческий Дионис (или римский Вакх). А уж о Джоне Толкине («Властелин колец», «Хоббит», «Сильмариллион») и говорить не стоит, хотя тут все немного сложнее — некоторые мотивы прозрачны, как гномы и драконы из скандинавских легенд, некоторые — переработаны до неузнаваемости. Так, огненные чудовища-великаны Балроги очень напоминают скандинавских огненных великанов, просто сменивших карнавальный костюм.
  • 2
    Флора и фауна
    Вот тут обычно возникает вопрос: оставлять цветы, овощи, фрукты, деревья из нашего мира, или придумывать новые?
    Совет: сделайте и так и сяк. Вместе с ромашками и маками в полях могут расти какие-нибудь ветровики (уж как они выглядят, решать вам). Это сделает мир насыщенным и, опять же, не слишком оторванным от реальности. Читателю куда проще сталкиваться с понятными вещами вперемешку с непонятными.
    С животными история практически та же. Чудище для «Ведьмака» придумать не так сложно. Оно в любом случае будет смесью реальных зверей: будь то ящер-переросток или кошка-медведь. Есть отличный умозрительный эксперимент: попробуйте придумать новый цвет. Придумали? А теперь опишите его. Парадокс в том, что для этого все равно придется использовать существующий спектр: даже серо-буро-малиновый уже смесь серого, бурого и малинового.
  • 3
    Система имен и названий
    Чтобы мир ощущался логичным, есть смысл продумать правила построения имен и фамилий. Они ведь и в нашем мире есть! Если вы пишете фэнтези, скорее всего это будут либо говорящие имена (лучший пример — персонаж книг Терри Пратчетта Наверн Чудакулли), либо имена «по роду» или виду деятельности (Попов — это сын попа, Смит — выходец из семьи кузнецов).
    Не забывайте о том, что имена у знатных особ и простых крестьян обязаны отличаться. Хотя бы приставками-титулами (фон, де). Если вы придумываете их сами, то проработайте систему присвоения. Допустим, все графы будут носить приставку «альдо» (граф Монте альдо Кристо), а священники — «си» (богослов Фома си Аквинский).
    Кстати, система «имен» для растений, животных и городов тоже очень важна. Обычно это нечто нарицательное: в случае городов часто обыгрывается их география (Холмград, Маунтсити), в случае растений — то, на что они похожи (сорняк сомий ус, цветок львиные глаза). Помните, что города нередко называют в честь кого-то. Только не злоупотребляйте латынью! Это затрудняет восприятие текста.
  • 4
    Города, страны, система отношений
    Это, наверное, одна из главных полюбившихся фишек фэнтези (не считая драконов, конечно). Куда же без людей? Тут тоже стоит обращаться к реальной истории. Почти все государства в фэнтези — переработанные аналоги наших, земных (будь то Империя инков или Англия XVII века). Но читателем будет куда интереснее, если вы продумаете уникальную валюту, создадите собственные газеты, наделите описываемый вами народ собственными традициями. Только будьте внимательны с временным промежутком: странно, если в фэнтези на базе Римской Империи у вас вдруг появятся бумажные деньги. Если они появились — объясните, как римлянам удалось изобрести печатный станок.
    Помните наш умозрительный опыт с придумыванием цвета? Так вот, и здесь оторваться от реальности, как ни старайся, до конца тоже не выйдет. Но всегда есть место креативу — допустим, у канадца Николаса Имса все мироустройство вообще завязано на рок-индустрии второй половины XX века. Здесь главное не переборщить и не запутать читателя — тяжело ориентироваться в сотне стран и тысяче городов. Старайтесь, чтобы любое придуманное место так или иначе встречалось в сюжете, влияло на историю. Иначе есть опасность, что оно будет ни пришей кобыле хвост.

Лайфхаки для писателя-фантаста

Простые советы, которые упростят вам жизнь, если вы взялись писать в жанре фэнтези и фантастики. Листайте слайдер, чтобы узнать больше.
Помните, что главное в ворлдбилдинге или на русский манер миростроительстве — логика и объяснения. Это держава и скипетр автора-фантаста, с которыми любой, даже самый пестрый и необычный мир, полюбится читателю.
«ВКонтакте»: den_look
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/denis-lukyanov-19290132/
Денис Лукьянов,
автор блога ЛитРес, журналист. Пишет книги в жанрах фэнтези и магического реализма.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: