Образ антигероя в литературе

Как создать запоминающийся и убедительный образ
Антигероем называют главное действующее лицо художественного произведения. В подавляющем большинстве случаев этот персонаж наделен отрицательными чертами. Он нередко ведет себя цинично и бесчестно, нарушает морально-этические законы общества. Подобный персонаж играет главную роль в художественном произведении. Определение термина «антигерой» — это, то чему в теории литературы уделяется особое внимание.

В чем состоит отличие антигероя от антагониста

Антигерой — это не второстепенный отрицательный персонаж, который присутствует в сюжете для противостояния центральному персонажу произведения. В противном случае речь шла бы о протагонисте и антагонисте (герое и его сопернике).
Обратите внимание! Протагонист в большинстве случаев является носителем истины и добра, выражающим позицию автора книги. Активные действия антагониста препятствуют выполнению главным героем его предназначения. Это позволяет полнее раскрыть образ протагониста.
Отличие антигероя от антагониста прослеживается достаточно явно. К слову, последний упорно создает препятствия, которые нужно преодолеть главному герою. В отличие от антигероя, антагонист не всегда наделен отрицательными чертами. В частности, в его роли может выступать детектив, пытающийся доказать вину центрального персонажа произведения.

Антигерой, в свою очередь, является главным героем повествования. Конечно же, читатели далеко не все согласны с его действиями. Но большинство из них отлично понимает его мотивы и порой даже сочувствует этому персонажу.

В отдельных случаях антигерой проявляет себя как героический протагонист. В качестве примера стоит привести образ Порфирия Петровича в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Примеры антигероев в литературе

Они встречаются во многих художественных произведениях. В этом нетрудно убедиться, просмотрев размещенную ниже таблицу.
Помещение антигероя в центр повествования подразумевает фиаско этого персонажа в конце книги. Он неизбежно должен проиграть. В противном случае читатель может подумать, что писатель одобряет его позицию. Потребность в использовании противоречивых, сложных личностей в литературных произведениях обусловлена желанием автора показать:
неправильность мировоззрения отрицательного персонажа;
ложность пути антигероя.
Автор отказывает такому литературному персонажу в праве на дальнейшее безмятежное существование. Если он остается в живых, ему неизбежно придется прозреть и потерпеть поражение в противоборстве с суровой реальностью. Именно так происходит в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание». Убивший старуху-процентщицу Раскольников изображен на пути к прозрению. Автор произведения «Милый друг» Ги де Мопассан, поступил несколько иначе. Главный герой этой книги не только не терпит фиаско, но становится еще более богатым и могущественным. Таким образом писатель выразил собственное мнение о меркантильной, бездуховной атмосфере, царящей в обществе тех лет.

Одна из основных трудностей антигероя — осознание бессмысленности собственного существования, невозможность достижения идеала. Именно о таких жизненных проблемах размышляют персонажи Антона Чехова, Михаила Лермонтова. Но многогранность понятия «антигерой» позволяет авторам создавать также образы целеустремленных действующих лиц произведения. Такая тенденция явственно прослеживается в творчестве Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Николая Гоголя. Но несмотря на целеустремленность, описанные этими авторами авантюристы все же не обретают любви, духовного пристанища, счастья. Такие жизненные радости недостижимы для антигероев.

Что представляет собой антигерой

В литературу это понятие пришло из мифологии и фольклора. Именно там нередко встречаются трикстеры (архетипические персонажи). Так называют обманщиков и плутов, которые добиваются своих целей хитростью. Образ трикстера считается сложным, двойственным. Такой персонаж в равной степени способен творить зло и вершить добро. Трикстер отлично ориентируется в скрытых мотивах поступков окружающих, умело пользуется их слабостями. К действительности он относится скорее философски.

Наиболее известные примеры:
Баба-Яга. Этот коварный и злой персонаж русских народных сказок время от времени помогал добрым молодцам.
Локи — бог хитрости, обмана и коварства. Этот трикстер неоднократно встречался в скандинавских мифах.
Близким к антигерою типом считается и байронический герой. Он был назван по имени автора романтичной драмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» — известного английского поэта Джорджа Байрона. В основу этого типа лег характер главного героя произведения. Чайльд-Гарольд представлен в поэме как разочаровавшийся в людях юноша, ищущий забвения в путешествиях.
Сам термин «Антигерой» ввел в литературный оборот Федор Достоевский. Великий писатель употребил его в «Записках из подполья».

Существуют перечисленные ниже типы антигероев:
1
классический. Создавая такой персонаж, писатель начисто лишает его ключевых героических черт. Основная его задача — преодоление собственных слабостей и, как следствие, победа над противником;
2
диснеевский. Такому персонажу явно не хватает присутствующего у классического героя позитивного настроя. Порой его антигероизм заключается лишь в нарочито-циничной, грубоватой манере общения. У этого персонажа есть все шансы преобразиться в классического героя в процессе повествования. Это роднит его с классическим типом. Правда, для этого ему придется разобраться со своими внутренними проблемами, изменить манеру поведения и т. д.;
3
прагматичный. Подобным персонажам приходится делать неприятные вещи во имя добра. Некоторые из них по характеру напоминают диснеевских антигероев. Вопрос приемлемости использования силы со смертельным исходом довольно сложен. У авторов нет единства мнений на этот счет. Одни писатели считают подобные поступки недопустимыми, другие, напротив, убеждены, что такое развитие сюжета является вполне приемлемым;
4
нещепетильный. Радикальный цинизм обычно связан с пережитой глубокой травмой. Подобные отрицательные литературные персонажи пытаются мстить всем, кто сделал их существование невыносимым. Однако некоторые нещепетильные антигерои уже в ходе развития истории осознают собственные ошибки. Они забывают о жажде крови и превращаются в классических героев. Правда, такой исход событий маловероятен. Чаще всего происходит «трансформация» нещепетильного героя в прагматичного.

Отдельно стоит упомянуть формального героя. Такой отрицательный персонаж зачастую сражается на стороне добра. Но к благим намерениям его побуждения не имеют ни малейшего отношения. Это могут быть аморальные персонажи, которые по своим причинам встали на путь борьбы со злом, или негодяи, которые на фоне других злодеев выглядят более человечными. У них нет практически никаких шансов стать классическими героями. Если же подобное все же происходит, правдоподобность сюжета вызывает большие сомнения.


К формальным антигероям можно отнести:

благородных демонов;
худшие примеры антигероев девяностых;
беспощадных социопатичных героев.
Обратите внимание! Антигерой девяностых — это особый вид персонажей. Наиболее известные их примеры — Дэдпул, Каратель. Их сила, как правило, имеет технологическое или демоническое происхождение. При встрече с классическим супергероем такие персонажи, как правило, высмеивают его старомодность.

Для чего нужен антигерой в произведениях

Основное предназначение антигероя — более выпуклое, емкое изображение центрального конфликта произведения. Этот персонаж нужен писателю для того, чтобы:
обозначить основные болевые точки общества;
обнажить истину;
максимально обострить противоречия между героями произведения.
Антигерой — довольно многогранный персонаж. Читатель может осуждать его моральные качества, при этом поражаясь его харизматичности и уму. Некоторые его качества способны вызвать восхищение, несмотря на отрицательные черты характера негативного персонажа. В качестве примера стоит привести Остапа Бендера из «12 стульев» и «Золотого теленка». Предпринимательская жилка, гибкость ума и изворотливость литературного персонажа не оставили равнодушными миллионы читателей книги.

Порой отрицательный герой оказывается в центре повествования для отображения «духа времени» (Цайтгайст или Zeitgeist). Именно так происходит в произведениях «Опасные связи», «Унесенные ветром», «Заводной апельсин».

Писатель детально знакомит читателя с мотивацией действий антигероя. При этом он довольно часто не выносит вердикта в самом начале повествования. К примеру, при прочтении книги «Госпожа Бовари» совершенно неясно, что в центр повествования помещена антигероиня. Лишь совокупность действий Эммы, характер совершаемых ею поступков помогают читателю сделать однозначный вывод. При дальнейшем прочтении становится очевидно, какой персонаж перед ним: герой или его противоположность.

Природа антигероя многогранна и неоднозначна. С его помощью некоторые авторы стараются поиронизировать над ожиданиями своих читателей, законами жанра. При этом они отступают от классических литературных канонов. Именно так появился персонаж комиксов Дедпул.

В заключение отметим, что образ антигероя гораздо многограннее, чем сущность протагониста или злодея. Мысли этого литературного персонажа — загадка, его дальнейшие действия сложно предугадать. К примеру, при прочтении первых страниц книги «Преступление и наказание» трудно представить, что за маргинальной личностью Родиона Раскольникова скрывается идея наполеонизма (его теория об «имеющих право»).
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: