Восемь способов оживить героя

Как заставить аудиторию проникнуться симпатией или ненавистью к персонажу? Советы Эммы Райц.

Времена идеальных до тошноты героев, к счастью, прошли. Читателю не очень нравятся истории о персонажах, лишенных слабостей и пороков, знающих все на свете, умеющих и аппендицит вырезать, и ядерный реактор из табуретки собрать, и камни превращать в золото, а воду — в вино.

Такие герои кажутся слишком нереалистичными даже в жанре фантастики, плоскими и… недостижимыми. Читатель ощущает себя презренным смертным в сравнении с подобным божеством и напрочь отказывается ему сочувствовать.

Что же нужно предпринять автору, чтобы персонажи его книг оказались буквально на расстоянии вытянутой руки от читателя? Своим мнением делится автор ЛитРес Эмма Райц. Приемы, которые она советует, просты в исполнении.

  1. Паразиты

Если слова-паразиты для автора смерти подобны, то для персонажа — это настоящая изюминка! Придумайте герою какую-то часто повторяющуюся фразу. Это может быть и стандартный ответ на вопрос, и ругательство, и восклицание — что угодно. Фраза может быть вполне себе обыденной, клишированной, крылатой. Как часто ее использовать? Тут тоже важно не перегнуть палку. Фраза должна быть уместной, а не искусственно вписанной: 8−10 упоминаний на протяжении книги уже достаточно.
Пример

Прием используют многие авторы: те, кто уже стал классиком, и наши современники. Из последних можно отметить Ивана Шипнигова и его роман «Стрим». Писатель наделяет героев запоминающимися выражениями. Так один из персонажей Алексей изучает цены в магазинах и говорит о стоимости вещей и продуктов «дорого и несправедливо» или «недорого и справедливо». По этой речевой характеристике героя можно легко узнать.

2. «Идиот!»

Именно так должен пару раз вскричать или подумать читатель во время чтения. Да, главный герой должен ошибаться. Все — и автор, и читатель, и банальная логика — знают, как нужно было поступить в сложившейся ситуации. А вот главный герой дал маху. И это хороший сигнал — он живой, он человек, он «затупил». Такое бывает со всеми. Почему бы и главному герою не оказаться в наших рядах? А мы на него немного позлимся, а потом обязательно посочувствуем.

3. Слабое место

Даже у Супермена была слабость — криптонит. Почему бы не придумать нечто аналогичное для своего героя? В зависимости от жанра и возрастного ценза произведения это может быть:
любовь к поздним ужинам или фастфуду;
вредная привычка: азартные игры, алкоголь, курение;
несчастная, неистребимая временем любовь;
вспыльчивость с обязательным последующим сожалением о сказанном или сделанном;
острая тяга к приключениям, которые обязательно принесут какие-то неприятности;
неумение распоряжаться деньгами, вечные долги.

4. «Жиза!»

Так пишут в соцсетях, когда описывается ситуация, которая обязательно хоть раз случалась с каждым. Именно так воскликнет читатель, если ваш главный герой посмотрел на часы, чтобы узнать время, а через полминуты был вынужден повторить этот жест. Потому что забыл! И такое случается со многими из нас.


Проявите писательскую наблюдательность, поболтайте с друзьями и аудиторией. Достаточно просто выявить какие-то действия или ситуации, которые характерны для многих, а потом аккуратно ввести их в повествование. Что может быть лучше, чем ощущения читателя, описываемые фразой «со мной тоже такое случается или случалось»? Ищите вдохновение, просматривая мемы. У кого из россиян, например, нет пакета с пакетами? Или кто из нынешних взрослых не стоял на картонке на рынке, чтобы померить зимние сапоги?

5. Соответственно

Ваш главный герой — перфекционист? Или разгильдяй? Или зациклен на экологичном образе жизни? Следит за здоровьем и придерживается правильного питания? Демонстрируйте это на протяжении всего повествования. Иначе упоминание о подобных чертах характера останется лишь непонятной строчкой анкете.

Как можно ввести в текст черты характера ненавязчиво, но наглядно? С помощью действий самого героя или отношения к нему других персонажей. Ниже приведены несколько примеров, в которых автор описывает человека через детали.

6. Эмоциональнее!

Даже если ваш главный персонаж скупой на проявление чувств мужчина или сильная женщина, они все равно не роботы, а люди. Вообще ничего не чувствовать они не могут, но проявляют это несколько иначе, чем, например, эмоциональные подростки, взбалмошные барышни или горячие итальянцы.

Подумайте над жестами или изменениями в поведении, речи персонажа, когда он нервничает, радуется, страдает, злится. Кто-то кусает губы, кто-то сжимает челюсти, кто-то становится немногословным или, наоборот, начинает тараторить. Одни теряют аппетит от стресса, другие активно заедают все проблемы, третьи избивают боксерскую грушу, а четвертые делают записи в дневнике. Эмоции не всегда выливаются во внешнее бурное проявление чувств, громкие слова, яростную жестикуляцию, слезы и битую посуду. Снова включите наблюдательность: последите за собой и за окружающими вас людьми.

Пример

Малоэмоциональный тип человека раскрыт в книге «Тирза» Арнона Грюнберга. Пока мы плохо знаем главного героя Йоргена, он кажется нам человеком, лишенным чувств и не умеющим ярко проявляться. Автор показывает изменения его настроения через быт. Например, через страсть к кулинарии, которой увлекается персонаж.

7. Выхода нет

Еще один шикарный способ проявить живость персонажа — окунуть его в ситуацию, из которой нет правильного выхода. Что бы герой ни предпринял, он не сможет остаться в выигрыше или сохранить лицо в глазах всех читателей. Неоднозначным выбором героя разбейте их на 2 лагеря. Или поставьте всех в тупик, заставив аудиторию остановиться и задуматься: «А как бы я поступил (а) на его месте? А что мне важнее? А стал (а) бы я просить совета у кого-то?» Этот метод убивает 2 зайцев:
• демонстрирует живость персонажа;
• запускает обсуждения в ваших соцсетях или в комментариях у блогера или критика, который сделал обзор на вашу книгу.

8. Мотивы

Поступки героя обычно не возникают из ниоткуда. Должно быть что-то «до». Почему персонаж вечно хмурый? Почему избегает любви и привязанности? Почему сочетает в гардеробе зеленое и фиолетовое? Почему героиня вечно красит губы в красный цвет, даже сидя дома? Или почему каждые полгода меняет города?


Предыстория! В ней читатель должен найти все ответы на вопросы, которые могут возникнуть по ходу повествования. Как раскрыть предысторию? Все зависит от сюжетных поворотов. Иногда секреты героя должны быть вскрыты за минуту до кульминации или через полчаса после. А в некоторых жанрах — в самом конце истории.


Можно выдавать секреты по крупицам на протяжении всей книги. Но к финалу мозаика должна быть обязательно собрана, чтобы у аудитории не осталось ощущения недосказанности.

Есть и другие способы продемонстрировать объемность характера героев книги, их приближенность к реальности, к читателю. Но эти восемь — мои любимые. Они не требуют много места в книге или больших усилий от автора. Они редко мешают динамике повествования и всегда гармонично вписываются в сюжет и его повороты.
«ВКонтакте»: https://vk.com/emmawrites
Телеграм-канал: https://t.me/emmawrites
Страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/emma-rayc
Эмма Райц,
автор любовных романов
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: