Времена идеальных до тошноты героев, к счастью, прошли. Читателю не очень нравятся истории о персонажах, лишенных слабостей и пороков, знающих все на свете, умеющих и аппендицит вырезать, и ядерный реактор из табуретки собрать, и камни превращать в золото, а воду — в вино.
Прием используют многие авторы: те, кто уже стал классиком, и наши современники. Из последних можно отметить Ивана Шипнигова и его роман «Стрим». Писатель наделяет героев запоминающимися выражениями. Так один из персонажей Алексей изучает цены в магазинах и говорит о стоимости вещей и продуктов «дорого и несправедливо» или «недорого и справедливо». По этой речевой характеристике героя можно легко узнать.
Так пишут в соцсетях, когда описывается ситуация, которая обязательно хоть раз случалась с каждым. Именно так воскликнет читатель, если ваш главный герой посмотрел на часы, чтобы узнать время, а через полминуты был вынужден повторить этот жест. Потому что забыл! И такое случается со многими из нас.
Проявите писательскую наблюдательность, поболтайте с друзьями и аудиторией. Достаточно просто выявить какие-то действия или ситуации, которые характерны для многих, а потом аккуратно ввести их в повествование. Что может быть лучше, чем ощущения читателя, описываемые фразой «со мной тоже такое случается или случалось»? Ищите вдохновение, просматривая мемы. У кого из россиян, например, нет пакета с пакетами? Или кто из нынешних взрослых не стоял на картонке на рынке, чтобы померить зимние сапоги?
Малоэмоциональный тип человека раскрыт в книге «Тирза» Арнона Грюнберга. Пока мы плохо знаем главного героя Йоргена, он кажется нам человеком, лишенным чувств и не умеющим ярко проявляться. Автор показывает изменения его настроения через быт. Например, через страсть к кулинарии, которой увлекается персонаж.
Поступки героя обычно не возникают из ниоткуда. Должно быть что-то «до». Почему персонаж вечно хмурый? Почему избегает любви и привязанности? Почему сочетает в гардеробе зеленое и фиолетовое? Почему героиня вечно красит губы в красный цвет, даже сидя дома? Или почему каждые полгода меняет города?
Предыстория! В ней читатель должен найти все ответы на вопросы, которые могут возникнуть по ходу повествования. Как раскрыть предысторию? Все зависит от сюжетных поворотов. Иногда секреты героя должны быть вскрыты за минуту до кульминации или через полчаса после. А в некоторых жанрах — в самом конце истории.